00:16 23.06.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Изменилась лишь риторикаА.Лебедько: «Принцип взаимности, а не односторонние уступки»

Сегодня в Страсбурге начала работу сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В ней примет участие сопредседатель Объединенных демократических сил, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий ЛЕБЕДЬКО.
 
– Скажите, ОДС поддерживают вступление Беларуси в Совет Европы?

Безусловно и однозначно. Есть ряд аргументов в поддержку такого решения, но главный – это доступ, который белорусские граждане получат к независимой судебной системе. Согласитесь, что в ситуации тотального правового беспредела, в котором страна и ее люди находятся больше 15 лет, это чрезвычайно актуально.

– В то же время вы возражаете против размораживания статуса специально приглашенного. Но это та ступенька, которую невозможно перепрыгнуть, а значит, и вступить в Совет Европы.

– У ОДС и «Красного дома» разные цели и приоритеты. Я утверждаю, что власть не заинтересована в полноправном членстве в Совете Европы и Парламентской Ассамблее Совета Европы, так как это накладывает на нее дополнительные обязательства. Власти нужно решение о возвращении статуса специально приглашенного. И только. Это позволит официальному Минску войти в Ассамблею, при этом не сделав ничего, не прилагая никаких усилий. К тому же это пусть и косвенная, но легитимизация «палаты представителей», депутаты которой были назначены, а не избраны.

– А в чём тогда суть предложений ОДС?
 
– Мы предлагали создать рабочую группу из представителей власти и оппозиции для выработки «дорожной карты» по вступлению Беларуси в Совет Европы. Такой путь предполагает конкретные действия и реальные перемены. При таком сценарии дистанция между получением статуса специально приглашенного и полноправным членством в Ассамблее минимальна. Потому что акцент делается на конкретные действия по улучшению законодательства и правоприменительной практики. А это значит, что страна будет соответствовать требованиям и критериям Совета Европы. Если же все сводится только к возвращению статуса спецриглашенного, то процесс улучшения может растянуться на длительное время.

– Какие задачи стоят перед вами? Ведь Политкомитет ПАСЕ уже рекомендовал разморозить статус специально приглашенного для Беларуси, а это значит, что и сессия поддержит это решение.

– Я намерен добиваться практической реализации принципа равных возможностей для работы в Парламентской Ассамблее и представителей власти, и оппозиции. Для этого необходимо решение бюро Ассамблеи.

Во-вторых, необходимо увязать решение Ассамблеи с условиями, которые должна выполнить белорусская сторона. Без домашнего задания, без «дорожной карты» по вступлению Беларуси в Совет Европы, проблема останется там, где она находится сегодня. 

– Как бы вы оценили взаимоотношения Европы и Беларуси, – вчера и сегодня?

– Правда в том, что Европа никогда не имела стратегии и тем более ясного плана действий по демократизации Беларуси. Отношение к белорусской проблеме всегда формировалось по остаточному принципу. Беларусь была «политической Камчаткой» Европы. Сегодня мы видим, что интерес возрос многократно. Беларуси стало гораздо больше в риторике Европы, но по-прежнему многие ее действия хаотичны и непоследовательны.

– На выступление на пленарном заседании выделяется до пяти минут, на чём вы собираетесь делать акцент?

– Ситуация в Беларуси как никогда благоприятна для перемен. И я намерен остановиться на тех инструментах, которые есть в распоряжении европейцев, чтобы позитивно и эффективно воздействовать на процесс демократизации в Беларуси. Для этого нужна политическая воля и ясный план действий.

Во-вторых, важно донести до членов Ассамблеи, что ситуация не претерпела существенных изменений. Изменилась лишь риторика, которую власти превратили в товар и успешно продают в европейских столицах.

– У вас запланирована встреча с президентом Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Есть ли какие-то специфические вопросы, которые вы бы хотели с ним обсудить?

– В компетенции президента принять решение о направлении любого документа на экспертизу в Венецианскую комиссию. Я хочу найти аргументы в пользу того, чтобы глава Ассамблеи организовал экспертизу проекта закона о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс, подготовленный специалистами ОДС. Это особенно актуально после заявления руководителя офиса ОБСЕ в Минске, что ОБСЕ намерена проводить экспертизу только по предложениям властей.

Не скрываю, что мне важно услышать, как Ассамблея намерена продолжать работу по резолюции, касающейся похищений и убийств знаковых людей белорусской политики.

– Главный аргумент тех, кто выступает за возвращение Беларуси статуса спецприглашенного без всяких условий – это то, что политика изоляции не принесла результата…

– Практический опыт другой международной организации – Парламентской Ассамблеи ОБСЕ – свидетельствует об обратном. Эта организация легитимизировала назначенных депутатов еще в 2000 году. Такое решение базировалось на тезисе: надо не изолировать, а учить представителей белорусских властей азам демократии. И что? Какие успехи девятилетней работы по обучению «назначенных депутатов»? Именно в эти годы было принято самое одиозное, самое репрессивное законодательство, касающееся и выборов, и деятельности СМИ, и предпринимателей, и социальных гарантий.

В этой ситуации ставку надо делать на пошаговую стратегию, основанную на принципе взаимности. Это означает, что на каждый шаг, который сделали белорусские власти, международное сообщество должно отвечать адекватным шагом со своей стороны.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме