12:31 26.05.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
КРИЗИС. Бюджетная «свинья»
Такого в Беларуси не было уже лет десять. После удачного многолетнего периода сбалансированных государственных финансов мы вплотную приблизились к их дефициту.
За январь-апрель 2010 года превышение расходов республиканского бюджета над доходами составило 3% ВВП. Есть основания считать, что это только часть тревожной правды, с которой нам предстоит жить еще много лет. Классический конфликт между монетарной и фискальной политикой, между Нацбанком и Минфином разгорается с новой силой.
Финансовая разнузданность номенклатуры
Дефицит бюджета центрального правительства составил Br1,3трлн. На первый взгляд, это цифра небольшая, но тенденция не может не вызывать опасения. Былой устойчивости у белорусских государственных финансов уже нет. Ведь за первые два месяца 2010 года у нас был профицит в 0,4% ВВП. За I квартал было зафиксировано резкое ухудшение состояния финансов, до 1,5-процентного дефицита республиканского бюджета (Br478млрд). По закону о республиканском бюджете-2010 дефицит запланирован в размере 1,5% ВВП, или Br2,7трлн. Минфин скорректировал этот показатель до Br3,7трлн, или 2% ВВП за весь 2010 год.
До конца года еще далеко. Но вот пришли данные за апрель, и они говорят об увеличении фискальной дырки вдвое, если мерить ее как долю к ВВП. В абсолютных цифрах дефицит увеличился более чем на Br800 млрд. И все это на фоне резкого увеличения темпов роста ВВП и промышленного производства. При этом зафиксирована стагнация инвестиций в основной капитал, чистый отток иностранных инвестиций и почти 35-процентное увеличение объемов кредитования экономики.
Текущую экономическую ситуацию можно охарактеризовать двумя пословицами. Не в коня корм – это когда банки при содействии Нацбанка и Минфина продолжают раздувать госрасходы, но толку от них для экономики в целом нет. Зато есть очевидный вред. По-научному это называется контрциклическая политика. Она проводится, чтобы не допустить спада производства и очистить экономику от «шлаков».
Наши власти явно перестарались. Вместо очищения экономики от инвестиционных ошибок они бросают деньги в старые проекты в надежде на магическое появление новых конкурентных товаров и услуг. К сожалению, такое непорочное зачатие новых товаров (без слияния воедино новых технологий, инвестиционных ресурсов и предпринимательского духа) бывает раз в две тысячи лет, да и то не в Беларуси.
Вторая пословица, характеризующая текущее состояние экономики, – сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит. Сколько бы ни печатал новых денег Нацбанк, какие бы программы поддержки госпредприятий ни придумывал Минфин, все равно без санации тысяч заводов и банкротства части из них не обойтись. Слишком долго белорусские госпредприятия под руководством родной Вертикали производили старые товары. Во время кризиса они обречены на прозябание на складах, а не на почет в квартирах потребителей. К сожалению, эту простую истину главному дисижнмейкеру страны ни глава Нацбанка, ни министр финансов А. Харковец донести не могут. То ли страшно, то ли наплевать, то ли действительно теплится вера в кейнсианские и марксистские рецепты.
Нацбанк и Минфин ходят разными тропами
Национальный банк и Министерство финансов каждый по-своему выходят из на глазах ухудшающегося положения. Первый увеличивает кредит банковскому сектору за счет ресурсов, которые есть только на бумаге, и продолжает надеяться на чудо в виде прямых иностранных инвестиций или шальных займов со стороны тех, кто нас еще не знает. Второй готов попросить у Европы взаймы под прикрытием модной операции «размещение евробондов». Условия, под которые деньги могут дать, нас неприятно удивят. Сегодня погрязшая в долгах, с нервным тиком от слабеющего евро Европа едва ли поддержит Беларусь низкими процентными ставками по еврооблигациям. Ей самой деньги позарез нужны.
С. Берлускони уговаривает своих парламентариев ужаться в госрасходах на десятки миллиардов евро. Испанцы, ирландцы, португальцы чешут головы, хотя там найти миллиарды долларов для оплаты текущих счетов уже невозможно. Даже А. Меркель – и та вынуждена прибегнуть к драматичной риторике, «выбивая» из своего парламента около 30 млрд. евро на спасение Греции.
Пока европейцы не осознали своего счастья от возможности купить белорусские еврооблигации, Минфин РБ продолжает тратить больше, чем получает доходов. А. Харковец явно рассчитывает не столько на благосклонность европейских финансовых организаций, сколько на возможность надавить на Нацбанк и заставить его через администрацию президента профинансировать государственные программы по выполнению планов третей пятилетки.
И его костер взовьется до небес…
Веселый, резвый получается разогрев экономики. За четыре месяца 2010 года задолженность плательщиков перед бюджетом выросла в 1,7 раза. Сумма здесь пока еще меньше Br100млрд., но снова обратим внимание на тенденцию. А. Лукашенко велит вообще разогнать экономику до 11-13% роста ВВП!
Все настойчивее приказы снизить цену кредитов. Это, разумеется, в адрес Нацбанка. Он и там проявляет чудеса монетарной эквилибристики, балансируя между 1) приказом выполнить целевой показатель инфляции на 2010 год в размере 9-10%; 2) необходимостью поддерживать на плаву испытывающие хронический дефицит ликвидности крупные госбанки и финансировать щедрые программы строительства жилья; 3) риском девальвации в условиях сокращения экспортной выручки от нефтепродуктов; и 4) угрозы оттока денег вкладчиков из банковской системы. Нацбанк бы хотел продать еще парочку государственных банков, но кто ему даст? Поэтому он подбрасывает свою часть палок в костер, разогревая и деформируя «хрустальный сосуд» белорусской экономики.
Нелегка доля Министерства финансов. Его руководители уже разучились оправдываться за дефицит бюджета. Им экстраординарной гибкости номенклатурного позвоночника тоже не хватает, для того чтобы сбалансировать 1) приказ профинансировать все заложенные в бюджете госрасходы; 2) факт существенной потери бюджетных поступлений от нефтепереработки и ухудшения конъюнктуры на российском рынке; 3) требование снизить налоговую нагрузку; 4) рекомендации продавать государственные активы только «по старым ценам»; и 5) указивку повысить зарплату к концу года до $500.
Кто подложил свинью бюджету
Дефицит республиканского бюджета – это только часть проблемы Минфина. В гораздо более плачевном состоянии находятся местные бюджеты. Бюджеты областей более чем на треть зависят от трансфертов из центра. Дефицит предпринимательской активности, отсутствие инвестиций и плачевное состояние госпредприятий поставили их за красную черту. Не помогают ни созданные свободные экономические зоны, ни отдельные налоговые льготы, ни решения администрации президента присоединять убыточные колхозы и заводы к прибыльным. Состояние местных бюджетов убеждает, что при «нарисованном» 6-процентном росте ВВП они не живут, а выживают. Оценочно дефицит местных бюджетов составляет около 2% ВВП. Высока вероятность того, что по итогам 2010 года этот показатель увеличится до 4% ВВП.
Наконец, есть еще Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). В этом году власти решили вывести его из состава того, что они в отчетности называют консолидированным бюджетом. На самом деле он не до конца консолидирует все расходы государства, потому что в нем не учтено около 12% ВВП, приходящихся на расходы ФСЗН. Вероятно, кому-то захотелось создать иллюзию уменьшения расходов государства. Из-за сложностей с оборотным капиталом и выплатой зарплаты, особенно в госсекторе (ведь кредиты на эти цели не будут давать вечно), дефицит Фонда к концу 2010 года может составить 2-3% ВВП.
Не будем сбрасывать со счетов еще одну статью расходов, которую правительство пока заставляет финансировать преимущественно государственные предприятия. Речь идет об объектах непроизводственного назначения (детские сады, жилье, школы и т.д.). Поскольку государственные заводы не семижильные — почти 40% из них неплатежеспособны, — то они умоляют правительство во имя своего спасения забрать от них все эти активы. Денег ни в республиканском, ни в местных бюджетах на их содержание тоже нет. Значит, неизбежно увеличение дефицита бюджета страны еще на 3 — 4% ВВП.
Партия «да» против партии «нет»
Министерство финансов стоит перед сложнейшей задачей адаптации расходов к существенно меньшим доходам. Нужно иметь железную волю и серьезную политическую поддержку, чтобы сказать «нет» требованиям лоббистов из Минсельхозпрода, Минпрома, отраслевых концернов и облисполкомов. Примерно в таком же положении находится Нацбанк, который тренирует свое «нет» в переговорах с большими государственными банками и Совмином.
Ситуацию усугубляет тот факт, что логика президентских выборов требует от Минфина и Нацбанка говорить «да». Если партия «да» заткнет горло партии «нет», то по итогам 2010 года дефицит консолидированного бюджета страны, включая ФСЗН, может превысить 10%.
Рост напряжения в бюджетной сфере усугубляет кризис ликвидности в банковской системе. Власти делают расчет на внешние кредиты, приватизацию отдельных предприятий и на готовность населения затягивать пояса. В качестве дополнительных аргументов в предвыборной гонке будет использоваться денежный печатный станок. Есть у Вертикали инструменты воздействия и на коммерческие банки. Их попросят из своих резервов профинансировать текущую деятельность предприятий и, главное, выплату зарплаты. Чтобы до выборов хватило.
К сожалению, экономическая жизнь в Беларуси делится на «до» президентских выборов и «после» них. За слишком много «да» под политизированные, не имеющие коммерческого смысла проекты до выборов мы заплатим большим числом «нет» после них. Причем «нет», в первую очередь, услышат работники бюджетной сферы и пенсионеры. Их просьбы повысить зарплату и пенсии, остановить рост цен повиснут в воздухе, рядом с остатками официальных предвыборных плакатов «За процветающую Беларусь».
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме
13 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |