13:15 22.06.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Дождались?
На совещании, по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва, прошедшего 18 июня сего года, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, заявил, что выборы назначены на 23 сентября 2012 года.
Совет Республики (верхняя палата парламента) будет сформирована до конца сентября этого года. Интрига с назначением даты выборов депутатов парламента сохранялась до самого последнего момента. И этот момент настал. Дан старт одной из основных избирательных компаний, во всяком случае, так предписано в законе.
Из принятого решения можно сделать вывод, что никаких изменений в Избирательный кодекс вносится, не будет потому, что в ходе избирательной компании правила игры менять не принято. Выборы будут проводиться по старому Избирательному кодексу, по уже неоднократно апробированной и отработанной схеме.
Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов остается, почти что, в том же составе, в каком была и раньше. Комиссию возглавляет бессменный руководитель и организатор всех побед на «выборах», начиная с 1996 года, Лидия Ермошина.
По всей видимости, власти планируют провести это мероприятие «как всегда» в один тур. К такому выводу приводит анализ статьи 56 Избирательного кодекса. В этой статье установлено, что выборы в Палату представителей нового созыва назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.
Полномочия депутатов Палаты представителей четвертого созыва заканчиваются 27 октября 2012 года. Следовательно, до 27 сентября сего года в стране должен быть избран новый состав депутатов Палаты представителей. Если 23 сентября будет избран полномочный состав депутатов, то требование закона будет выполнено.
Если правомочный состав депутатов не будет избран 23 сентября, то необходимо будет проводить второй тур голосования. В соответствии со статьей 83 Избирательного кодекса второй тур голосования проводится в тех случаях, когда ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов.
Второй тур голосования проводится не позднее чем в двухнедельный срок по решению окружной избирательной комиссии, по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов избирателей в первом туре. Проведение второго тура голосования не вкладывается в требования статьи 56 Избирательного кодекса.
Оно выходит за рамки 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Можно предположить, что власти заранее известны результаты выборов или, во всяком случае, то, что в первом туре голосования будет избран полномочный состав депутатов, более 50 процентов. Поэтому, назначая дату выборов, на второй тур голосования время, практически, не оставили.
На этом совещании Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко высказал ряд требований и рекомендаций центральным и местным органам власти по организации и проведении избирательной компании. Он потребовал обеспечения порядка в стране во время проведения избирательной компании, решительного пресечения незаконных действий и политических провокаций.
Он заявил, что «ведение предвыборной агитации не может осуществляться по правилам массовых уличных акций». А «местные органы власти должны представить гарантии ведения предвыборных общественных мероприятий, на условиях не худших, чем это было при проведении президентских выборов в 2010 году».
О формировании избирательных комиссий он высказался следующим образом: «Принятие решений об образовании следует осуществлять, как того требует закон – открыто, с участием политических партий, не зависимо от их политических взглядов, достойно зарекомендовавших себя на проведении прежних избирательных компаний, надо включать в состав избиркомов».
И, далее «те же, кто ранее способствовал дезорганизации выборов, не должен получать второго такого шанса». Конечно, никаких разъяснений , что следует понимать под словами, дезорганизация выборов, не последовало. Можно предположить, что это заявления отдельных членов избирательных комиссий с требованием открытого подсчета голосов избирателей с участием наблюдателей.
Или отказ подписывать итоговый протокол голосования на избирательном участке, если члену избирательной комиссии не разрешили самому пересчитать результаты голосования и сверить их с данными, занесенными председателем комиссии в итоговый протокол. Могут быть и другие вполне законные требования членов комиссии.
Практически, местные органы власти, на основании не разъясненного понятия, типа «ранее способствовал дезорганизации выборов», могут не включить в состав избирательных комиссий представителей оппозиционных политических партий, которые подвергали критике и высказывали сомнения в правдивости результатов выборов.
Однако, такого положения нет в законодательных актах о выборах. Высказывания президента страны, не оформленные соответствующим образом в законодательный акт, не являются законом. А выборы должны проводиться строго по закону. Об этом неоднократно заявлял президент страны.
Далее президент отметил, что на предстоящих выборах следует отвести самую активную роль наблюдателям. «В первую очередь, от наших конструктивных политических партий, профсоюзов, молодежных и ветеранских организаций…это позволит усилить гражданский контроль над ходом парламентских выборов, сделать их более прозрачными».
Все хорошо сказано, и, в принципе, все правильно. Но я, как- то не могу вспомнить названия конструктивных политических партий и их конструктивные предложения по вопросам совершенствования политической системы в стране. Профсоюзные, молодежные и ветеранские организации, на сегодняшний день, являются провластными, не способными обеспечить полноценное независимое наблюдение на выборах.
Таким образом, власть планирует провести парламентские выборы по старой схеме, в один тур голосования, с заранее определенными результатами по предварительно отобранным и согласованным кандидатам. Могут быть допущены даже некоторые элементы демократизации избирательного процесса, но не далее как до первого заградительного барьера, до подсчета голосов избирателей. В этот процесс, никто из «не своих», допущен не будет.
www.beltribunal.nl
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме
29 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |