15:30 10.02.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Ярослав Романчук. КРИЗИС. Роман с камнем
11 декабря 2009 года премьер-министр С. Сидорский и глава Нацбанка П. Прокопович направили директору — распорядителю Международного валютного фонда (МВФ) Доминику Стросс-Кану письмо о намерениях. В нем они доложили о выполнении на конец сентября 2009 года всех целевых показателей программы стэнд-бай и структурных контрольных показателей.
МВФ в конце 2009-го высказал свое удовлетворение работой белорусского правительства и заявил о выходе нашей страны из рецессии. Заявления были подкреплены выделением очередной порции денег и началом работы над новой кредитной программой. Тактическое совпадение интересов или стратегическое партнерство?
Чего хотят белорусские власти
Желания Нацбанка и Совмина ясны и понятны: получить как можно больше кредитов, как можно дешевле при минимальном количестве нечетко определенных требований. Оптимальный для белорусской стороны расклад – это когда четкие количественные критерии оценки выполнения макроэкономических требований (объем золотовалютных запасов, увеличение денежной массы, дефицит бюджета и т.д.) идут одним пакетом с рекомендациями институционального характера. Показать прогресс в их выполнении большого труда не составляет. Например, либерализация цен: правительство сделало шажок в нужном направлении, стало чуть-чуть лучше, чем было – значит, прогресс наблюдается.
То же самое по приватизации. Разговоры идут, проекты закона о приватизации и создании Агентства по приватизации обсуждаются, списки государственных предприятий для открытой продажи составляются, мелкие улучшения в налоговом администрировании и разного рода разрешительных процедурах фиксируются. Все это подкрепляется правильными словами о привлечении иностранных инвестиций, создании рыночных институтов, вступлении в ВТО и переходе на международные правила бухучета.
Если какие-то показатели не выполняются, то белорусская сторона искусно находит вполне приличные оправдания: Россия не выполнила свои кредитные обязательства, Кремль заблокировал вроде бы согласованные планы беспошлинной поставки нефти, Китай купил калийные удобрения не в таком объеме и не по таким ценам, как рассчитывали, да и иностранные инвесторы подкачали, не поняв и не приняв 22 до сих пор четко не описанных инвестиционных условия Вертикали. И еще в колоде аргументов находятся геополитические страшилки: «нас хочет поработить Россия», «поддержите наши европейские чаяния» или «поверьте в нашу многовекторность».
Переговорную позицию Беларуси усиливают вполне профессиональные переговорщики. Иностранные языки знают, стандартными макроэкономическими инструментами владеют, осведомлены об уместности употребления слов и обещаний, милых уху иностранных кредиторов – в целом, вполне милые люди.
Надо отдать должное связке Нацбанк/Минфин. Несмотря на очевидные конфликты между этими структурами, в переговорах с МВФ они, следуя теории игр, поняли преимущества синхронизации и унификации своей позиции. В этом большая заслуга министра финансов А. Харковца, который находит нужные ключи к сердцам экспертов Фонда и к его щедрому кошельку.
Все хорошо в состоянии белорусских переговорщиков, кроме одного. Ключевые решения в стране и в экономике принимают не они. Они – трансляторы и интерпретаторы воли Александра Лукашенко. Между ними и главой государства стоит еще экономический блок администрации президента. Имеет возможности донести свою точку зрения Совет безопасности, КГБ, Оперативно-аналитический центр при президенте, а также в большинстве своем незаметные публичному оку, но влияющие на ход мыслей президента лоббисты-шептуны.
Нацбанк/Совмин пытается вести двойную игру. Для внутреннего потребления нужно продолжать ходить в одеждах Госплана и по-пионерски говорить «Всегда готов!» на требования А. Лукашенко добиться 500-долларовой зарплаты и 13-процентного роста ВВП. При этом нужно сохранить за предприятиями статус социальных центров занятости, найти способы «рыночной» поддержки из бюджета и внебюджетных фондов и продолжить делать вид, что охочие до белорусских активов иностранные инвесторы продолжают обивать пороги наших чиновников, предлагая им десятки миллиардов долларов. Для внутреннего потребления и для пиара принимаются закон о бюджете и Основные направления денежно-кредитной политики. Министры регулярно повторяют мантры о реалистичности прогнозов, успехе проводимой политики и закончившемся кризисе. Они исполняют свои роли качественно, иначе на БТ и ОНТ их не покажут.
Цель белорусской власти сегодня – сохранить госплановскую экономику, внедрить в тело государственной экономики мелкие элементы малого частного бизнеса, продать отдельные куски собственности избранным в результате кулуарных переговоров инвесторам и перераспределить как можно больше бюджетных ресурсов и госактивов в пользу людей и организаций, цементирующих существующую иерархию и структуру Вертикали. Уверен, что знаком с этой целевой установкой и МВФ. На что же в таком случае рассчитывает фонд, начав своеобразный роман с «камнем», то есть, с белорусской Вертикалью?
Чего добивается МВФ
Цели МВФ в марьяже с белорусской Вертикалью благородны: помочь стране преодолеть шок дефицита торгового и платежного баланса, начать создавать институты рыночной экономики, реформировать не справляющуюся с кризисом финансовую систему и реальный сектор. Фонд хочет помочь Беларуси снизить социальные издержки системных трансформаций, очистить экономику от неликвидов и переставить ее из госплановской колеи в русло открытой конкуренции.
Для выполнения так сформулированной цели МВФ уже выделил белорусской Вертикали $2,81млрд. Последний транш в размере $682млн. наверняка поступит в течение ближайшего месяца. Высока вероятность подписания еще одного кредитного договора стэнд-бай примерно на $3млрд. Фонд также оказывает Вертикали техническую поддержку, подсказывая, как делать реформы.
Формальные критерии для выделения Беларуси кредитов у фонда есть. Наша страна давно является членом МВФ. Больших прегрешений перед этой организацией Беларусь не имеет. Внешние долги на момент начала программы стэнд-бай были минимальны. Надзорные функции над финансовой системой выполняются четко. Бюджет долгое время был минимально дефицитным или сбалансированным. Раз обратились за помощью, раз появилось окно возможности начать рыночные реформы, почему бы не попробовать?
Вот и пробуют уже второй год. Игра идет по правилам белорусской Вертикали. В ней нет футбольного принципа, когда даже одно нарушение (допинг хотя бы одного игрока, включение в состав игрока, который не имел права играть и т.д.) может привести к присуждению поражения одной из команд. То есть, невыделению очередного транша. Здесь балансировать на грани фола можно долго. Нацбанку/Минфину пока это удается. Основные акционеры МВФ тоже пока склонны выдавать белорусской Вертикали политические и финансовые авансы. Когда одна из сторон рада обманываться, второй легко ей подыгрывать. Именно поэтому диалог продолжается, хотя целевые установки у сторон, очевидно, разные.
Время разбрасывать камни
Белорусская сторона понимает, что в случае крайней необходимости она может объявить дефолт по обязательствам перед МВФ или добиться пересмотра ранее достигнутых договоренностей. В складывающейся ситуации невозвратные долги – это в такой же мере проблема кредитора, как и заемщика. Причем для МВФ речь идет не столько о финансовых потерях (кредиты для Беларуси в общем объеме ресурсов МВФ – это капля в море), сколько о репутационных угрозах. А. Лукашенко вплоть до 2010 года выходит сухим из воды в переговорах с Кремлем, получая оттуда гораздо больший энергетический грант. Вертикаль думает, что некоторое время можно разыгрывать ту же карту в переговорах с МВФ. Фонд, в свою очередь, видит политические риски в РБ, старается не выпячивать угрозы дестабилизации белорусской экономики вследствие деполитизации и коммерциализации отношений с Россией. После того как общий долг перед МВФ превысит $5-6 млрд., у его основных акционеров появятся дополнительные аргументы в переговорах с Вертикалью. Ее политическая устойчивость в еще большей степени будет зависеть от внешних кредитов и желания провести реструктуризации долга.
Такая вот идет игра. Пока обе стороны разбрасывают камни. Пока каждая из сторон заинтересована в продолжении марьяжа. Пока ни МВФ, ни Вертикаль не держат друг против друга камни за пазухой. Просто каждый делает свое дело, закрывая глаза на отдельные действия партнера и не задавая неудобные вопросы. Вероятно, такой расклад будет продолжаться вплоть до президентских выборов.
МВФ не будет сильно критиковать официальный прогноз роста ВВП на 11-13%. Вертикаль не будет обижаться на то, что Фонд оценивает рост ВВП в 2010 году на 1,8%. И будут они ездить друг к другу в гости, иногда спорить, чаще публично обмениваться любезностями и обещаниями. Фонду от такой имитации рыночных реформ ни холодно, ни жарко. Это всего лишь попытка наставить на путь истинный очередную плановую экономику и возможность получить медали и славу в случае успеха. А вот белорусская Вертикаль упускает время, увеличивает издержки, теряет доверие и терпение людей, которые пока хотят нам помогать.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме