21:30 23.01.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

«Государство действует как искусный шулер»

Ушел 2008 год, а с ним и хвалёная стабильность белорусской модели. Навсегда. В частности, развеялся миф о стабильности белорусского рубля. Надолго. 31 декабря 2008 года было $1 = Br2200. 2 января 2009 года стало $1 = Br2650. Национальный банк «уронил» рубль на 20,5%. О ситуации и путях выхода из кризиса мы беседуем с Анатолием Лебедько и Ярославом Романчуком.

 

— Что произошло в новогоднюю ночь?

 

Романчук: — Крах выбранной правительством экономической модели. Нацбанк, боясь «черного рынка» валюты и развала платежной системы, лишь констатировал факт удешевления белорусского рубля. Он едва ли удивил специалистов.

 

— Объединенная гражданская партия против девальвации белорусского рубля?

 

Лебедько: — Неприятно и противно от того, как власти устроили нам девальвацию. Исподтишка. Никого не предупредив. О «новогоднем сюрпризе» были предупреждены только избранные. Те, кто вхож в высокие кабинеты власти, кто имеет хорошие «подвязки» в банках. Одни успели забрать рублевые вклады и перевести белорусские рубли в доллары или евро. Другие получили большие рублевые кредиты под невысокие проценты, купили по старому курсу доллары. И уже заработали «чистыми» 20%. С учетом того, что до конца 2009 года белорусский рубль может подешеветь еще примерно на 50%, настроение у этой группы белорусов действительно было праздничное.

 

Романчук: — Наступает золотое время для тех, кто задолжал банкам и другим кредиторам суммы в белорусских рублях. Особенно если они могут продавать свои товары и услуги за валюту. Кто сумел купить за рубли тот товар, который завтра можно продать за валюту и заработать дополнительные 20% на курсовой разнице. И это только в январе. Иными словами, каждый, кто сумел избавиться от рублей (сбережений, оборотных средств, вкладов) в пользу долларов/евро по старому, предновогоднему курсу, может быть уверенным в своей прозорливости и правильности выбора. После банкротства многих предприятий, которые не успели это сделать, они могут претендовать на покупку привлекательных белорусских активов. Благо, кэш в валюте у них есть. В ситуации, когда вновь возродилось мощное лобби, зарабатывающее на курсовых разницах, на девальвации, на рублевых долгах, остановить начавший раскручиваться маховик будет сложно.

 

— Сколько таких счастливчиков в Беларуси?

 

Лебедько: — Немного. Пару десятков тысяч. От удешевления рубля — для них польза и прибыль. За счет других. Жертв у девальвации в сотни раз больше. Миллионы.

 

— Давайте поговорим о них.

 

Романчук: — В конце 2008 года средняя зарплата составила примерно один миллион рублей. По декабрьскому курсу это $455. По курсу на 2 января 2009 года — это только $377, или на $78 меньше (минус 17%). По пенсиям ситуация аналогична. В ноябре 2008 года средняя пенсия составляла Br389,4 или $180. После 2 января 2009-го пенсия в долларовом эквиваленте составляет уже $145, или на $35 в месяц меньше. Для пенсионера, который считает каждую копейку, такой поворот событий равнозначен потере суммы, которую он тратит на оплату жилищно-коммунальных услуг.

 

Лебедько: — Белорусы привыкли мерить уровень своего благосостояния в долларах. Такая простая арифметика явно расстроит работающих. Государство нагло и без их спроса залезло к ним в карман и забрало оттуда почти пятую часть месячного заработка в долларовом эквиваленте. В масштабах страны цифры потерь работающих и пенсионеров заставляют взяться за голову. В бюджете на 2009 год расходы фонда социальной защиты населения запланированы в объеме Br16,73 трлн., по курсу в законе о бюджете-2009 это $7874млн. После январского унижения белорусского рубля долларовый эквивалент пенсий, социальных пособий и дотаций сжался до $6314 млн. Это на $1560млн. меньше, что эквивалентно почти пятимесячному объему пенсий для всей страны. Фонд зарплаты в 2009 году, предусмотренный в законе о бюджете-2009, в долларовом эквиваленте только после январского курсового удара сократился на $5,3млрд.

 

Романчук: Правительству и директорам государственных предприятий от этого только лучше. Они, как самые большие должники, обесценивают свои обязательства в рублях, в том числе по выплате зарплаты.

 

Лебедько: Банки тоже не остаются в долгу. Например, в конце 2008 года государство увеличило уставный капитал четырех крупнейших банков страны на Br2трлн. Деньги налогоплательщиков были потрачены не на приносящие прибыль инвестиционные проекты или модернизацию, а на поддержку убыточных коммерческих проектов и банальное проедание.

 

— Кстати, о вкладчиках. Оценим их настроение после «черной» для белорусского рубля пятницы 2 января?

 

Лебедько: Государство, как искусный шулер, в третий раз за 15 лет обмануло людей со сбережениями. На конфискованные у народа деньги можно было бы создать гораздо лучшую экономику, чем та, которая сегодня имеется в Беларуси. Однако, как в любой игре в наперстки, часть вины лежит и на самих людях. Если они так легковерны, поддаются чарам «халявы», хотят схватить за хвост удачу, — тогда им следовало бы понять риски участия в монетарном лохотроне, регулярно организуемом государством.

 

— Не вымоет ли кризис отдельные виды товаров с полок магазинов?

 

Романчук: — Резко сократится ассортимент импортных товаров. Меньшая конкуренция приведет к еще более наглому ценовому поведению белорусских заводов. Поскольку они в производственном процессе также завязаны на импорт промежуточных товаров, цены на белорусские товары тоже пойдут вверх. Особенно если Нацбанк продолжит раздувать рублевый денежный пузырь, активно печатая новые «пустые» рубли.

 

— С вопросом «Кто виноват?» всё ясно, а вот как с ответом на вопрос «Что делать?».

 

Романчук: — Новогодний покой и расслабление будут нам только сниться. Перестройка по-белорусски должна начаться с перекройки бюджетов семей, предприятий и страны. С либерализации цен, курса и легализации торговли за валюту. Чем быстрее мы адаптируемся к сокращению доходов и росту расходов, тем выше шансы сократить издержки и боль структурного кризиса. К сожалению, мы вступаем в период глубоких, опасных перемен с абсолютно некомпетентным и непрофессиональным правительством. Его немедленная отставка была бы адекватным продолжением года. Иначе бед, лишений и банкротств в стране будет гораздо больше.

 

Лебедько: — Надо вернуться к тем программам, которые Объединенная гражданская партия предлагает 14 лет. Они упорно игнорировались. Мы потеряли самое дорогое — время.

 

В середине 90-х Беларусь на самом деле была частным унитарным предприятием. В котором 100% политического и финансового капитала принадлежала одному физическому лицу — Александру Лукашенко. В начале нового тысячелетия страна напоминала уже закрытое акционерное общество «Лукашенко и компания», где 90% ресурсов политических и денежных оставались в одних и тех же руках. А процентов 10 перешли в управление «Семьи». Сейчас власть стоит перед необходимостью превращения Беларуси в ООО, в котором в руках Лукашенко останется либо контролирующий, либо блокирующий пакет акций. То бишь, чтобы удержаться у власти, Лукашенко будет просто обязан вовлекать в процесс дележки все большее количество чиновников. У него уже нет поддержки тех, кого власть называет народом.

 

— Давайте подробнее поговорим об антикризисной программе, разработанной рабочей группой экспертов которую возглавлял Ярослав Романчук.

 

Романчук: — Сегодня даже многим высоким чиновникам ясно, что время халявы, внешнеторгового везения и дешевых денег закончилось. Беларусь вступила в период затяжного финансового и структурного кризиса. Он продлится, как минимум, два года. Основная причина кризиса — выбранная властями социально-экономическая модель развития. Плановая экономика оказалась неспособной справиться с внешним шоком торгового и платежного баланса. Стремительно увеличивается количество инвестиционных и производственных ошибок, растут долги и складские запасы, под угрозой оказались сотни тысяч рабочих мест.

 

— И что делать?

 

Романчук: Беларуси нужен новый экономический курс. Косметический ремонт системе уже не поможет. Все соки из плановой экономики выжаты. Она по плану может только углублять кризис. Наша программа «Новый экономический курс. Первые 100 шагов» — это не весь путь к полноценному рынку. Это только начало длинной сложной дороги. Однако это путь в строго заданном направлении, на экономическую свободу, частное, ответственное предпринимательство, модернизацию, дебюрократизацию, открытую конкуренцию и повышение конкурентоспособности.

«Новый экономический курс» — это адекватный ответ на те угрозы и вызовы, которые стоят перед нашей страной. Это программа, реализация которой позволит 1) максимально сократить издержки преодоления кризиса, 2) защитит малообеспеченное население, 3) раскрепостит предпринимательство, 4) создаст максимально благоприятные условия для модернизации экономик и сохранности сбережений, 5) снизит риски коррупции и формирования олигархических кланов.

Отмечу, что власти уже начали активно ею пользоваться: принял заявительный принцип регистрации, взят курс на бездефицитный бюджет, декларируется либерализация. Однако складывается такое ощущение, что власти делают всё это из-под палки. Не хватает системности. Нет действий на опережение кризиса. Продолжаются межведомственные склоки. После согласования со всеми ведомствами и министерствами даже от самого прогрессивного решения останутся лишь рожки да ножки. Проблема качества госуправления и принятия решений только усугубилась.

Мало прочитать нашу Программу. Надо ее понять, увидеть многочисленные причинно-следственные связи и дать сигнал населению, бизнесу и «вертикали», что пришли другие времена.

 

Лебедько: Программа в настоящее время находится в администрации Лукашенко. Мы готовы к диалогу и дискуссии.

Кроме этого нами подготовлены и другие документы, касающиеся вопроса социальных гарантий для отдельных категорий граждан, о развитии малого и среднего бизнеса

 

— Есть ряд вопросов, по которым у оппозиции нет консенсуса. К примеру, получение Беларусью кредитов от МВФ. Объединенная гражданская партия выступала за предоставление кредита. Почему?

 

Лебедько: — Нельзя всё время проецировать ситуацию на постамент с Александром Лукашенко. Есть случаи, когда необходимо думать, как это отразится на стране и интересах почти 10 миллионов граждан. Лукашенко — это всё же не вся Беларусь и не весь народ, от имени которого ему нравится говорить.

Никто из моих коллег не отрицает потребность в рыночных реформах. Но для позитивных перемен нужны ресурсы. И достаточно большие. МВФ выделяет деньги только под конкретную программу действий и осуществляет жесткий контроль за ее реализацией. Так не будет, что в штаб-квартиру фонда приехал герой Беларуси Прокопович, ему дали тележку, груженную долларовыми банкнотами, и он ее покатил в сторону Минска.

 

— Любые предложения по изменению законодательства, ситуации с правами человека белорусские власти рассматривают как ультиматум и давление.

 

Лебедько: — Бога ради, какой ультиматум. Если в Страсбурге, где находится Совет Европы, все ездят на авто, останавливаются на зеленый свет, то это общее правило. А это значит надо отказываться от бронетранспортера и привычки ездить на красный светофор.

 

— Поэтому вы и заявили о готовности сдать Ярослава Романчука в аренду белорусским властям. Чем, кстати, власти частично и воспользовались, предложив ему войти в состав межведомственной группы, которая должна создавать Беларуси позитивный инвестиционный климат.

 

Лебедько: — Речь идет не о месте работы, а о возможности реализовывать на практике то, что написано на бумаге. Можно сконцентрироваться на форме предложения, озвученного Романчуком, и здесь есть место как для дискуссии, так и критики. Я же предлагаю поговорить о сути сказанного Ярославом. Мы готовы брать на себя часть ответственности за происходящее в стране.Мы предлагаем Беларуси и властям антикризисную программу и готовы участвовать в ее реализации. Именно в этом смысл прозвучавшего предложения.

Заметьте, это сказано не в ситуации, когда страна на подъеме, когда количество проблем минимально. Это озвучено в условиях, когда не призрак кризиса бродит по стране, а вполне конкретные проблемы ежедневно звонят в наши квартиры, стучаться в ворота предприятий. Во-вторых, многие расценили это как мэсседж власти. На самом деле, это в первую очередь обращение к нашим гражданам. Соблазн возглавить нарастающее недовольство велик. Но я считаю, что наша позиция — честная и ответственная.

Ярослав Романчук. Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса. Основатель белорусской школы либерального устойчивого развития. Заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Автор более тысячи статей и шести книг по экономической тематике.

Анатолий Лебедько.Председатель Национального комитета Объединенных демократических сил Беларуси (прообраз «теневого правительства»). Лидер Объединенной гражданской партии. Депутат Верховного Совета XII и XIII созывов. Инициатор создания рабочих групп по разработке более 20 проектов законов и программ. Неоднократно привлекался к административной ответственности за организацию протестных акций. Проходит как подозреваемый по двум уголовным делам за оскорбление чести и достоинства президента. Автор более 500 статей и публикаций в белорусской и зарубежной прессе.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме