12:30 12.11.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Ярослав Романчук. КРИЗИС. Локальное временное озарение?
Рыночные реформы в очередной раз заказали. Не в смысле ликвидировать. На этот раз А.Лукашенко потребовал их описать, возможно, реализовать. Впрочем, правильные слова о рынке, открытой торговле и предпринимательстве звучат не первый раз. Они, как яркие конфетные обертки или праздничные плакаты, хороши на время броских публичных выступлений и акций. Для PR-а и встреч с иностранными кредиторами и инвесторами. Потом их либо выбрасывают, либо складывают в чулан до очередной оказии.
Немецко-белорусский Минский форум, который проходил с 4 по 6 ноября, стал как раз тем мероприятием, по случаю которого мы услышали много интересных и правильных рыночных деклараций. Не будь до этого публичного нагоняя президентом страны правительству, о высказываниях представителей правительства можно было бы забыть сразу же после закрытия Форума. Однако контекст этого года сильно отличается от предыдущих лет. Понтами и гламурными отчетами кризис не преодолеешь. Фантиками ни зарплату не выдашь, ни за газ с Россией не рассчитаешься. Криками и бесконечными заседаниями склады залежалых товаров не разгрузишь. Заклинания и перестановки мебели в кабинетах не помогут сократить энергоемкость и сделать наши товары более конкурентоспособными.
Не от хорошей жизни А.Лукашенко готовит очередное кадротрясение в Совете министров. Причина ясна — денег стало меньше, а перспективы их заработать дальше. Вот главе Нацбанка Петру Прокоповичу и было поручено подготовить новый бюджет, Основные направления денежно-кредитной политики и Прогноз основных показателей социально-экономического развития. Не то, чтобы он не был знаком и сильно сопротивлялся предыдущей версии этих документов. Нет сомнения, что представленные для главы государства документы были завизированы всеми структурами госвласти, в том числе Нацбанком. Известно, что до этого А.Лукашенко долго беседовал практически с каждым министром, причем без премьера С.Сидорского. В традиционный порядок вещей такой формат обсуждения итогов развития экономики явно не вписывается. Тем не менее, до того самого дня, когда А.Лукашенко де-факто назначил П.Прокоповича исполняющим обязанности премьера, никто в правительстве не ожидал такого разноса. Более того, чуть ли не до самого последнего дня не было ясно, будет ли вообще отчет Совмина у президента.
Такой формат планирования и работы с министрами и Вертикалью говорит о растущей нервозности и неуверенности самого А.Лукашенко. Это настроение передается всем структурам госуправления. Они сжались, сгруппировались и спрятали головы, чтобы, не дай бог, не попасть под горячую руку. Никто не может угадать настроение Шефа. То ли он хочет сохранения status quo при привычной имитации реформ. Но тогда почему же он отправил на ревизию бюджет и остальные документы? Они были составлены именно исходя из этой позиции. Или Бацька хочет остановить либеральные вылазки и за год до президентских выборов в привычной себе манере мобилизовать страну на очередную пятилетку. Нестыковка получается. В этом случае основные экономические документы на следующий год поручили бы готовить людям типа С.Ткачева, В.Байнева или А.Рубинова. Скамейка запасных в команде марксистов, ностальгирующих по Советскому Союзу, в Беларуси очень длинная.
Некоторые подумали, что Глава Вертикали действительно склоняется к либерализации и рынку. Просто все остальные опции для его политического будущего гораздо хуже. Отсюда его призывы жить по средствам, зарабатывать, а не клянчить из бюджета, прекратить поддерживать «головотяпов и лентяев» и т.п. Правильные оценки и призывы смешались в когнитивной каше с другими, родом еще из БССР: всем стать министрами торговли, бороться с импортом, продавать активы «по старым ценам», накачивать предприятия дешевыми кредитами и т.д. Тем не менее, проект Нового экономического курса поручили писать П.Прокоповичу.
Понятно, что сам Петр Петрович составлять документы не будет. Для этого у него есть целый большой штат хорошо подготовленных специалистов. Открытым остается вопрос, какое будет задание и целевые рамки сверху, в которые должны быть вписаны новые документы. Есть шанс, что на этот раз документы будут в гораздо большей степени выдержаны в либеральном ключе. Особенно если одним из соавторов будет член Совета директоров, начальника главного управления банковского надзора Национального банка Беларуси Сергей Дубков. Его откровения 5 ноября на Минском форуме поддержали точку зрения тех, кто считает неизбежным либерализацию Беларуси. Тем не менее, есть угроза, что А.Лукашенко использует прикрытие либеральной риторики и технократов, для того чтобы выиграть время, получить очередную порцию кредитов, затянуть процесс и — авось, кризис закончится?
Мы знаем, что все выступления чиновников на международных конференциях и форумах согласовываются. Поэтому сотрудники МИДа, Нацбанка и Минэкономики наверняка консультировались со своим начальством относительно того, что и как говорить. И вот С.Дубков в присутствии авторитетных немецких бизнесменов, белорусских экспертов и прессы заявил, что Беларусь в 2010 г. планирует войти в Топ-30 стран по качеству делового климата. Это мы уже проходили. Правильная цель. Нет сомнений, что «кошмарить» бизнес — стране дороже. И тут мы впервые услышали о новых задачах белорусской власти: «в течение 2-3 лет войти в число тридцати-пятидесяти стран-лидеров других международных рейтингов — в частности, по конкурентоспособности и экономической свободе». Бинго! Если это не в пылу высказанная мысль, а серьезная целевая установка, то нам есть чему радоваться. Наконец-то власти признали существование прямой взаимосвязи между экономической свободой и темпами роста ВВП. Неужели правительство признает доказанную на цифрах и фактах позитивную корреляцию между экономической свободой и объемом прямых иностранных инвестиций, продолжительностью жизни и защитой окружающей среды? Так хотелось, чтобы это было правдой.
Мало сказать — взять курс на экономическую свободу. Надо четко себе представлять, какие действия для этого нужно принимать. По версии Heritage Foundation Беларусь в 2009 г. по индексу экономической свободы была на 167-м месте из 183-х стран. В аналогичный рейтинг от Frazer Institute мы не входим. В нем, используя предложенную методику, оценочно мы находимся примерно на 132-м месте из 141 страны. У нас не только твердый «неуд» по таким параметрам индекса экономической свободы, как размер государства, защита прав собственности, свобода внешней торговли, но и очень плохие оценки по такому параметру, как «доступ к надежным, стабильным деньгам». Именно за него непосредственно отвечает Нацбанк. Когда инфляция в стране хронически двузначная, нет свободного валютного рынка, регулируется текущий и капитальный счета, нет развитого финансового рынка, а в банковской системе доминирует государство, центральный банк тоже получает «неуд», какие бы классные ребята там не работали, какие бы правильные и ласкающие слух либерала вещи они не говорили.
То же самое относится к индексу конкурентоспособности, который ежегодно составляет швейцарский Всемирный экономический форум. В нем вообще нет Беларуси. По представленной методологии НИЦ Мизеса оценивает, что наша страна заняла 88-е место из 133 стран в «Глобальном докладе о конкурентоспособности 2009-2010». В этом рейтинге также оценивается степень макроэкономической стабильности, качество рыночных институтов, эффективность товарных рынков, развитость финансовых рынков, технологическая готовность, опыт и знания бизнеса, а также инновационность.
Чтобы Беларуси в течение 2-3 ближайших лет войти хотя бы в Топ-50 самых конкурентоспособных стран мира, нам нужно принять программы, на фоне которой сегодняшние предложения МВФ и Всемирного банка будут смотреться, как Дж. Кейнс на фоне Ф. фон Хайека или Л. фон Мизеса. У меня большие сомнения, что до президентских выборов политическая санкция на реализацию такого рода программы возможна, даже если предположить, что эксперты Нацбанка ее представят. Тем не менее, как учит одна мудрая книга, в начале было слово.
Слово — тоже действие. Слово из органов власти в пользу системной либерализации экономики и создания рыночных институтов — это изменение экономического дискурса Беларуси. Отрадно, что на Минском форуме никто не призывал к ужесточению административного давления, к запрету предпринимательства или к монополизации внешней торговли. Тот факт, что С.Дубков и его коллеги — единомышленники из Нацбанка, Администрации президента и Совмина — говорят о необходимости равных условий для предприятий всех форм собственности, о приведении белорусского законодательства в соответствие с европейским, а не советским, говорит пока о действиях в виде слов. Это маленький шажок вперед. Даже год назад публично к капитализму и свободному рынку из органов власти нас никто не призывал. Так что кризис действует. Однако анализ мест Беларуси по основным индексам, оценивающим состояние институтов, механизмов и инструментов рынка показывает, что пройти в 2-3 года путь до Топ-50 при сохранении кадровой и идеологической основы практически нереально. Литва, Польша и другие страны Центральной Европы даже после вступления в ЕС, т.е. 20 лет после падения Берлинской стены, не попадают в Топ-50 основных индексов, не говоря уже о Топ-30.
Что бы ни написали в закон о бюджете на 2009 г. П.Прокопович, Л.Анфимов и В.Макей, какие бы прогнозы не рисовали в разных сценариях, нет сомнения, что эти документы будут, в первую очередь, нацелены на идеологическую и правовую поддержку президентской кампании. Они будут нести большую смысловую нагрузку для политики, чем для экономики и бизнеса. Поэтому с высокой долей вероятности можно сказать, что в них будет много благих пожеланий, противоречивых положений и банального, совкового «забрать и поделить». Если же за 2010 год в Беларуси сформируется новая команда реформаторов, способных после президентских выборов начать динамичный процесс поднятия Беларуси до Топ-30 основных экономических рейтингов мира, то можно считать, что глобальный кризис и немецкий Минский форм пошли нам на пользу.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме