13:30 21.06.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Каждый месяц промедления с приватизацией – минус 100 миллионов долларов
Эпоха господства государственной собственности в Беларуси заканчивается. Кремль своими решениями по газу и нефти существенно ускоряет процесс заката белорусской вертикально ориентированной экономики. Жить в долг можно, но недолго. Когда отдавать долги нечем, нужно продавать имущество и активы.
Теоретически можно попытаться «кинуть» кредиторов, но тогда будет еще хуже. Еще можно согласиться на предложение Кремля, но тогда дорога к свободной торговле с Украиной и странами ЕС будет закрыта. Впрочем, о полноценной независимости тоже можно будет забыть.
В Беларуси «живых» денег недостаточно для того, чтобы удовлетворить претензии «Газпрома», покупать нефть с экспортными пошлинами и газ по мировым ценам, «кормить» субсидиями аграрный сектор и повышать зарплату одновременно. Ресурс политики затягивания поясов имеет свои пределы – немногим захочется добровольно лезть в петлю. Значит, приватизация неизбежна. Открытым остается вопрос, как она будет проходить. Если правительство останется в плену своей «железобетонной» логики – продавать по «старым ценам», навязывать инвесторам свыше двадцати условий и оставлять в своих руках контрольный пакет, то даже то, что сегодня представляет ценность для серьезных инвесторов, будет превращаться в хлам, рухлядь и металлолом.
Каждый месяц промедления с приватизацией – это минус в балансе Беларуси. Конечно, сегодня условия для переговоров с инвесторами гораздо хуже положения 2007 года. Тогда был пик экономического бума. Тем не менее, вариант «придержать госсобственность в руках номенклатуры» до наступления хороших времен гораздо хуже варианта продать ее на открытых аукционах за деньги. И вот почему.
Во-первых, номенклатура воспользуется случаем и «отщипнет» себе самые лакомые куски госсобственности по дешевке. В этом случае государство потеряет миллиарды долларов потенциальных доходов. Во-вторых, управленческий, творческий и интеллектуальный потенциал «красных директоров» и властей истощен. Нет свежих идей. Дефицит новых людей. Провал старых технологий. Допотопность архаичного маркетинга. Если во время бума эти люди не сумели создать устойчивый, конкурентный бизнес, то во время кризиса и адаптации к мировым ценам на энергоресурсы, они тем более будут бессильны сохранить и увеличить стоимость активов и провести качественную предпродажную подготовку. Замораживание приватизации – это ежемесячное обесценение народного богатства на 50-100 миллионов долларов.
Третьей опасностью блокировки приватизации в стране является интенсификация конкуренции со стороны наших соседей и торговых партнеров. Литва, Польша, Россия и Украина, не говоря уже о Китае, Турции и Индии, даже при всех огрехах в экономической политике не думают о восстановлении плановой экономики и самоизоляции. В условиях кризиса идет гораздо более интенсивная борьба за инвестиционные ресурсы. Сегодня уговорить ТНК, ведущие банки мира открыть бизнес в Беларуси гораздо сложнее, чем в 1990-х.
В начале системных рыночных реформ в регионе богатые мира сего не имели своих производств, структур и представительств в странах Центральной и Восточной Европы. Не было их также в Москве и Киеве. Серьезные инвесторы не готовы вкладывать деньги под личные гарантии чиновников. Им нужны институциональные и правовые гарантии прав собственности.
Двадцать принципов народной приватизации
Логика поведения хорошего хозяина подсказывает белорусскому правительству самый оптимальный вариант выбора в отношении собственности – приватизировать. Не все сразу. Не в один руки. Не за бесплатно. Не лишь бы кому. Ответственная, народная приватизация требует соблюдения целого ряда базовых принципов. Такие имущественные преобразования называются «народными», потому что деньги от продажи госсобственности направляются в пенсионный фонд. В дополнение до 20% акций стратегических предприятий могут быть также переданы в пенсионный фонд, чтобы обеспечить стабильность его работы. Наконец, до 10% акций рекомендуется передать работникам приватизируемых предприятий, чтобы превратить их в сторонников приватизационных сделок. «Ответственной» можно назвать такую приватизацию, при которой исключен или минимизирован номенклатурный или мафиозный захват активов, когда за продаваемые активы выручена максимально возможная сумма денег и когда активы попали в руки эффективного собственника.
Вот двадцать принципов, строгое соблюдение которых обеспечит проведение в Беларуси народной, ответственной приватизации:
В отношении малых и средних государственных предприятий:
1. Продажа исключительно через открытый аукцион, чтобы не допустить дискриминации потенциальных инвесторов;
2. Продажа коммерческих предприятий с землей, на которых они находятся,
3. Продажа без навязывания объемов инвестирования, сохранения обязательного профиля предприятий, без принуждения нового собственника к сохранению старой численности работников;
4. Продажа по рыночной цене — то есть по той, которая будет результатом проведения открытого аукциона;
5. Продажа 100% акций, чтобы у номенклатуры не было соблазна осуществить рейдерский захват;
6. Продажа, как минимум, контрольного пакета (50% плюс одна акция) одному инвестору,
7. Передача до 10% акций (бесплатно) работникам приватизируемого предприятия с правом продажи акций новому собственнику, владельцу контрольного пакета;
8. Продажа за деньги, а не за чеки или другие «ценные» бумаги;
9. Поступление от приватизации: 60% - в пенсионный фонд на накопление, остальное – в местные бюджеты;
10. Продажа по остаточной стоимости объектов недвижимости для арендаторов коммунальной и республиканской собственности;
11. Продажа преимущественно для белорусских инвесторов предприятий с числом работающих до 200 человек и с годовым оборотом до 50 млн. долларов.
В отношении крупных предприятий особыми принципами (в дополнение к вышеуказанным для МСБ) являются:
12. Продажа каждого крупного предприятия отдельно, при участии авторитетной консалтинговой организации (белорусской или зарубежной), которая специализируется в данном секторе экономики;
13. Активная информационная кампания (как минимум, 6 месяцев) о приватизации стратегических предприятий в Беларуси на ведущих информационных площадках мира;
14. Проведение независимого аудита приватизируемого предприятия для определения начальной цены на аукционе;
15. Создание равных условий участия в приватизационных аукционах для белорусских и зарубежных компаний;
16. Продажа контрольного пакета стратегическому инвестору (минимум, 50% +1 акция), передача до 20% акций в пенсионный фонд и до 10% акций – работникам предприятия. В отдельных случаях должна быть предусмотрена продажа с обязательством сохранения профиля предприятия в течение 10 лет (например, МАЗ, МТЗ, БМЗ и т.п.),
17. Передача управления пакетам акций, остающихся в собственности государства, в независимый орган или в трастовое управление частным структурам с четкими обязательствами их перед государством;
18. Финансирование государством программ по переобучению и переквалификации уволенных работников за счет бюджета;
19. Поддержка переезда уволенных работников из моногородов (денежный грант и помощь в аренде жилья);
20. Подключение гражданского общества к обсуждению хода приватизации, участие авторитетных неправительственных организаций и представителей СМИ в комиссиях по приватизации стратегических предприятий.
Следует отметить, что за 20 лет с начала создания рынка в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ ни одна страна не выполнила все двадцать принципов народной, ответственной приватизации. Отчасти поэтому люди негативно относятся к ней, а также к новым собственникам. Нет восприятия справедливости данного процесса. Люди чувствуют себя обманутыми, часто вполне обоснованно. Беларусь должна научиться на чужих ошибках.
Риск пойти российским или украинским путем у Беларуси тоже есть. Но есть и шанс создать принципиально новую экономику. Он предоставляется стране раз в сто лет. Грех им не воспользоваться.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме