01:15 21.09.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Какой будет Беларусь после Лукашенко

Интервью кандидата в президенты Беларуси от Объединенной гражданской партии Ярослава Романчука канадскому политологу Дэвиду Марплзу.

Почему вы решили выставить свою кандидатуру на президентских выборах?

Я хорошо представляю себе, что и как нужно реформировать в Беларуси. У меня есть силы, энергия и решимость. У меня есть команда профессионалов, из которых сформируется костяк будущего правительства. Меня поддерживают организации и структуры из более 20 городов по всей стране.

Как показывают опросы, 51% белорусов готовы к тому, чтобы у них был новый президент. И 40% хотят, чтобы новый президент был экономистом.

Лукашенко начал свою предвыборную компанию, но его рейтинг на 25 процентных пунктов ниже, чем во время его предвыборных кампаний в 2001 и 2006 г. У него не так много шансов вернуть себе поддержку этих избирателей, особенно в условиях «холодной войны», которую он решил вести с Россией, и растущих проблем в экономике.

Я единственный экономист из тех, кто собирается выставлять свою кандидатуру. На самом деле, я скорее экономист, чем политик. Думаю, я смогу получить более 40% голосов от тех, кто не поддерживает ни правительство, ни оппозицию. Это не романтическая авантюра, не личный PR-проект; это взвешенное и продуманное решение.

Действительно ли возможно, чтобы по итогам выборов 2011 г. на место Лукашенко пришел кто-то другой? Как это может произойти?

Я думаю, что на этих выборах, в отличие от всех предшествовавших, действительно есть возможность сместить Лукашенко. Во-первых, всем очевидно, что он устал и всё время повторяет одни и те же избитые идеи. В его команде не появляются новые лица; у него нет адекватных соображений для решения экономических проблем; у него нет ресурсов, чтобы продолжать свой социалистический авторитарный эксперимент. Во-вторых, Лукашенко встал на путь самоизоляции, и в этом его большая ошибка. Он сопротивляется ЕС и игнорирует его надежды на постепенную либерализацию Беларуси. Он поссорился с Россией, которая оказывала Беларуси материальную, политическую и дипломатическую помощь. Он не пытается выйти из тупика, в который зашли отношения его страны с Соединенными Штатами. Контакты с Венесуэлой, Ираном и Сирией едва ли можно считать адекватной внешнеполитической альтернативой.

В-третьих, Лукашенко так и не понял природу и суть мирового финансового кризиса. Он всё еще пребывает в иллюзии, будто его модель государственного планирования чем-то лучше всех остальных. В экономике нет либерализации. Практически нет прав частной собственности. Все проекты по приватизации пребывают в замороженном состоянии. Бизнесменов изводят. Управляющие сходят с ума от планирования «сверху вниз» и бюрократического абсурда.

Наконец, Лукашенко теряет поддержку своих наиболее надежных избирателей – тех, кто голосовал за него ради стабильности, безопасности, зарплат и пенсий, дружбы с Россией или из-за того, что «голосовать больше не за кого».

Ясно одно: в первом раунде Лукашенко не победит. Конечно, он может добавить себе фальшивых процентов своими методами. В общем-то, он этим и занимался почти 15 лет. Но в случае такого развития событий ответная реакция очевидна.

В эту предвыборную кампанию мы вложили много усилий; мы сплотили группу людей, которые борются за победу демократических сил. Нас поддерживают деловые круги и те, кто думают, что Лукашенко просто устал, и ему пора на покой. Мы опираемся на влиятельные связи гражданского общества и развиваем инновационные методы ведения предвыборной кампании через Интернет. Опросы общественного мнения показывают, что поддержка оппонентов Лукашенко достигла здорового уровня, и это говорит о том, что вечером в день выборов в центре Минска соберутся не 25 000 человек, как в 2006 г., а как минимум вдвое больше. Наши позиции укрепятся по итогам экзит-полов. Демонстрация народной поддержки будет главным рычагом для получения правдивой информации о результатах голосования. Мы готовы к любым вариантам развития событий. В частности, мы готовы прибегнуть к помощи посредников ЕС, чтобы вступить в диалог с властями.

Допустим, президентом выберут вас. Какими проблемами Беларуси вы бы занялись в первую очередь? Думаете ли вы, к примеру, что Беларусь обречена на экономический спад?

В Беларуси системный экономический кризис еще не наступил. В 2008-2009 г. правительство решило значительно повысить уровень иностранных займов. Государственный долг вырос более чем вдвое, в этом году он достиг 50% ВВП. Четыре года назад он составлял треть от того, что сейчас. Впервые за пять лет страна столкнулась с дефицитом бюджета. В 2010 г. этот дефицит может составить 4% ВВП. Иными словами, экономику накачивают кредитами, особенно это касается сельскохозяйственного и строительного секторов. Инфляция неизменно высока – порядка 10%. Дефицит платежного и внешнеторгового баланса составляет сейчас 13% ВВП, поэтому стабильность белорусского рубля оказалась под угрозой.

Нынешняя реакция на это положение дел неадекватна. Правительство продолжает перераспределять более 50% ВВП по бюджету. Оно заморозило приватизационные проекты. Оно не смогло провести либерализацию цен. Хронически не хватает инвесторов. Государственные расходы никому достоверно не известны; так или иначе, они направлены на укрепление старых производственных технологий. Белорусская экономика производит не то, что нужно на рынке, а то, что требует правительство, и ситуация в этом смысле только ухудшается. При переходе к мировым рыночным ценам на газ и ликвидации нефтяных субсидий со стороны России экономические трудности в белорусском государственном планировании только возрастут.

В таких обстоятельствах на экономику, естественно, придется львиная доля нашего времени. Мы уже разработали (и готовы претворить в жизнь) следующие законопроекты. Во-первых, новый закон, вводящий инновационную систему налогообложения, в которой будет выделяться четыре вида налогов, а не тридцать, как сейчас. Второй законопроект касается либерализации, благодаря которой можно будет реализовать 118 предложений, выдвинутых национальной бизнес-платформой, которую мы в течение четырех лет разрабатывали в сотрудничестве с бизнес-сообществом. В-третьих, это законопроект о поддержке, которую правительство должно оказывать студентам и молодежи, – этот проект мы показывали властям два года назад. Четвертый закон касается приватизации, и он в черновом виде у нас уже подготовлен. В отличие от того, что делали в 2005 г. украинцы, мы не тратили времени на подготовку по правительственным вопросам. Я хорошо понимаю, что необходимы конституционные изменения, чтобы перераспределить соотношение сил. Мы планируем провести по этому поводу референдум через шесть месяцев после выборов.

Беларусь стремится вступить в ЕС. Каким образом это может повлиять на стратегические и экономические отношения с Россией (например, на Евразийское экономическое сообщество или на Таможенный союз с Россией и Казахстаном)? Куда Беларуси следует обратиться – к Востоку или к Западу?

Когда всё распределяют по схеме «либо Восток, либо Запад», это пережиток холодной войны. Это менталитет Восточного блока, это абстракция, которая препятствует формированию внешней и экономической политики Беларуси. Да, я думаю, что, стратегически говоря, Беларуси нужно вступить в Евросоюз. Для достижения этой цели потребуется как минимум 15 лет, в течение которых нужно полностью реформировать институты, а также  основательно пересмотреть и перестроить правовую систему. Это в том случае, если ЕС вообще захочет, чтобы Беларусь вошла в его состав. Сейчас это совершенно не очевидно.

Но в то же время – я подчеркиваю: в то же время – нам необходимо возобновить настоящие партнерские отношения с Россией, чтобы они строились на взаимовыгодных соглашениях и действенных институтах. Сейчас нет ни того, ни другого. Например, в 1995 г. Россия и Беларусь заключили Таможенное соглашение, но оно не работает. Был проект создания «Союзного государства», но дальше бумаги, на которой он был написан, дело не пошло. Евразийское экономическое сообщество – это еще одно Содружество независимых государств: такая же говорильня для бюрократов и политиков.

С другой стороны, соглашение о Таможенном союзе между Россией, Беларусью и Казахстаном – это проект, который нуждается в развитии. По основным положениям уже договорились, но нерешенными остались многие болезненные вопросы. Здесь речь идет не только об энергоресурсах, но и о налогах, сертификации и идентификации страны-производителя. На многие вопросы иностранных инвесторов (можно ли свободно продавать в Беларуси продукт, произведенный в России?) пока нет ясных ответов. У Беларуси более 20 ограничений для российских товаров, у России – более 10 для белорусских. В Беларуси действует правило, согласно которому 90% продуктов питания и 80% промышленных товаров должны быть белорусского производства. Таким образом, мы еще даже не дошли до зоны свободной торговли, не говоря уже о Таможенном союзе.

Я думаю, нам следует осознать подлинное положение вещей и не бежать впереди паровоза. Сейчас нам нужна настоящая зона свободной торговли, в которой нет исключений и ограничений. Это позволит нам восстановить партнерские отношения и оставить идею о том, что «дружба» строится на щедрых нефтегазовых субсидиях. Как ни парадоксально, и для установления хороших отношений между Россией и Беларусью, и для создания партнерской программы с ЕС и странами Восточного партнерства нам нужны разумные таможенные правила на границе с Россией.

Я твердо уверен, что такая внешнеполитическая стратегия отвечает государственным интересам. Она соответствует международным нормам и стандартам, а также идее, что мы со всеми можем построить дружеские отношения. Мы должны постараться установить безвизовый режим сообщения с нашими соседями. Если установится такая атмосфера, то через десять лет и простым людям, и политикам будет проще понять возможные перспективы дальнейшего развития: следует ли устремиться к интеграции с ЕС, чтобы стать полноправными членами Союза, или продолжить работу в зоне свободной торговли, оставаясь при этом участниками международных экономических (ВТО, МВФ, Всемирного банка, ЕБРР) и политических (ОБСЕ, Совета Европы) организаций.

Следует ли Беларуси стремиться к вступлению в НАТО?

Нужно учитывать характер и природу того, что действительно угрожает нашему региону и всему миру; нужно понимать, как белорусы относятся к НАТО и вообще к военным блокам; следует также придерживаться конституционного принципа нейтралитета. При всех этих условиях я думаю, Беларуси не нужно стремиться к членству в НАТО. С другой стороны, конечно, в наших интересах будет участвовать в совместных проектах.

За последнее время у Беларуси и России появилось много форм сотрудничества – в частности, Россия начала строить первую в Беларуси атомную электростанцию. Проект застопорился из-за осложнений в финансовой стороне дела. Действительно ли Беларуси нужна своя собственная АЭС?

Кажется, власти неверно трактуют понятие энергонезависимости. Они вдруг усмотрели угрозу в полной зависимости от нефтегазовых поставок из России. Кстати, и эту угрозу они понимают односторонне – как риск, что им придется покупать газ по мировым рыночным ценам, и что Россия откажется от своих нефтяных субсидий для Беларуси.

Точно так же, прежде чем принимать решение о строительстве атомной электростанции, следовало бы тщательно проанализировать вопрос об экономической целесообразности этого проекта. Не определили его важнейшие аспекты: кто будет владельцем, на каких условиях станция будет функционировать, откуда брать деньги, чтобы оплатить российский кредит, если бы такой кредит Беларуси предоставили.

Я считаю, что Беларуси вообще не нужна АЭС. И если постройка всё-таки начнется, это будет обычное затянувшееся строительство, «дойная корова» для бюрократов и политиков обеих стран. Есть другие – более дешевые – способы обеспечить бесперебойные энергопоставки в Беларусь. Для этого нужно провести либерализацию внутреннего энергетического рынка, приватизировать два белорусских нефтеперерабатывающих завода и создать международный консорциум по управлению нефтегазовым трубопроводом. Кроме того, есть заманчивая перспектива создать совместный проект с Литвой и построить терминал сжиженного природного газа. Если нам действительно так нужна ядерная энергия, можно было бы объединиться с литовцами, которые хотят построить новую станцию на месте бывшей АЭС в Игналине. 

Вы говорили, что если победите на выборах, назначите премьер-министром Анатолия Лебедько, председателя «Объединенной гражданской партии». А вы бы стали для формирования своего кабинета брать людей их других групп, а также из представителей нынешнего правительства?

Конечно. Со многими членами правительства я знаком лично. Это профессионалы высокого класса – люди, которые не занимают посты министров и не красуются на телеэкранах, но знают свое дело. По очевидным причинам я сейчас не могу назвать их имен. Я бы также позаботился о том, чтобы большинство госслужащих остались на своих местах. Настоящую административную реформу за один месяц провести нельзя. Но мы бы постарались сократить число министров с 25 до 8. Мы бы устранили дублирующие друг друга должности. Совет министров, который сейчас представляет собой номинальное правительство, стал бы настоящим правительством, а не секретариатом при президентской администрации. Мы бы устранили неконституционные органы вроде Операционно-аналитического центра – структуры, которая в последнее время влияет на принятие решений даже больше, чем Совет министров. Если мы сократим функции исполнительной власти (например, закроем Государственный комитет по ценам), мы сможем сократить число госслужащих на 30% в течение первого года реформ.

Как вы думаете, должна ли Беларусь вернуться к принципам конституции 1994 г., согласно которым парламент был больше и сильнее?

Несомненно. Я сторонник того, чтобы восстановить власть парламента. Я сторонник того, чтобы правительство формировалось парламентским большинством. Полномочия президента нужно резко сократить. Судебной власти следует вернуть независимость. Мы уже работаем над проектом новой белорусской конституции, которую мы предложим людям на референдуме. Если мы выиграем, проект должен быть завершен в течение месяца после нашей победы.

Много разговоров было вокруг недавно снятого фильма «Крестный батька», который показывали по российскому телевидению. Фильм обвиняет нынешнего лидера Беларуси в ряде серьезных преступлений, которые были совершены в течение последних двадцати лет. Если вы станете президентом, вы будете расследовать эти преступления?

Провести независимое расследование этих дел – для нас дело чести. Напомню вам, что три пропавших человека, о которых шла речь в этом фильме – Геннадий Карпенко, Юрий Захаренко и Виктор Гончар, – были членами моей собственной партии. Мы будем добиваться правды о судьбе наших друзей независимо от исхода выборов. В расследовании таких преступлений не бывает рубежей, после которых они становятся неактуальными. Если я стану президентом, я сделаю всё, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Ярослав Романчук – белорусский политик и экономист, заместитель председателя Объединённой гражданской партии, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса. Кандидат в президенты Беларуси от Объединённой гражданской партии.

Дэвид Марплз (David Marples) – профессор (Distinguished University Professor) канадского университета Альберты (факультет истории и классических древностей).

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме