15:45 21.02.2013 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Козлюк: Россиянам в вопросе свободы собраний повезло больше

21 Февраля 2013, 14.01 |  Алексей Козлюк, ЕвроБеларусь | 

Решения российского Конституционного Суда в Беларуси кажутся фантастикой

В июне 2012 года в России был внесен ряд изменений в законодательство о массовых публичных мероприятиях и корреспондирующие нормы КоАП. 14 февраля Конституционный Суд РФ вынес Постановление по запросу депутатов Госдумы и жалобе Эдуарда Лимонова о проверке конституционности поправок в законе. Читая решение суда, невольно начинаешь сравнить с беларускими правовыми реалиями.

Беларуский закон о массовых мероприятиях после поправок 2011 года практически не дает ни единого шанса провести политический митинг или пикет легально. Чиновники могут запретить мероприятие по десятку оснований, среди которых «погодные условия» и «другие обстоятельства, влияющие на обеспечение общественной безопасности». А разрешение нужно получать даже на одиночный пикет или на то, чтобы сделать фотографию с плюшевым медведем.

Осенью 2011 года Конституционный суд Республики Беларусь изучил закон о массовых мероприятиях и пришел к выводу, что он полностью соотвествует Конституции. У многих это вызвало вопросы. Как беларуский закон прошел «проверку» блюстителей конституционной законности? Как Судьи «не заметили», что формулировки закона размыты, полномочия чиновников безграничны, а гражданам остается смиренно просить позволения высказать свое мнение публично, оплатив при этом счет от милиции, скорой и коммунальных служб?

Журналисты давно придумали название закону – «больше трех не собираться» - из-за того, что массовым мероприятием могут посчитать перфоманс художника или уличный концерт. Да что уж там - фактически любое собрание людей в общественном месте. Со всеми вытекающими – в виде штрафа или ареста до 15 суток.

В конце 2012 года Lawtrend (Центр правовой трансформации) еще раз напомнили беларускому Конституционному Суду об абсурдности закона, когда направили судьям отчет по итогам мониторинга практического применения Закона о массовых мероприятиях в 2012 году. В ответ в своем ежегодном послании суд снова сделал вид, что проблемы нет. А поскольку граждане и организации, обращаясь в Конституционный Суд, не могут запустить процедуру проверки закона на предмет конституционности, эффективность этого института в отстаивании прав и свобод граждан довольно низка.

Не буду брать на себя смелость оценивать, насколько государственная система России соответствует принципу разделения властей, но там Конституционный суд, очевидно, имеет определенный вес, а российским гражданам в вопросе свободы собраний повезло больше.

Согласно поправкам 2012 года, в частности, повышен размер денежных штрафов, введено новое административное наказание в виде обязательных работ, усилены требования к организации и проведению собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. 14 февраля Конституционный Суд РФ дал свою оценку конституционности поправок в закон о митингах и КоАП. В нем раскритикованы практически все положения обновленного закона, правда, в итоге КС решил отменить только несколько принципиальных нововведений.

Не соответствующим Конституции признано увеличение минимального размера штрафов за нарушения на митингах, которое не позволяет «учесть все обстоятельства дела и обеспечить должную индивидуализацию ответственности». До исправления ситуации КС разрешил судам снижать штрафы по своему усмотрению.

Суд смягчил ответственность организаторов и участников митингов. Теперь организатор не может быть наказан за формальные нарушения: суду потребуются доказательства его прямой вины в случае причинения вреда или ущерба участниками митинга. Также суд счел, что назначение обязательных работ в качестве административного наказания за одно лишь формальное нарушение законодательства о публичных мероприятиях может быть расценено как средство подавления инакомыслия. Запрещается применять данную меру, если отсутствует ущерб здоровью, нанесение вреда имуществу или иные подобные последствия.

Конституционный Суд постановил, что местные власти должны обеспечить достаточное количество специально отведенных мест для публичных мероприятий («гайд-парков»), как минимум, в каждом городском округе и муниципальном районе.

В этом решении есть еще много интересных для правоведа моментов, включая толкование норм и логику судей. Конечно, суд можно упрекнуть в половинчатости решения, поскольку все барьеры на пути политической активности граждан не убраны. Многие полагают, что поправки вообще следует отменить из-за нарушения процедуры принятия.

Но, тем не менее, для Беларуси даже такие документы кажутся чем-то из разряда фантастики. Последний раз беларуский Конституционный Суд остро критиковал парламентские законы и президентские указы еще до 1996, под руководством Валерия Тихини. При Григории Василевиче и после него формулировки Суда стали мягче, а решения все больше «рекомендовали» исправить недочеты отдельных нормативных актов. Об отмене неконституционных положений речи даже не шло. В настоящее время Конституционный Суд поставлен в такую позицию, когда его действия скорее дискредитируют тот высокий статус, который закреплен за конституционной юстицией в демократическом государстве. И сравнение с Россией здесь, увы, не в нашу пользу.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме