14:00 14.07.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

КРИЗИС. Спорт как локомотив/стопор экономики

Чемпионат мира по футболу в Южной Африке вошел в историю. Оставим за кадром волнительные моменты, восхитительные голы и грубые ошибки судей. Поговорим об экономике чемпионата мира по футболу, о коммерческой части мировых спортивных проектов.

Как показывают цифры, рыночные страны с высокой культурой предпринимательства, профессионально поставленным менеджментом умеют зарабатывать на чемпионатах/олимпиадах. Для других соревнования такого уровня всего лишь тешат самолюбие политиков и чиновников, позволяют заработать крупному строительному бизнесу, но оставляют налогоплательщикам огромные долги.

Беларусь стала хозяйкой чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Чтобы не только PR-ить нашу страну, а еще и заработать на этом важном мероприятии, нужно выучить уроки проведения чемпионатов мира и олимпиад.

Мы можем превратить это важное для нашей страны событие в мощный экономический локомотив роста и получения прибыли. Одновременно существует опасность, что, как олимпийские Китай, Греция или Испания, ЧМ по хоккею оставит в бюджете страны большую дыру. От правительства и организаторов во многом зависит то, заработает ли каждый белорус в карман $400 или же будет обременен дополнительным долгом в $1000.

Экономические уроки олимпиад

Олимпиада — это не только праздник спорта. Это сложнейшее с организационной точки зрения мероприятие. А еще — ценный коммерческий проект. На каждой из последних шести летних олимпиад было продано в среднем 5,1 миллиона билетов. На каждой из последних пяти зимних олимпийских игр было реализовано в среднем 1,3 миллиона билетов. Продажа билетов дает большую часть дохода для организаторов. К тому же приезжающие в страну иностранцы живут, едят, пьют, гуляют, пользуются услугами транспорта и телефонных компаний — на радость производителям этих услуг. По разным оценкам, ВВП страны-организатора в год проведения олимпиады/чемпионата мира по футболу увеличивается за счет этого мероприятия на 2-4 процента.

Проведение чемпионата мира или олимпиады требует, прежде всего, огромных вложений в инфраструктуру — транспортную, гостиничную, дорожную и телекоммуникационную. Правительства десятков стран мира жаждет стать хозяином спортивного события мирового уровня. Министры думают заработать не только на продаже билетов и рекламы. Они рассчитывают на увеличение туристских потоков и повышение инвестиционной привлекательности страны. Чиновники обещают высокие прибыли от чемпионатов и олимпиад. Но, как и подавляющее большинство всего, что организуют или чем управляют, большие международные спортивные соревнования зачастую оставляют страну в долгах и убытках.

В 1976 году летние олимпийские игры проходили в канадском Монреале. Изначально городские власти заявляли, что на их проведение будет потрачено $124 млн. В результате они получили долг в $2,4 млрд. (около $10 млрд. долларов покупательной способности 2009 года). Олимпийский долг канадцы выплачивали 30 лет.

Олимпийские игры в Лос-Анджелесе в 1984 году впервые сломали убыточную модель проведения олимпиад. Американцы сделали акцент на привлечении частных инвесторов. Это было критически важное и ценное решение. К тому же не было огромных затрат на новые строительные объекты. В результате организаторы остались в плюсе на $300 млн. К сожалению, эта олимпиада осталась единственным приятным коммерческим исключением. Сеул (1988), Барселона (1992), Нагано (1998), Сидней (2000), Афины (2004) и Пекин (2008) — все они не сумели привлечь достаточное число частных инвесторов. Были потрачены миллиарды долларов налогоплательщиков, но в результате праздник спорта заканчивался долговой ямой.

Например, испанский олимпийский комитет остался с долгом в $6,1 млрд. Олимпийский комитет в Нагано показал прибыль в $28 млн., но разные структуры японского правительства остались с долгами на сумму $11 млрд. В Афинах государственные расходы превысили $10 млрд., в Пекине — $40 млрд. Тщеславие политиков и чиновников, моменты вселенской славы перед камерами дорого обходятся обыкновенным людям. Еще обиднее тем, кто не смотрит, не любит и никогда бы добровольно не финансировал подобные спортивные мероприятия. Их заставляют десятилетиями покупать билеты на соревнования, которые они никогда не посещали.

Естественно, такие большие деньги никуда не исчезают. Они идут на оплату строительных, информационных, коммуникационных, транспортных услуг. В последнее десятилетие все больше средств выделяется на обеспечение безопасности. Так что для полиции и частных охранных структур олимпиады и чемпионаты — прекрасный бизнес.

Ошибки бюджетирования

Типичная ошибка в бюджетировании олимпиады или чемпионата мира — оценка только прямых, операционных затрат. Их все видят. Они связаны с церемониями открытия и закрытия, транспортными затратами, оборудованием пресс-центров и т.д.. Как правило, за кадром остаются затраты на строительство новых объектов, на модернизацию инфраструктуры, проживание спортсменов и персонала, обслуживающего мероприятие.

Так, изначально афинскую олимпиаду планировали провести за $1,6 млрд. Получилось около $16 млрд. Пекин оценивал операционные затраты в $1,6 млрд., а потратил более $40 млрд. Бюджет олимпийских игр в Сочи в 2014 году в самом начале проекта оценивался в $12 млрд. Но в начале 2010-го сумма выросла до $33 млрд., причем $23 млрд. планируется потратить из государственного бюджета. Изначально олимпиада в Лондоне в 2012 году должна была обойтись в $4 млрд. Но к началу 2010-го прогнозировали расходы в размере до $19 млрд. Член организационного олимпийского комитета из Лондона Тесса Джоуэл в 2008 году сказала: «Если бы мы знали тогда, на момент принятия решения о подаче заявки на проведение олимпийских игр, что мы знаем сегодня, мы бы решились на организацию олимпийских игр? С высокой степенью вероятности нет».

Проведение олимпиад по карману далеко не каждой стране. Чтобы участвовать в конкурсе на получение права ее проведения, города (правительства) тратят более $100 млн. Для полной оценки коммерческой стороны крупного спортивного мероприятия надо учитывать и деньги на поддержку построенной инфраструктуры после проведения соревнований. Например, содержание олимпийского стадиона в австралийском Сиднее обходится налогоплательщикам ежегодно в $30 млн. Редко используемые спортивные объекты занимают ценную землю и увеличивают издержки упущенной выгоды.

Прибыль и убытки футбола

ФИФА является одной из самых успешных спортивных организаций мира. Она умеет организовывать бизнес гораздо лучше, чем Международный олимпийский комитет. У нее есть деньги, престиж и власть. Она неизменно проводит чемпионаты мира с прибылью. Например, турнир в Южной Корее она закончила в плюсе на $260 млн. На последующих турнирах ФИФА зарабатывала еще больше денег. Так, в ЮАР ФИФА получила более $3 млрд. только от продажи прав трансляции матчей и контрактов со спонсорами.

Сами организаторы чемпионатов мира по футболу не могут похвастаться такими коммерческими успехами. По предварительным данным, соревнования в Южной Африке стали финансовым фиаско для ЮАР. Искренняя радость южноафриканских налогоплательщиков наверняка сменится таким же искренним возмущением, когда правительство заставит их платить за месяц гордости и национальной радости.

Доход от туризма принес ЮАР около $1,5 млрд. Европейские туристические и страховые фирмы, безусловно, хорошо заработали. ЮАР посетили 1,5млн. туриcтов, хотя в 2008 году компания Grant Thornton прогнозировала приезд лишь 490 тысяч иностранных туристов. При этом затраты на инфраструктуру превысили $2,1 млрд. Бесспорно, очень хорошо заработали строительные фирмы. Строительные подряды под силу получить далеко не каждому. Нужны особые отношения с ФИФА и правительством. Наконец, неплохо заработали и футболисты. Для них призовой фонд составил $420 млн., из которых испанцы за первое место получили около $30 млн. Плюс бонусы от национальных футбольных федераций.

Есть только один очевидный «козел», которому за это феерическое шоу придется долго еще расплачиваться — южноафриканский налогоплательщик. По разным оценкам, чистые убытки правительства ЮАР от проведения чемпионата мира составили $3-4 млрд.

Чемпионат мира по хоккею как тест и возможность Беларуси

Беларусь не потянет проведение ни олимпиады, ни чемпионата мира по футболу. А вот чемпионат мира по хоккею, более скромный по масштабам проект, нам вполне под силу. Это наш шанс встряхнуть экономику страны. ЧМ-2014 может стать поводом/толчком для модернизации экономики. При этом, разумеется, существуют риски, что этот турнир может оказаться еще большим коммерческим фиаско, чем все дожинки и славянские базары вместе взятые.

Нам нужно учиться проводить не бюджетно затратные, а коммерчески прибыльные спортивные и массовые мероприятия. Для этого нужно извлечь следующие уроки из опыта проведения олимпиад и чемпионатов мира по футболу:

1) прежде чем браться за проведение масштабного международного мероприятия, нужно четко просчитать полные расходы и потенциальные доходы, определить потенциальные источники финансирования — и только после этого принимать решение.

2) Производителями товаров и услуг для чемпионата должны быть частные структуры, работающие в рамках четкого плана и бюджетов. В них должно быть расписано, кто, что и в каком объеме финансирует.

3) Необходимы хорошие отношения с международными спортивными федерациями, чтобы получить от них как можно больше ресурсов на развитие спортивной инфраструктуры.

4) Проведение чемпионата необходимо проводить в тесной координации с национальными туристическими, транспортными, страховыми компаниями. Важно их включение в международную систему разделения труда.

5) PR-кампанию спортивного мероприятия должна обеспечивать авторитетная международная частная структура в партнерстве с белорусскими специалистами.

6) Необходимо использовать ЧМ-2014 по хоккею как важную акцию по маркетингу самой страны. Чтобы добиться максимального положительного эффекта, необходимо за 2-3 года до чемпионата провести рыночные реформы, чтобы показать миру новые возможности работы (промышленность, туризм, отдых, лечение, обучение) в нашей стране.

7) Необходимо иметь качественную систему контроля над бюджетными расходами, проведением тендеров, а также выполнением подрядчиками своих обязательств по контрактам, связанным с производством товаров и услуг для чемпионата.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме