17:15 14.02.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Какие цены разгоняют инфляцию
Январскую инфляцию власти объяснили ростом акцизов на табак и алкоголь. Однако при тщательном изучении статистики оказалось, что вредные привычки растут в цене меньше, чем здоровый образ жизни, в том числе и тяга к чтению новостей.
По итогам января инфляция составила 1,9%. Это гораздо ниже того роста цен, который белорусы наблюдали в прошлом году. Однако является критическим для достижения запланированных на 2012 год 19-22%. А если принять за основу высказанное на прошлой неделе пожелание Александра Лукашенко думать «не о 19-22% инфляции, а о 13-15%», то в январе инфляция должна была быть равной 1% или чуть превысить этот порог.
Впрочем власти ее приблизительно такой и считают. «Но ладно 0,9% рост цен на алкоголь и табак -- это не так страшно. Если алкоголь и табак кто-то хочет употреблять, а кстати, уровень по этим ценам у нас ниже среднего по СНГ, это не страшно, если табак подорожал. Таким образом, у нас 1% фактически без них инфляция. Это неплохо», -- заявил А. Лукашенко 9 февраля на совещании по текущей социально-экономической ситуации в стране.
Печатное слово дорогого стоит
Если предположить, что табак и алкоголь, рост цен на которые составил в январе 9,2%, дали почти половину всей январской инфляции, то стоит признать, что в нашей стране курят и пьют практически все (ведь индекс цен считается с учетом уровня потребления того или иного товара или услуги).
Впрочем, оказалось, что есть и другие позиции, по которым рост цен в январе не только соответствовал табачно-алкогольному, но и превышал его.
Например, в целом на 10% выросли цены на печатные издания. С учетом того, что печатные издания у нас в добровольно-принудительном порядке выписывает почти каждый, кто работает в бюджетной организации или на госпредприятии, эти цены должны были влиять на индекс потребительских цен не меньше, чем сигареты. Однако больше всего подорожали за месяц ежемесячные журналы – на 13%, затем еженедельные газеты – почти 11%, ежедневные газеты выросли в цене на 1,8%, что тоже немало и практически соответствует общему росту цен за январь. Так что влияние печатного слова на рост индекса потребительских цен умалять все же не стоит.
Рекордсмены по росту цен в январе притаились в услугах. Сразу на 19,4% выросли санаторно-оздоровительные услуги. Почти на 16% -- услуги кинотеатров и видеосалонов. «Выше табака» оказался и рост цен на услуги театров и музеев (9,49% и 9,29% соответственно). В целом рост цен на услуги культуры составил 3,6% за месяц и только потому, что по концертной деятельности произошло снижение -- почти на 9%. Наверное, концертов в январе по сравнению с предновогодним декабрем было гораздо меньше.
На 11,5 % подорожали в январе ритуальные услуги, однако обращает на себя внимание то, что культурный образ жизни дорожает в большей степени, чем путь, ведущий к смерти.
Были свои чемпионы и среди продуктов питания. Первое место за январь по росту цен делит вместе с санаторно-курортными услугами виноград, цена на который за месяц выросла на 19,5%. На втором – бананы с 14% роста, на третьем – перец сладкий с ростом на 9,62%. Рост в этой группе продуктов легко объясним. В декабре усилия властей были брошены на то, чтобы предотвратить новогодний рост цен на фрукты и овощи. В какой-то степени этого добиться удалось. И вот теперь в январе эти фрукты и овощи «добирали».
Абсолютный рекорд по росту цен в январе принадлежит босоножкам летним из натуральной и искусственной кожи – рост почти на 40%. Однако мы не стали отдавать этому товару первенство, так как очевидно, что этот рост носит сугубо сезонный характер. Просто босоножки прошлого сезона продавались еще по ценам до второй девальвации, соответственно, появившиеся товары нового сезона включают в себя корректировку на девальвацию и общую инфляцию.
Выше 5%
Помимо позиций по товарам и услугам, которые в январе продемонстрировали двузначный рост, на общий индекс также оказали влияние цены, выросшие на уровне 5%.
Например, цены на услуги в сфере высшего образования выросли на 5,03% (это еще до февральского подорожания). На медицинские услуги - на 5,77% , курсы вождения подорожали за месяц на 5,6%, услуги банков – на 5,7%. А вот физкультурно-оздоровительные услуги выросли в цене сразу на 7,16%. Конечно это чуть ниже, чем рост цены на табак, но согласитесь, явно не стимулирует людей к здоровому образу жизни.
Превысили 5%-ный порог роста в январе и бытовые услуги (в целом рост составил 5,12%). Помимо ритуальных услуг рекордсменами тут стали ремонт бытовых электроприборов (рост на 7,3%) и мужская модельная стрижка (на 5,61%). Женская модельная стрижка вросла в цене на 3,75%. Вообще, среди бытовых услуг многие не дотянули до 5% меньше одного процентного пункта. Так, выше 4% подорожали в январе услуги прачечных, химчисток, по ремонту одежды и автомобилей, а также плата за автостоянку.
Среди непродовольственных товаров вышли за 5-процентный порог роста цен хвойные пиломатериалы (8%), лампы электрические ( 6,9%), тарелки (5,3%). На 6% выросла цена на бинт, цены на некоторые виды медикаментов также превысили 5%, однако в целом данная группа подорожала за январь на 4,6%.
Среди продуктов питания помимо уже упоминавшихся винограда и бананов, а также табака, алкоголя и пива, цена на которое выросла больше, чем на водку (10%), заметно подорожали пирожные (8%) и торты (5,1%), а также рыбные пресервы (5,4%).
Однако куда заметнее на населении и в целом на индексе цен должен был сказаться рост цен на говядину (кроме бескостного мяса) - 4,4%.
Удивительные региональные различия
На примере именно этого товара хорошо видны региональные различия в росте цен на товары, на что также указал 9 февраля Александр Лукашенко. В комментарии с совещания отмечалось, что в Брестской области цены на молоко снизились на 0,3%, а в Гомельской - возросли на 5%. Если картофель в целом по стране подорожал на 3,5%, то в Могилевской области - почти на 6%.
Говядина с костями за январь в Гомельской области подешевела на 0,37%, тогда как в Минской области подорожала почти на 22%! Но она по-прежнему остается самой дешевой в Гродненской области и стоит там, как и в декабре прошлого года 23 530 рублей за килограмм, тогда как в Витебской области уже достигла цены в 60 тысяч
(выросла в цене за январь почти на 6%).
В Гомельской области больше всего выросли цены не только на молоко, но и на водку, составив 12%, тогда как в Минской области цены выросли только на 2,8%. Может быть, в Минской области водка не является подакцизным товаром? Ведь именно акцизы на алкоголь и табак стали «основными поставщиками инфляции в январе», как уверял замминистра экономики Александр Ярошенко.
Но самые одиозные региональные различия встречаются в сфере непродовольственных товаров и услуг и как раз там, где зафиксирован наибольший рост в среднем по позиции. Например, цена на журнал ежемесячный в Минске изменилась незначительно (рост 1,4%), а вот в Витебской области выросла сразу на 36%.
Забавно выглядит рост абонементной платы за коллективную телеантенну все в той же Витебской области на 16%, тогда как Минске он оказался нулевым. Интересными оказались и региональные различия в росте тарифов на автомобильные перевозки пассажиров в автобусе регулярного экспрессного внутригородского сообщения. Почти во всех регионах тарифы вообще не изменились, а в двух значительно выросли – в Минской области на 11,5%, в Гомельской – на 6,3%.
Самым же значительным является разброс индексов по росту цен на услуги концертных организаций. Как мы уже упоминали, по ним произошло снижение. И это заслуга всего лишь одной области – Витебской, где в январе цена на концерты упала сразу на 63,4%(!), а вот в Могилевской – выросла аж на 20%. В Минске, Минской и Брестской областях вообще не изменилась.
Вот так он и формируется, индекс потребительских цен. Где-то что-то выросло, где-то что-то вдруг упало, а в целом получается не больше 2%.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме