12:45 02.07.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Кто пострадает от продажи «Беларуськалия» китайцам
РУП “Государственное производственное объединение «Беларуськалий» продается. Не все. Не сразу. Не всем. И совсем непонятно, за сколько. Начало процесса положил указ № 331 от 25 июня. «Беларуськалий» должен стать открытым акционерным обществом. Это первый шаг к реальной приватизации.
Предпродажную подготовку проходят также компании, владеющие белорусскими магистральными нефтепроводами (РУП «Гомельтранснефть Дружба» и РУП «Новополоцкое республиканское унитарное предприятие по транспорту нефти «Дружба»). Это тоже структуры из первой двадцатки самых привлекательных коммерческих организаций. В ситуации, когда в руках государства находятся магазины, парикмахерские и мелкие заводики, приватизация самых крупных белорусских предприятий приковывает внимание.
Шесть причин быстрой продажи «фамильного серебра»
Не от большой любви к капитализму белорусское правительство задумалось над продажей своих ценных активов. Долги, растущий кассовый разрыв, дефицит бюджета, острая необходимость поднять зарплату, хотя бы временно – перед президентскими выборами, убыточность большой части государственной экономики, низкий уровень доверия иностранных инвесторов – вот причины принятия указа № 331. Его содержание, политический и правовой контекст позволяют сделать целый ряд важных выводов.
Во-первых, сами власти не верят в ценность государственного малого и среднего бизнеса. Иначе правительство сконцентрировало бы свои усилия именно на их продаже.
Во-вторых, стремительно ухудшается ситуация с доходами бюджета. Расчет на беспошлинные российские нефтепродукты, дешевый газ и льготные схемы поставки нефти не оправдался. На экспорте калийных удобрений всю экономику и бюджет не вытянешь.
В-третьих, правительство в «жирные времена» не накопило резервов, чтобы сегодня использовать их для проведения реструктуризации и сохранения социальной стабильности. В Нацбанке еще есть около 5 млрд. долларов резервов, но тратить их на повышение зарплаты или на пополнение оборотного капитала промышленных предприятий – это как прожигать отложенные на черный день деньги в казино.
В-четвертых, время легких дешевых кредитов для белорусского правительства закончилось. Это в 2009 году можно было получить 4,3 млрд. долларов экстренного внешнего финансирования. Сегодня МВФ и Всемирный банк держат паузу. Кремль сердится, а ЕС ждет прогресса в политической и правовой сферах.
В-пятых, продажа миноритарного пакета «Беларуськалия» китайскому инвестору позволяет правительству Беларуси сохранить контроль над данным предприятием и заручиться кредитной поддержкой Китая по иным проектам. Белорусские власти надеются, что у них пройдет тот же номер, что с «Газпромом». Официальный Минск продал ему половину «Белтрансгаза» по очень высокой цене, но российский инвестор имел весьма ограниченные возможности в управлении «Белтрансгазом».
В-шестых, продажа «Беларуськалия» китайцам должна увеличить экспортный потенциал предприятия уже в краткосрочной перспективе. Валюта и дополнительные налоговые поступления правительству очень нужны. Добиться резкого увеличения объемов продаж без привлечения китайских инвесторов белорусские менеджеры не могут. Отсюда интенсификация переговоров и стремление в одном пакете получить не только миноритарного акционера, но и щедрого кредитора в лице правительства Китая.
О белорусах позабыли
«Беларуськалий» — очень ценный национальный актив. В кризисном 2009 году было добыто 4,4 млн. тонн удобрений и экспортировано 1,75 млн. тонн на сумму 1,36 млрд. долларов. Годом раньше положение было куда как лучше. На экспорте 3,8 млн. тонн мы получили 3,36 млрд. долларов. В 2010 году планируется добыть около 7 млн. тонн и приблизиться к 3 млрд. долларов экспортной валютной выручки.
Цифры впечатляют. Однако управление калийной компанией требует стандартных знаний менеджмента и маркетинга в сфере добывающей промышленности. Нужны надежные связи с потребителями во всем мире, качественное управление издержками добычи и реализации, выравнивание условий продажи калийных удобрений на внутреннем и внешних рынках. Все это вполне под силу белорусским менеджерам. Качество их управления было бы гораздо выше, будь они акционерами калийного гиганта. «Беларуськалий» мог бы работать еще лучше, если бы правительство не облагало его непосильными налогами. Так что потенциал повышения стоимости «Беларуськалия» без быстрой, на скорую руку придуманной приватизации есть. Грустно, что Вертикаль ищет легкие решения за рубежом, забывая о национальном бизнесе и миллионах потенциальных белорусских акционеров, которые бы с удовольствием вложили в «Беларуськалий» свои сбережения.
Однако Указ 331 запрещает продажу акций «Беларуськалия» членам трудового коллектива. Это проявление неуважения к тем людям, которые своими руками создавали мощь данного предприятия. Нельзя будет купить акции и владельцам именных приватизационных чеков «Имущество». Этим действием правительство еще раз дало понять, что раздача белорусам чеков – это типичный государственный лохотрон. Не у дел окажутся предприниматели и представители частного малого бизнеса страны. Они также не получат возможности купить акции белорусского «фамильного серебра» на национальной фондовой бирже.
Правительство проигнорировало интересы пенсионеров. Продажа «Беларуськалия» не предусматривает передачу в пенсионный фонд страны хотя бы минимального пакета акций. Данная мера позволила бы увеличить устойчивость пенсионной системы и защитить интересы сегодняшних и завтрашних пенсионеров.
Правительство, вероятно, собирается потратить вырученные от продажи акций «Беларуськалия» деньги на текущее потребление, т. е. попросту говоря, «проесть».
Чем грозят сделки большого бизнеса и государства
На покупку пакета акций «Беларуськалия» претендует китайская корпорация CITIC. Это крупная коммерческая структура, которая, по словам ее представителя в Беларуси, «по инвестиционным проектам … не имеет ограничений по стоимости». Она имеет поддержку государственного Эксимбанка Китая и уже строит три новые линии на трех цементных заводах. В сделке заинтересованы также China Blue Chemical и Sinofert. Они импортируют белорусские удобрения. На этом этапе трудно сказать, сколько стоит «Беларуськалий», какой пакет продаст китайцам правительство, но ход ведения переговоров не может не настораживать.
Сделки большого бизнеса и белорусских властей могут закончиться как потерями для бюджета, так и дискриминацией белорусских участников. Ситуацию усугубляет экономический контекст приватизации «Беларуськалия». Китайцы – прекрасные переговорщики. У них нет комплекса вины перед Беларусью. Они не обременены нашей общей историей. Зато они прекрасно видят, что правительство Беларуси испытывает острый дефицит ресурсов и готово идти на компромиссы по цене и условиям сделки.
Вот десять причин опасаться сделок большого бизнеса и государства:
1) дискриминация потенциальных внутренних и внешних инвесторов. Из-за ограничения числа потенциальных покупателей гораздо легче манипулировать ценами, занижать их в пользу участников сделки;
2) сильная политизация коммерческой сделки, особенно если покупателем является государственная компания или компания, которая работает при поддержке государства;
3) игнорирование интересов работников предприятия и миноритарных акционеров;
4) сохранение государственного контроля над приватизированным предприятием, в том числе принудительных схем поставок товара на внутренний рынок по льготным ценам;
5) высокая склонность к коррупции и перераспределению активов в пользу номенклатуры или контролируемых ею коммерческих структур;
6) сохранение возможности лоббирования бюджетных программ для поддержки приватизированного предприятия, перераспределение расходов бюджета в пользу мощного лоббиста;
7) сохранение механизмов для ограничения конкуренции, распространение монополистических практик;
8) сохранение сильного государственного регулирования, которое не мешает большому частному бизнесу, но ликвидирует или существенно усложняет жизнь малым конкурентам;
9) развращение чиновников, судебных и правоохранительных органов, создание для них (их родственников, друзей) синекур в виде должностей в руководящих органах, ухудшение качества государственного управления;
10) порча репутации приватизации и рыночных реформ в целом, восприятие частной собственности, как чего-то несправедливого и порочного, увеличение рисков национализации и ограничения демократии.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме