12:15 01.12.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Гриб: К сокращению кадров нужно готовиться
30 Ноября 2012, 11.08 | Мечислав Гриб, БТР |
В последнее время в Беларуси часто стали подниматься вопросы о необходимости очередного сокращения численности работников государственного аппарата. Об этом уже не однократно публично заявлял и глава белорусского государства. Количество работников, подлежащих сокращению, указывается от 25 до 50%, а в некоторых ведомствах, даже и больше.
В общей структуре предполагаемых сокращений особое место отводится сотрудникам силовых ведомств: органов внутренних дел, следственных подразделений, государственной безопасности, обороны страны и так далее. Причем, количество сотрудников подлежащих увольнению по каждому силовому ведомству называются разные.
Из этих заявлений вытекает, что штатную численность органов внутренних дел необходимо сократить на 25-30%, а службы государственной безопасности в четыре раза, с 12 до трех тысяч человек. Даже численность Следственного комитета, который начали создавать только в прошлом году, предлагается сократить.
Заявления представителей власти, о сокращении части работников государственного аппарата, и особенно сотрудников силовых ведомств, импонируют народу, и повсеместно поддерживаются оппозицией. С необходимостью такого сокращения официально соглашаются и руководители этих государственных структур. Однако, остается не понятным, кто и каким образом рассчитывал оптимальную штатную численность этих государственных структур, что чуть ли не каждый год, возникает настоятельная необходимость ставить вопрос об их сокращении.
Основанием для этого называется необходимость реформирования данной структуры. Хотя, в озвученных мероприятиях по реформированию органов внутренних дел, никаких реформ не просматривается, кроме передачи некоторых незначительных функций другим ведомствам. Все реформирование сводится к сокращению некоторого количества штатной численности работников.
Очевидно, что в настоящее время, ни одна из силовых структур не может быть реформирована коренным образом, хотя бы потому, что все они созданы и заточены под эту систему власти. Существующая система власти не будет, да и не сможет, реформировать свои силовые структуры, не реформировавшись сама. Все заявления закончатся зачисткой, под названием планового сокращения. Говоря о необходимости сокращения некоторой части штатной численности работников государственного аппарата, власти, ничего не говорят о сокращении задач, стоящих перед этими государственными органами.
Получается так, что задачи а, следовательно, и объемы работ, остаются прежними, но количество людей, предусмотренных расчетами для выполнения этих задач, предлагается значительно уменьшить.
Все органы государственного управления создаются с целью постоянного или временного выполнения конкретных государственных задач, как больших, так и малых. Для выполнения поставленных задач специалистами определена оптимальная штатная численность каждому органу государственного управления. Эти два понятия тесно связаны между собой, поэтому установленная штатная численность работников не должна изменяться произвольно, без изменения установленных задач.
Ежегодные заявления представителей власти о необходимости сокращения государственного аппарата, без ссылок на сокращение задач, поставленных перед ними, мягко говоря, неубедительны. Они могут свидетельствовать только о том, что при определении оптимальной штатной численности работников госорганов были допущены серьезные ошибки.
Заверения в том, что средства, выделяемые из государственного бюджета, для организации деятельности конкретного государственного органа, не будут уменьшаться при сокращении части штатной численности и, могут быть использованы для повышения заработной платы оставшимся работникам, не осуществимы в настоящих условиях.
Дело в том, что руководители государственных ведомств не наделены правом, вносить изменения в бюджеты своих ведомств, изменять заработную плату работникам, использовать выделенные бюджетные средства не по прямому назначению. Для этого, как минимум, необходимо решение Совета Министров.
Вопросы, которые связаны с сокращением некоторой части штатной численности работников государственного аппарата являются сложными и дорогостоящими. В демократических странах они не возникают так часто как в странах с авторитарным государственным управлением.
Там периодически меняется власть. На смену правящим либеральным партиям приходят демократические партии или на оборот. Периодически меняется руководство государств, а государственный аппарат не меняется и, практически, не сокращается, в том числе полиция, служба безопасности и оборона.
В странах с авторитарными режимами государственного управления все происходит не так. Здесь власть не меняется десятилетиями. Однако, постоянно делаются попытки к замене и сокращению части работников государственного аппарата, для острастки госчиновников. Потому что, в конце концов, сам государственный аппарат и, абсолютное большинство госчиновников, не меняются.
Однако, любое, даже незначительное сокращение штатной численности работников госаппарата требует большой и тщательной подготовки. И, чем больше это сокращение, тем тщательней к нему надо готовиться, и тем дороже оно обходится государству. За каждым сокращенным работником, стоит не только судьба его самого, как работника, но и судьба его семьи.
В начале 1990 годов мне, как Председателю комиссии по вопросам национальной безопасности, обороне и борьбе с преступностью Верховного Совета, пришлось участвовать в вынужденном большом сокращении штатной численности Белорусского военного округа и создании вооруженных сил Республики Беларусь. Сокращению подлежало более 100 тысяч военнослужащих.
Это была очень сложная задача. Освободившихся от военной службы людей необходимо было обучить новым мирным профессиям, трудоустроить, обеспечить жилплощадью. Для их обучения Министерство обороны организовало специальные курсы, которые в значительной степени помогали решить возникшие проблемы с переобучением.
Не все у нас тогда получилось гладко. Были люди и обоснованно недовольные нашей работой. Да и сами мы видели, что далеко не все у нас получалось, так как было запланировано. Но, главное было то, что мы не оставляли человека, уволенного по сокращению один на один с возникшими проблемами.
В настоящее время власть говорит только о сокращении некоторой части штатной численности работников госаппарата, но ничего не говорит о переподготовке уволенных работников, создании условий для их адаптации в новых условиях. Ведь работа в государственных органах, и особенно в силовых структурах, специфическая, требующая специального образования и подготовки, а трудоустроится после сокращения не просто.
Поступая на службу в подразделения силовых ведомств, человек обязуется честно и добросовестно выполнять возложенные на него служебные обязанности, а государство, со своей стороны, гарантирует ему определенные условия несения службы, пенсионное обеспечение, и другие гарантии его законных прав и интересов.
Прослужив честно и добросовестно 10 или 15 лет, человек может попасть под сокращение штата, получить пособие по сокращению, стать свободным и, практически, никому не нужным. Ему все придется начинать с начала, как говорят, с нуля. Конечно, если этот человек, будучи на госслужбе, заблаговременно не позаботился о запасных вариантах своей трудовой деятельности.
Судьба у большинства бывших работников государственного аппарата и уволенных по сокращению штатов, искалечена. Большая часть из них будет обоснованно выказывать недовольство своим увольнением с работы, и обижаться на власть. Однако, по моему мнению, это не значит, что все они стройными рядами уйдут в оппозиционные политические партии и другие общественные объединения.
Отдельные исключения возможны, и они будут, несомненно, но массового исхода уволенных по сокращению штатов работников госорганов в ряды оппозиционных политических партий ожидать не стоит. К сожалению, оппозиция ничего стоящего предложить им не может.
Отрицательные последствия сокращения штатной численности работников госаппарата можно минимизировать. Для чего сокращения нужно проводить планово, поэтапно, на протяжении длительного времени. Начинать надо с сокращения имеющегося штатного некомплекта, постепенно переходя к работникам, имеющим полную выслугу лет, не допуская поспешности в этом важном деле. Однако, по моему мнению, власти не удалось достичь такого уровня работы.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме