08:00 26.05.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Как сделать «Белнефтехим» рентабельным, а бензин дешевле

При переходе на рыночные условия поставок сырья продукция белорусских предприятий нефтехимии теряет свою ценовую конкурентоспособность на внешних рынках. По данным «Белнефтехима», введение Россией экспортных пошлин на поставляемые в Беларусь нефть и нефтепродукты привело к повышению цен на продукцию на 10-25%. Можно ли сделать деятельность концерна рентабельной?

Как утверждает заместитель главы концерна «Белнефтехим» Бронислав Сивый, предприятия нефтехимического комплекса продолжают стабильно работать. Однако эта стабильность недешево обходится белорусским потребителям. В целях обеспечения валютной выручки многие белорусские нефтехимические предприятия вынуждены отгружать продукцию на экспорт по заниженным (конкурентоспособным) ценам. Убыток от таких поставок компенсируется завышенными ценами на внутреннем рынке.

Только в этом году цены на реализуемые внутри страны нефтепродукты поднимались три раза. В итоге бензин для белорусских автомобилистов с начала года подорожал более чем на 15% и стал, по подсчетам «Еврорадио» самым дорогим среди 12 стран СНГ.

Экономист Леонид Злотников видит причины невысокой конкурентоспособности предприятий «Белнефтехима» в их технологической отсталости.

– В Беларуси глубина переработки нефти существенно ниже по сравнению с развитыми странами – с Германией, Голландией и другими. Например, светлых нефтепродуктов (не битума и мазута, а имеющих более высокую ценность – бензина и керосина) из тонны нефти у нас выходит 700-730 кг, а в этих странах – 900-930 кг., – приводит данные экономист. – И если раньше доходы белорусской нефтехимической отрасли были довольно высоки, то лишь потому, что нефть для Беларуси была более дешевой по сравнению с той ценой, по которой западные производители покупали ее у России или у Норвегии. Как только цены для Беларуси приблизились к мировым, конкурентоспособность предприятий концерна упала.

Эксперт подчеркивает, что «Белнефтехим» заявил о намерении проводить модернизацию, но делает это очень медленно. И это несмотря на то, что на поддержку нефтепереработчиков в бюджете-2010 запланировано более 4 трлн рублей субсидий на возмещение стоимости импортируемого углеводородного сырья. На совокупные расходы на топливо и энергетику в республиканском бюджете предусмотрено 5642,7 млрд. белорусских рублей. Получается, субсидии нефтепереработчикам составляют – 71,6%.

Леонид Злотников видит выход из создавшейся ситуации в приватизации предприятий концерна с привлечением стратегического инвестора.

– Таким инвестором могут стать, в первую очередь, российские компании, потому что у кого труба, кто будет качать нефть, тот обычно и является собственником этих перерабатывающих заводов. В нефтяной промышленности доминирует вертикальная интеграция – переработки нефти и ее добычи».

В то же время руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук призывает «Белнефтехим», в первую очередь, думать о белорусском населении, а не о валютной выручке отдельных нефтебаронов.

– Первое, нужно понять, ради кого работает «Белнефтехим». Россия дает нам 6,3 миллиона тонн беспошлинной нефти именно для того, чтобы мы внутри страны имели возможность покупать относительно дешевые энергоресурсы – топливо для разных нужд экономики и домашних хозяйств, – поясняет эксперт. – Если же власти считают, что население должно платить, а оно получать валюту, то это какая-то искаженная логика. Она является способом перекладывания головной боли недоговороспособного белорусского правительства на худеющие карманы белорусских потребителей.

По словам экономиста, концерн «Белнефтехим» является структурой, которая использует разные дискриминационные практики и ограничивает конкуренцию.

– В данной ситуации, когда стало очевидно, что Россия не будет нам беспошлинно поставлять весь объем нефти, который мы можем переработать, лучшим решением была бы приватизация, по крайней мере, одного из нефтезаводов, – предлагает Ярослав Романчук.

Он также предлагает для обеспечения максимально низких цен на топливо (бензин) просто пустить на рынок импортных производителей нефтепродуктов

– И тогда бы цены для отечественных автомобилистов были бы другие, – уверен эксперт. – Третий ресурс снижения цен на бензин и обеспечения конкурентоспособности белорусских товаров – это, безусловно, снижение налогов на нефть и продукты нефтепереработки. Ведь если условно брать цену одного литра бензина в один доллар, то в этом долларе 80 центов сейчас составляют налоги.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме