14:46 22.10.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Ложь во спасение

Недавно в газете федерации профсоюзов «Беларускі Час» появилась статья председателя нынешней профсоюзной  организации учителей г.Минска Л.Ф.Богодяж, в которой она постаралась вылить ушат грязи на своих предшественников, т.е. на Минскую городскую организацию белорусского профсоюза работников образования и науки, забыв, правда, при этом сказать, что сама, возглавляя Московский райком этой организации, являясь членом ее президиума, принимала самое активное участие в работе и принятии решений.

Первая реакция на предложение моих бывших коллег ответить на измышления Ларисы Федоровны была отрицательной. Подумалось, нечего вступать в полемику с людьми, у которых чувство элементарной порядочности сильно притуплено. Однако, после размышления о причинах появления такой статьи именно сегодня, по прошествии стольких лет, после упомянутых в ней событий, решил, что отмолчаться не имею права.

Во-первых, в официальных профсоюзах началась отчетно-выборная кампания, в которой профбоссам, привыкшим сладко жить за счет взносов рядовых членов, для сохранения своего благополучия все средства, вплоть до откровенной лжи, хороши, свидетельством чему и является упомянутая выше статья.

Это подкрепляется сообщениями с мест, что сегодня ситуация в официальных профсоюзах доведена до абсурда, когда даже кандидатуры председателей райкомов необходимо согласовывать с руководством федерации!!! В этой связи, хотелось бы спросить у  ретивых профначальников, не перепутали ли они, где работают, в армии, или в профсоюзах, знают ли они, что такое профсоюзный Устав и на чьи средства они сегодня безбедно живут. Еще было бы по закону и справедливости, если бы они в своей газете опубликовали подробный отчет о наличествующей у федерации немалой, знаю это не понаслышке, собственности и полученных от нее доходов, а также как эти доходы распределены.

 Во-вторых, нельзя оставлять без внимания попытки людей, несущих прямую ответственность за плачевное положение работников образования и всей системы в целом, обелить себя в их глазах и в глазах населения страны. Притчей во языцех стали школьные поборы с родителей, практически ежегодные изменения правил приема в высшие учебные заведения, переход, накануне учебного года , с 12 летнего срока обучения в средней школе на 11 летнее, безудержный рост числа платных учебных мест в ВУЗах и т.д.

Апогеем же морального износа школы, на мой взгляд, стала укоренившаяся практика репетиторства учителей с учениками  классов, где они ведут уроки. Вызывает такой педагог родителя и говорит, что его ребенок отстает по тому или иному предмету, и тут же предлагает свои не бесплатные услуги. Ну, какой родитель откажет, если от учителя зависит оценка в аттестате.

Не хочу оправдывать такое уродливое явление никоим образом, но ради справедливости следует сказать, что во многом этому способствует удручающее социальное положение работников образования. Ни в бывшем СССР, ни в истории современной независимой Беларуси еще не было, чтобы по уровню средней зарплаты система образования оказалась на предпоследнем месте среди всех сфер трудовой деятельности, как это случилось в конце прошлого года. И все это происходит при молчаливом согласии профсоюза, его руководителей, первостепенной задачей которых, как раз, является защита социальных прав своих рядовых членов, регулярно уплачивающих профсоюзные взносы.

 Конец 80-х, начало 90-х годов прошлого века в системе профсоюзов СССР, являвшейся, по определению, приводными  ремнями партии, ознаменовался появлением ростков истинного профсоюзного движения. На предприятиях, в учреждениях и организациях появились коллективные договоры, заключавшиеся между профсоюзными организациями, представлявшими интересы работников, и администрацией. В них зазвучали требования по улучшению условий труда и его оплаты, именно то, что во всем цивилизованном мире является краеугольным камнем работы профсоюзов. На волне гласности и альтернативных выборов во главе профкомов появились лидеры, выдвинутые самими работниками, а не предложенные партией и администрацией.

Вот на этой волне на выборах председателя профкома Белгосуниверситета мне удалось победить конкурента, кандидатура которого была согласована с парткомом и ректоратом. Аналогичные события произошли в других ВУЗах Минска и республики в целом. Таким образом ,образовалась плеяда освобожденных председателей профкомов нового типа – выдвиженцев снизу. Вполне естественно, что изменился стиль их работы, главной целью которой стали интересы людей, оказавших им свое доверие. Стоит подчеркнуть, что все эти события происходили в рамках старой закостенелой профсоюзной системы, содержащей, тем не менее, в себе очень существенное подспорье для ростков будущего – обязательное тайное голосование при выборах освобожденных руководителей профсоюзных структур. Вполне понятно, что в ходе дальнейшей работы не могли не возникнуть противоречия между профсоюзными лидерами старой и новой формации. Чтобы успешно противостоять старому, мы начали объединять усилия. Например, была проведена объединительная конференция с участием председателей профкомов практически всех высших учебных заведений республики, независимо от их отраслевой принадлежности, на которой была образована ассоциация председателей вузовских профкомов. Было также заявлено, что если официальный профсоюз работников образования и науки не повернется лицом к проблемам своих членов, ассоциация будет преобразована в республиканский профсоюз работников высшей школы.

Этот и ряд других  шагов заставили руководителей Белорусского профсоюза работников образования занять активную позицию в своей работе, вплоть до вывода на площадь перед парламентом нескольких тысяч педагогических работников и угрозы забастовкой в момент голосования по первому закону  «Об образовании» независимой Беларуси. И только такие решительные действия заставили депутатов проголосовать за спорные статьи закона, определявшие социальный статус педагогических работников. Немаловажным фактором  при этом служила и активная поддержка своих лидеров рядовыми членами профсоюза, почувствовавшими вкус и силу коллективной борьбы. Естественно, что во время последующих выборных кампаний многие профсоюзные лидеры новой формации были избраны в вышестоящие руководящие профсоюзные органы.

 В декабре 1999 г., путем раздела Минского обкома белорусского профсоюза работников образования и науки, была создана Минская городская организация( горком ), насчитывавшая  в своих рядах  около115 тысяч членов от дошкольных детских учреждений до высших учебных заведений. В таком виде горком проработал до мая 2002 г. и успел сделать ( только наиболее значимые действия):
- всем минским учителям по инициативе горкома была установлена ежемесячная надбавка к зарплате в виде трех базовых величин из средств города;
- по инициативе горкома, поддержанной педагогическими работниками всей республики, было собрано более 330 тысяч подписей , заставивших правительство пойти на досрочное повышение заработной платы работникам образования;
- благодаря плановой проверке специалистов горкома в Первомайском районе г.Минска учителям было возвращено около 140 млн. рублей недоплаченной заработной платы;
- ряд незаконно уволенных ретивой администрацией работников системы образования были восстановлены на своих рабочих местах благодаря вмешательству специалистов горкома;
- горком твердо отстаивал отрицательное отношение к введению системы краткосрочных договоров в системе образования.

Уже возвращенные учителям Первомайского района средства полностью оправдали содержание работников горкома, даже если бы они больше ничего не делали. А ведь были еще более ста семинаров, проведенных в районах города по охране труда, правовым и социальным вопросам. Была помощь первичным школьным профсоюзным организациям в подготовке и принятии полновесных коллективных договоров с целым набором социальных гарантий.

В рамках международной работы были заключены договоры о сотрудничестве с московскими и варшавскими коллегами, что, например, позволило вывезти несколько групп минских педагогов в Варшаву для ознакомления с работой польских учителей. Было еще много текущей работы, отметим только один маленький штрих, с целью экономии средств  профсоюза горком отказался от содержания персонального автомобиля своего председателя. В данном контексте умышленно не перечисляются новогодние подарки, материальная помощь, всевозможные путевки, поскольку весь мировой опыт профсоюзной работы свидетельствует, что все это не является главной работой профсоюзов.

Несмотря на такую планомерную активную работу горкома, после президентских выборов 2001 г., на которых мне выпала большая честь возглавить предвыборный штаб бывшего премьер-министра М.Н Чигиря, у горкома стали возникать проблемы. Казалось бы, все мои действия не выходили за рамки Конституции и действующего законодательства, но власть не могла смириться с тем, что профсоюзный чиновник среднего звена посмел иметь независимую от ее мнения позицию. На меня началось беспрецедентное давление, вплоть до угрозы лишения работы. Последнюю угрозу можно было  осуществить в рамках действующего устава профсоюза, путем созыва внеочередной конференции организации и избрания нового председателя. Но, во-первых, в рамках того же устава конференцию должен вести действующий председатель горкома, что снижало шансы на успех. Во-вторых, какие обвинения ему можно было предъявить, в том, что он принял участие в конституционном выборном процессе? В-третьих, на конференции была бы озвучена вся работа горкома, приведенная выше, результаты которой в пользу опального председателя. В-четвертых, затевавшие расправу деятели были уверены, что при тайном голосовании вся их затея провалится.

В такой ситуации они не придумали ничего лучшего, как заставить выйти из состава профсоюзной городской организации учителей и работников дошкольных учреждений на смехотворном основании, что у них нет общих интересов с сотрудниками и студентами ВУЗов. Дальше все по цепочке: управление образования города – районные отделы образования – директора школ – учителя. Но и здесь у них появились большие трудности, поскольку многие школы целыми коллективами отказывались участвовать в этом некрасивом деле. Тогда в ход пошли шантаж и угрозы, например,  учителю СШ, одной из последних, сдавшихся под беспрецедентным произволом городских властей, зам. главы администрации района пригрозила запретом выезда за границу, к проживавшим там детям.

Поэтому заявление в статье, что учителя добровольно вышли из состава Минской городской организации белорусского профсоюза работников образования и науки, мягко говоря, не соответствует истине. Кстати, десятки заявлений, абсолютно идентичных, отличающихся только фамилиями, нами сохранены и ждут своего часа, когда всем антиконституционным действиям будет даваться непредвзятая оценка.

Такова правда фактов, которую нельзя очернить никаким кликушеством. Появление же  публикаций, подобных вышеназванной, на мой взгляд, объясняется только желанием завуалировать свою бездеятельность в деле защиты трудовых интересов работников образования. Но жизнь давно доказала, что, перефразируя народную поговорку, на  лжи в адрес предшественников, в рай не въедешь. Хорошо бы это запомнить и жить по совести и чести.

                          Председатель Минской городской
                          организации белорусского профсоюза
                           работников образования и науки
                           в 2000 – 2002 гг.                                        Анатолий Павлов

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме