20:46 17.03.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Ярослав Романчук: Новая идеология и экономика Беларуси
Тракторы, МАЗы, телевизоры, сельхозмашины — это прошлое белорусской экономики. Старые индустриальные «бурлаки» свою песню спели. Они не смогу вытянуть нас из кризиса. Тем более — обеспечить рост экономики на 11-13% в год. Более того, они требуют все больше бюджетных денег себе…
Трещит по швам старая экономическая модель. Приоритеты пятилеток выдохлись. Правительство пытается найти им замену. Ищет инновационно и комплексно, там, куда раньше вообще не заглядывало. Если стратегический план властей окажется успешным, Беларусь может существенно изменить как структуру своей экономики, так и природу власти.
Законодательное оформление денежного оффшора
Указ № 143 от 9.03.2010 «Об отдельных вопросах налогообложения» является логичным продолжением двух документов 2009 года: указа № 105 от 19.02.2009 (отмена необходимости декларирования физлицами источников денежных средств при совершении ими крупных сделок) и указа № 262 от 26.05.2009, который разрешил иностранным организациям при открытии в банке депозитных счетов не становиться на учет в налоговых органах страны по месту нахождения и не представлять налоговую декларацию. Все эти три документа открыли Беларусь для хранения денег с сомнительной репутацией.
Власти рассчитывают на особенную привлекательность для богатых людей указа № 143. Он освобождает от подоходного налога с физических лиц «доходы в виде дивидендов, процентов, роялти, доходы от операций с ценными бумагами, доходы от реализации недвижимого имущества, полученные от источников за пределами Республики Беларусь в денежной форме… физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествовавших налоговому периоду, в котором такие лица признаны налоговыми резидентами Республики Беларусь». Приехал в Беларусь иностранец, получил статус налогового резидента, открыл счет в банке, никому не объясняя, откуда он взял деньги, положил их на счет, не заплатив ни копейки налогов. И так — в течение пяти лет. Заметим, что белорусские граждане такого права иметь не будут. Иностранцам белорусские власти выписывают индульгенции на уплату налогов, а своим амнистию предоставить не готовы.
Гэмблинг — в центре новой экономики услуг
Чтобы деньги не просто так лежали в банках, власти пытаются придумать им спрос и найти достойное применение. Появилась тема «казино» и игорного бизнеса в целом. Как известно, Россия запретила казино на своей территории (за редким географически неудобным исключением). Украина тоже пошла по пути ограничений. В мусульманских странах запреты на азартные игры еще более жесткие. В этих условиях белорусские власти рассчитывают, что из соседних стран к нам на выходные будут слетаться богачи, чтобы поиграть, развлечься, отдохнуть и обсудить бизнес в неформальной обстановке. То есть, налицо попытка создать спрос на услуги белорусского гэмблинга (gambling в вольном переводе — азартные игры) среди богатых шейхов и бизнесменов России и Востока.
Легализация и развитие гэмблинга в Беларуси, по мнению белорусских властей, способны «зацепить» целый ряд других видов экономической деятельности. Первое — это воздушное транспортное сообщение. Завсегдатаи казино явно не будут добираться до Беларуси поездами и автобусами. Нужно комфортное, надежное авиасообщение с городами, где концентрируются богатые россияне и мусульмане. Компания «Белавиа» у нас — пока государственная. Но это лакомый кусок бизнеса. Не исключена ее приватизация в пользу лояльного к властям Беларуси иностранного миллиардера, так как без внешних инвестиций этой компании не справиться с потенциально резким ростом спроса на авиаперевозки в Минск.
Логично ожидать радикальной перестройки аэропорта «Минск-2». На этом белорусская номенклатура тоже может заработать в кооперации с турецкой, российской или саудовской компанией. Раз уж развивать инфраструктуру, то логично было бы развернуть в аэропорту мощный логистический центр. Таможенную территорию России и Беларуси недавно «порвал» международный аэропорт в Чечне. От дырок на казахско-китайской границе таможенный союз вообще похож на решето. Когда есть так много дырок, почему бы не проделать еще одну, в самом центре Европы? Искусству творческой, избирательной растаможки нашу номенклатуру учить не надо.
Земля, гостиницы и центры развлечения вместо промышленных корпусов
После комфортного легкого перелета потребители белорусского гэмблинга ожидают не менее приятного размещения в гостинице высшего класса. Отсюда намерения белорусских властей согласиться на постройку в Минске еще нескольких отелей мирового уровня, желательно под брендом известных в высших деловых кругах сетей (типа Kempinski, Carlton, Hyatt, Marriott и т.п.). Crowne Plaza, что рядом с казино «Шангри Ла», в самом центре Минска, является первой ласточкой такого рода проектов.
Инвестиции в подобные объекты не идут под честное слово даже самого важного политика. Требуются четкие законодательные гарантии прав собственности на активы и землю или же непосредственное участие в проекте в качестве полноценного акционера тех людей, которые гарантируют правильное использование административного ресурса внутри страны. Опять же, продажа земли для такого рода гостиниц — еще одна возможность для белорусской номенклатуры хорошо заработать.
Свежим примером тому является сделка по продаже земли и права застройки для бизнесменов из Омана. ВВП на душу населения в этой арабской стране превышает $20 тысяч. Основные деньги делаются на нефти и газе, естественно, с согласия султана. Нет сомнений, что султан этого государства, действующий по английскому и шариатскому праву, понимает язык славянского «султана» и принимает его титул «батька» как синоним высшей должности в государстве. Правда, доподлинно неизвестно, знают ли нефтебароны Омана, что в Беларуси действует не английское, а советское право. Поскольку мусульманскому и славянскому «султанам» не нужно ни перед кем объясняться и отчитываться по поводу продажи земли или активов, то и цена очень «шоколадного» места в центре Минска в $10 миллионов является результатом джентльменского соглашения уполномоченных ими лиц. Ни о каких рыночных механизмах в этом случае и речи быть не может.
Информация о том, кто из белорусов и сколько заработал на этой сделке, пока недоступна. Но в любом случае едва ли можно подозревать наших чиновников в беспрецедентной благотворительности по отношению к богатым оманским шейхам. Причина продажи за $10 млн. того, что на открытом, свободном рынке стоило бы, как минимум, в 7-10 раз больше, наверняка кроется в структуре стимулов тех белорусов, которые сегодня имеют право совершать подобные сделки.
То же самое произошло две недели назад с еще одной площадкой в центре Минска, которую пока занимает Минский часовой завод. Подобная судьба может ждать телевизионный завод «Горизонт» и другие «мертвые» промышленные гиганты советских времен. И пустующая территория бывшего троллейбусного парка рядышком с площадью Победы. Огромные площади в центре столицы под развитие центров национального гэмблинга имели бы гораздо больший коммерческий смысл для главных белорусских дисижнмейкеров, чем сохранение архаичной, почти отверточной сборки телевизоров.
Схема вовлечения этих территорий в коммерческий оборот будет примерно такой же, как с Минским часовым заводом: «подсаживание» акционерного общества на бюджетную кредитную иглу — загонка в долговую ловушку — национализация акций в результате операции «долги за активы» — продажа выбранному в результате закрытых, кулуарных договоренностей иностранному инвестору. При этом интересы белорусской номенклатуры будут учитываться как на этапе оценки стоимости активов и земли, так и со стороны «иностранного инвестора». Под прикрытием этого титула в нашу страну могут прийти наши же деньги. Проблем зарегистрировать фирму в Омане, Китае, Австрии либо купить швейцарскую, новозеландскую, британскую или немецкую структуру нет.
Идеология нового сектора услуг: запреты не работают
Чтобы девелоперские проекты начали приносить прибыль, нужно создать спрос на недвижимость и на разного рода услуги. Уже принятые указы президента создают рынок финансовых услуг. Готовящиеся документы по гэмблингу, включая казино, создадут спрос на дополнительные услуги. А.Лукашенко в контексте развития данной «точки роста» сказал замечательную вещь о том, что запреты никогда не работали и работать не будут. Святая правда! Речь идет не только об азартных играх. Самыми запрещаемыми и оттого безумно прибыльными являются рынки проституции и наркотиков. Ни в Беларуси, ни в другой стране мира запреты такого рода не работают, если не подкрепляются общественным и религиозным консенсусом вкупе с жесткими тюремными сроками или смертной казнью. Их легализация и развитие в отдельно взятых резервациях (в виде пятизвездочных гостиниц, «деловых комплексов» при казино, развлекательных центров) является логичным продолжением решений о легализации схем по возможной отмывке денег и развитии казино. Авторы такого подхода действуют по принципу «деньги не пахнут».
Проект белорусских властей учитывает развитие конкурентных рынков. Голландия как европейский центр легальных наркотиков обязана работать по жестким правилам финансовой прозрачности. Швейцария испытывает сильный прессинг руководства стран ЕС и США, которые требуют раскрытия банковской информации по фактам ухода их граждан от уплаты налогов. Таиланд находится далеко и слишком экзотичен. В этих странах все давно поделено, цены высокие, да и действует принцип верховенства закона, а не мнения чиновника. Для «черных» денег и «серых» схем страны ЕС явно не подходят.
Беларусь привлекательна также на фоне запретов и бардака в России и Украине. Плюс потенциальный спрос на уникальный комплекс услуг (хранение «серых» денег — гэмблинг — сексуальные услуги — наркотики — оздоровление) могут существенно увеличить надежные связи с Ираном, Сирией, Венесуэлой и целым рядом других стран из оси противодействия Западу. Даже если формальной легализации проституции и наркотиков не будет, де-факто правоохранительные органы страны могут по умолчанию закрывать глаза на людей и структуры, которые будут организовывать их предоставление, опять же в рамках отдельно взятых пятизвездочных резерваций. Наши искушенные опытом нормотворцы могут назвать эти услуги «оздоровительными», «очищающими» либо просто индивидуальным или групповым потреблением «энергетических коктейлей в твердом, жидком и газообразном виде».
На пороге номенклатурного захвата земли и собственности
На бумаге новая экономическая политика будет выглядеть чинно и красиво. Правительство продолжит бубнить про иностранные инвестиции и для отвода глаз проводить инвестиционные форумы. Парк высоких технологий будут демонстрировать для убеждения населения в модернизации белорусской экономики. Громкими PR-акциями станут проекты по созданию под Минском национальных часовой, потом телевизионной, а в потенциале — тракторной, моторной и т.д. деревень. Там будут сохранены традиционные для Беларуси конца XX века промышленные производства. Курс на номенклатурное перераспределение недвижимости и земли в Минске взят. Под него готовится идеология («запреты не работают», «нужно разумное государственное регулирование и жесткий контроль», «Россия вынуждает нас искать инновационные решения»), создается законодательная база. Дело принимает серьезный оборот.
Нет сомнения, что катализатором поиска новых точек роста стал провал Таможенного союза и резкое сокращение российского энергетического гранта, с одной стороны, и накопление инвестиционных ошибок в экономике Беларуси — с другой. Верхушка белорусской номенклатуры понимает, что нет смысла скупать акции существующих промышленных предприятий и банков. Во-первых, ими нужно уметь управлять, во-вторых, их реальная стоимость в большинстве случаев близка к нулю. Поэтому номенклатура безболезненно будет отдавать предприятия отдельным представителям населения (за одну базовую величину, то есть, за $12 уже продано около 800 предприятий). Она понимает, что главный актив в Минске и крупных городах — земля.
Если на ней находится что-то старое, от него нужно избавиться. Если мешают акционеры, предприятие нужно национализировать. Потом через узаконенных инвестиционных агентов идет поиск партнеров для реализации девелоперских проектов, реализация которых зависит не только от денег внешнего инвестора, но и от постоянного номенклатурного контроля внутри страны. Чтобы финансовые схемы заработали на всю мощность, в Беларуси должны появиться не только российские или польские банки. По логике вещей, у нас должны заработать на полных оборотах итальянский, иранский, оманский или венесуэльский финансовые учреждения.
Белорусская номенклатура начинает монетизировать тот ресурс, который реально контролирует. Она вступает в новую фазу, когда для сохранения контроля над экономикой нужно раскрывать свои секретные схемы и начинать делиться. Делиться по-крупному не с белорусским бизнесом или гражданами, а с иностранцами, которые, в первую очередь, должны обеспечить прикрытие происхождению денег и обеспечить легендирование в виде «прямых иностранных инвестиций». Чтобы минимизировать риски утечки информации и неблагонадежности партнеров, белорусская номенклатура очень тщательно подбирает иностранных клиентов и часто ставит их в зависимость от своих действий в Беларуси.
Выбор сфер деятельности после номенклатурного захвата активов и земли основан на знаниях и умениях чиновников, силовиков и их белорусских бизнес-партнеров. Финансы, логистика в связке с импортом, гэмблинг, гостиницы, рынок земли и недвижимости. Вполне законные и легальные схемы работы будут переплетаться с «серыми». Эпоха индустриального развития Беларуси заканчивается. Власти втягивают нас в эру услуг, многие из которых запрещены как на Западе, так и на Востоке.
Чтобы минимизировать риски появления лишних вопросов, для авторов и участников этих схем нужно сохранение существующего в Беларуси политического расклада и системы контроля над распределением собственности. Одновременно необходима макроэкономическая стабильность, послушная Вертикаль и довольный электорат. Добиться всего этого в условиях кризиса отношений с Россией и Западом невозможно. Поэтому властям нужно будет задабривать как электорат, так и малый бизнес, чтобы особо не возмущался.
Как ни парадоксально, либерализация и отдельные рыночные реформы могут начаться именно потому, что интересы Вертикали, с одной стороны, электората и малого бизнеса — с другой временно и в определенной степени совпадают. Правда, представители первой группы полны решимости навечно застолбить за собой право быть хозяевами жизни и иметь всех остальных на побегушках.
Вероятность такого варианта развития событий высока. Результат подобной трансформации белорусской централизованной плановой экономики мы наблюдаем во многих странах Латинской Америки и Азии. Спасти нас от такого будущего может только системный кризис, электоральная встряска и гражданская консолидация. Если же МВФ, ЕС или Россия будут своими действиями и ресурсами поддерживать текущие планы нынешних белорусских властей, шансов вырваться из глубокой колеи данного сценария у Беларуси практически не остается.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме