23:01 20.10.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

ЛИВЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН: Ливер для малого бизнеса, сервелат для чиновников

Либерализация с горьким привкусом

После долгих терзаний и мучений 14 октября 2009г. власти Беларуси, наконец, опубликовали Постановление Министерства экономики от 19 августа 2009 г. № 141 (Рег. № 8/21433 от 22.09.2009) «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183». Почти два месяца чиновники думали, давать «зеленый свет» этому документу или нет. Даже после его опубликования Минэкономики решило назначить дату вступления постановления в силу через 15 дней. Вдруг, поступит сигнал сверху вернуть ценовой режим обратно?


 Постановление № 141 оставляет горький осадок. Ценовую либерализацию очень ждали. Ее активно обещали с конца 2008 года. Томили ожиданием. Говорили о рынке. Заманивали иностранных инвесторов. Повышали градус надежд.


Все это время власти, как манны небесной, ждали конца рецессии и восстановления спроса на белорусские товары. Растут складские запасы. Заводы погружаются в долги. Банки стыдливо прячут всю «грязь» на внебалансовые счета. Государство не рассчитывается за выполненные работы. Процедура покупки валюты стала похожа на получение лицензии на огнестрельное оружие: сложная, времяемкая и далеко не каждому дают. Более 300 тысяч человек работают по 2 - 3 дня в неделю. Бюджетников предупреждают о возможной задержке зарплаты.


 В США и Европе цены падают, а у нас устойчиво растут. Оказалось, что им - ценам – все равно, кто и как их регулирует. Они, цены, отказались от навязанной им традиционной «социальной» ориентации. И росли себе, давно преодолев уровень мировых. Сегодня лозунг «качество - европейское, цены – белорусские», значит следующее: за один и тот же телевизор, компьютер, костюм, диван, банан, яблоко, картофель или рыбу белорус платит на 30 – 300% больше, чем европеец. Вот до чего довело нас тотальное государственное регулирование цен, надбавок и затрат.


 Вопиющий провал ценового регулирования Беларуси не вызывает сомнения ни у предприятий, ни у инвесторов, ни у населения. Только Минэкономики и его начальство до сих пор сомневается в пользе свободных цен. Все эти муки сомнений, внутренняя борьба крепкого «совка» со слабым рыночником нашла отражение в Постановлении № 141. Вместо того чтобы стать лидером в рыночных реформах, Совмин действует по принципу «как бы чего плохого не вышло». Чиновники, как ладана, боятся «невидимой руки» рынка. Не потому, что она приведет к росту цен, а потому, что она лишит их возможности продавать свои услуги, получать взятки и «кошмарить» бизнес.


Правительство до сих пор ждет официального признания кризиса в стране. Нынешний его состав не может работать без инструкций сверху. Думать самостоятельно министры разучились. Смысловую пустоту заполняют бесконечные совещания и документы типа постановления №141.
 После прочтения этого документа не уверенный в себе человек, особенно иностранец, может усомниться в своих умственных и аналитических способностях. Это надо уметь так писать документы, чтобы потом за деньги продавать к нему инструкции по применению и пониманию. Чиновники Минэкономики не лыком шиты. Они понимают, что именно такой сложный язык, запутанные положения обеспечивают спрос на их консалтинговые услуги, в том числе в виде приглашения на платные семинары для бухгалтеров и руководителей предприятий. Они не обращают внимание на недоуменные взгляды инвесторов. Их робкие надежды на либерализацию Беларуси разрушаются запутанным, казуистическим языком постановления №141.

Антисоциальная 50-ка

Итак, либерализация цен началась. Не всех, не для всех и не во всех случаях. Такие вот последовательные наши власти. Так что радость предприятий, которые думали сэкономить на сокращении расходов на калькуляцию цен, на свободном ценообразовании оказалась преждевременной. Не для всех магазинов есть повод для радости, а кафе и рестораны вообще оказались исключенными из потока «либерализационной щедрости» Минэкономики.


Замечательно, что отменили ограничения по торговым надбавкам в розничной торговле. Лучше больше свободы, чем меньше. В данном случае она не распространяется на 50 товарных групп. Почему именно пятьдесят и почему именно на них, никто толком объяснить не может. Под лейблом «социально значимые товары» лоббисты Минсельхозпрода и других госструктур спрятали свои личные интересы.

 
На товары из этой протекционистской импортной «50-ки» можно делать только 30% надбавку. В группу ценового неблагополучия вошли все популярные у белорусов виды мяса, колбасы, яйца, молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб, рис и мука, макароны, сахар и рыба. Казусом можно считать включение в этот список бананов, апельсинов и лимонов. Оказывается, эти заморские фрукты уже стали «социально значимыми». Интересно, почему это в Польше, Литве или США они дешевле, чем у нас – и без ценового регулирования? Твердо стоят на защите своих интересов производители пельменей. Они также сумели пролоббировать ценовую дискриминацию в отношении своих иностранных конкурентов.


Ценовое раздолье сохранено за Министерством торговли. Оно будет определять список тех импортных товаров для детей, на которые ценовая надбавка ограничивается тридцатью процентами (с учетом дополнительных расходов строго по перечню).

Министерство здравоохранения успешно защитило свои корпоративные интересы от иностранных конкурентов. Оно сохранило за собой право заставлять белорусов переплачивать за импортные лекарства и услуги врачей, которые пользуются импортом. Сравнение цен на популярные лекарства, витамины и препараты между странами со свободным ценорегулированием и Беларусью позволяет сделать однозначный вывод, что в нашей стране лечиться гораздо дороже, а от скудного ассортимента лекарств и низкого качества отечественных аналогов – дольше и опаснее.


 Минэкономики думает не о потребителе, а защите неэффективных белорусских производителей с одной стороны, и тех немногих компаниях, которые получают разрешения на импорт товаров из группы пятидесяти с другой. Этот номенклатурный бизнес легко находит общий язык как с контролерами, так и с розничной торговлей.


Десятки тысяч исторических примеров со всех континентов однозначно доказывают, что только открытая конкуренция, свободная торговля и ответственный центральный банк (тот, который не печатает «пустые» деньги) гарантируют самые низкие цены, самый широкий ассортимент товаров и самую быструю систему исправления инвестиционных ошибок, в том числе распродажу складских запасов.


Минэкономики продолжает жить по методологии Госплана, а не по экономической теории и аксиомам здравого смысла. Поскольку товары из группы 50-ти составляют до 80% бюджета семей пенсионеров и малообеспеченных домашних хозяйств, то Минэкономики постановлением №141 увеличило для них риски бедности. Чиновники своими руками создают монополии и олигополии, а потом удивляются, почему это в Беларуси такие высокие, постоянно растущие цены.

Сохранение ценовой дискриминации

Чиновники сохранили еще одно опасное правило при формировании цены. Речь идет о назначении импортного товара. Если компания импортирует товар для продажи юридическому лицу или ИП для его производства, то надбавка (с учетом строго определенного перечня затрат) не может превышать 30%. Наличие разных ценовых режимов ввоза одного и того же товара сохраняет за Минэкономики право продолжать проверки предприятий на предмет ценообразования.


Комитет цен Минэкономики отстоял свое право «кошмарить» бизнес проверками на предмет правильности ценообразования. Контролеры будут проверять, насколько корректно в цену включены те или иные затраты. Тот факт, что в постановлении перечислены статьи затрат, говорит о том, что настоящей либерализации цен не будет.


Минэкономики пишет о порядке «определения и распределения накладных и прочих расходов», использовании метода «маржиналистского дохода». От таких словесных страшилок у бухгалтеров быстро портится настроение. Дело в том, что формирование разных затрат определяется учетной политикой самого предприятия «и отраслевыми рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)». Проверяющие правильность формирования цены наверняка будут сильно недовольны, если их рекомендации будут проигнорированы.


Таким образом, предприятиям нужно будет продолжать аккуратно вести весь бухучет, чтобы не только за описки в исчислении налогов не наказали огромным штрафом, а также за неправильную калькуляцию цены. Тот факт, что калькуляция цены остается обязательной процедурой, подтверждает смысловую пустоту ценовой либерализации по постановлению №141. Затраты бизнеса на расчет и учет затрат, на калькуляцию можно и нужно ликвидировать одним росчерком пера.
В Постановлении №141 много словоблудия, которое сохраняет жесткое регулирование цен на очень многие товары и услуги.

Как показала практика, «рекомендации» по повышению цен, обязательные к исполнению всем коммерческим организациям могут принимать исполкомы. В нашей стране телефонного права такая порочная практика должна искореняться не документом Минэкономики, а указом президента и практикой немедленного увольнения тех чиновников, которые практикуют рассылку «рекомендаций» в виде телефонограмм или распоряжений.

Либерализация по-настоящему

Указ о настоящей, а не суррогатной либерализации цен был бы очень кратким и четким. Его примерный текст звучал бы так:


«Пункт 1. С 15 октября 2009г. коммерческие организации и индивидуальные предприниматели формируют цены на все товары (услуги, работы), включая импортные – кроме указанных в пункте 3 – на всех сегментах рынка в свободном режиме, исходя из собственного представления о конъюнктуре рынка».


Пункт 2. Органы государственного управления не имеют права вмешиваться в процесс ценообразований предприятий, требовать обоснования цен или устанавливать дискриминационные ценовые режимы в зависимости от страны происхождения товара или его назначения.


Пункт 3. Цены на товары (услуги) инфраструктурных компаний – монополистов (энергетика, транспорт, водоснабжение, тепло, телекоммуникация) устанавливаются Советом Министров на основе анализа затрат, проведенного независимой аудиторской компанией».


 Такой документ понятен любому человеку, даже со средним образованием. К нему нужно было бы принять еще один указ «О свободной конкуренции и торговли». Этот документ ликвидировал бы все препятствия внутри страны на свободное перемещение товаров. Он бы четко установил перечень монополистов (те же инфраструктурные мероприятия) и разделил бы коммерцию и госуправление. Каждый госслужащий при приеме на работу был бы обязан поддерживать конкуренцию и не принимать решений, которые бы ее ограничивали.


 Постановление Минэкономики №141 – это всего лишь мысль в нужном направлении, в сторону свободных цен. Белорусский бизнес опять продолжают дурить имитацией либерализации. На самом деле, перед нами пример ценовой лиВерализации: вместо свежего вкусного мяса или качественного сервелата белорусскому бизнесу подкинули низкопробную ливерку, от которой даже коты носы воротят.


Рано или поздно ценовую плотину в Беларуси прорвет. Груз проблем будет таким тяжелым, что предприниматели просто начнут игнорировать правила ценообразования. Беднеющие чиновники тоже все чаще будут закрывать глаза на нерегламентированное формирование «рыночной цены».

 Если Минэкономики и Совмин показали постановлением №141 весь свой либеральный потенциал, то беда нам всем. Действия властей все больше похожи на шок без терапии, когда пораженный гангреной хвост кота отрубают мелкими кусками - из гуманных соображений. Думаю, что по отношению к Беларуси самым гуманным актом Совета Министров в целом и Минэкономики в частности была бы отставка в полном составе.

Ярослав Романчук               http://romanchuk-jaroslav.blog.tut.by/

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме