13:15 02.12.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Горькая правда о налогах

Почему более 70% времени мы работаем на государство

Смерть и налоги

Есть лозунги, вещи и явления, которые объединяют практически всех. Мы за то, чтобы в каждом доме была горячая и холодная вода. Мы за то, чтобы природа была чистой. Мы так же универсально и повсеместно не любим налоги. И боимся их, как боимся смерти. К сожалению, от них никуда не деться. Так гласит народная мудрость. С ней можно согласиться, но только на половину.

Смерть бывает разной. Спокойной и естественной, мучительной и долгой, неожиданной или предсказуемой. С одним не поспоришь – она неизбежна. Перед ней все равны: бедные и богатые, мужчины и женщины, верующие и атеисты.

Налоги тоже бывают разные. Высокие и удушающие, низкие и простые, «плоские» (одна ставка) или прогрессивные, республиканские и местные. Одинаковые для всех или с льготами для отдельных граждан или компаний. Налогами облагаются разные коммерческие действия и их результаты: выручка, прибыль, зарплата, импорт, экспорт, добавленная стоимость, недвижимость и т. д.

Кроме своего родового имени, налоги скрываются под разными именами: пошлины, сборы, взносы в обязательные социальные и другие фонды. Суть от этого не меняется. Налог – это деньги, которые 1) человек/компания платит государству; 2) это обязательный платеж (не заплатишь - можешь попасть в тюрьму); 3) они используются для финансирования государственных расходов и 4) не имеют обратной прямой ценности для плательщика.

Два опасных заблуждения

Отметим два особо опасных заблуждения о налогах. Первое – бедные люди не платят налоги или платят очень-очень мало. Второй – налоги платят все. Рассмотрим их по порядку. Опросы показывают, что в Беларуси более трети людей считают, что они не платят налогов. Такое мнение – великая победа идеологов нашего государства. Для распорядителей чужим (политики и чиновники) это идеальная ситуация: людей обдирают, как липку, а они даже об этом не подозревают. Одно дело, когда у тебя в автобусе крадут кошелек, а другое, когда у тебя «невидимая» костлявая рука государства забирает десять кошельков, а ты об этом даже не подозреваешь.

Мы платим налоги каждый раз, когда покупаем товары или услуги в легальных магазинах. В цене топлива доля налогов составляет до 80%, в продовольственных товарах – в среднем около 50%, в непродовольственных – около 65%. В розничной цене бутылки водки и пачки сигарет налоги могут доходить до 90%. Покупая товары, мы платим налоги. Это факт реальной жизни, а не бухгалтерская проводка.

Люди с низкими доходами не имеют возможности нанять квалифицированного налогового консультанта, поехать в соседнюю страну, чтобы купить товары подешевле. Не имеют они возможности пролоббировать налоговые льготы или полюбовно договориться с налоговыми инспекторами. Они беззащитны перед высокими налогами. Поэтому со своих доходов они часто платят относительно больше налогов, чем богатые со своих.

Развенчаем второй миф о том, что якобы налоги платят все. В нашей стране есть компании и люди, которым государство, т. е. мы с вами, доплачиваем за то, что они занимаются бизнесом. Если сравнить суммы денег, которые они уплачивают в бюджет, с теми ресурсами, которые они из него получают, то государство остается в минусе. Среди таких счастливчиков не малый частный бизнес и индивидуальные предприниматели, а отдельные большие государственные предприятия. Они работают в нефтяном секторе, машиностроении, сельском хозяйстве и т.д. Их директора платят себе большие зарплаты, организуют откаты через «свои» коммерческие структуры. Да, они тоже платят налоги, когда покупают товары и услуги, но с учетом тех ресурсов налогоплательщиков, которые они получают из бюджета, они являются нашими нахлебниками. Представляете, белорусские нефтяные «бароны», на самом деле, конкурируют с нищими и попрошайками на паперти. Только делают они это совсем иначе, да и деньги «выкачивают» из наших карманов несравненно больше.

В любой, даже самой бедной стране 1-2% населения богаты. Чем выше налоги, чем запутаннее налоговая система, тем больше в ней разного рода льгот, исключений и особых статусов. Именно эти «дырки» в налоговом законодательстве используют богатые люди, чтобы под прикрытием закона не платить налоги вообще или платить по минимуму. Например, известны случаи, когда крупные американские ТНК (General Motors, General Electric), платили меньше налогов, чем малый бизнес. Богатые белорусы, россияне, поляки или украинцы активно используют оффшоры, разного рода юридические» крючки», чтобы эффективно и без последствий для личной свободы и собственности «оптимизировать» размер уплачиваемых налогов. Говорят «оптимизация» – думают «уменьшение». Дело это непростое, пенсионеру, учителю или врачу не под силу.

Пять основных изъянов белорусской налоговой системы

Налоговая система Беларуси больна. Смертельно больна. Ей не поможешь примочками и косметическими правками. Не зря Всемирный банк и авторитетная в мире финансов и консалтинга компания PricewaterhouseCoopers три года подряд ставят Беларусь на последнее место в мире по легкости уплаты налогов. Перечислим основные недостатки и дефекты белорусской налоговой системы. Первый – много налогов и взаимопересекающихся налоговых баз. Когда в стране более 30 разновидностей налогов с разными ставками, уплачивать их без наличия опытных бухгалтеров невозможно.

Так руководители средней белорусской компании тратят на уплату налогов  900 часов в год. Это значит, что почти 5 месяцев в году или 40% рабочего времени директор и бухгалтерия тратят только на то, чтобы выполнить обязательства по налогам. Страна, в которой работает более 400 тысяч бухгалтеров – это страна с больной налоговой системой. Вредно для экономики страны заставлять бизнес делать 107 налоговых платежей в год (по этому показателю мы в тройке самых неблагополучных стран в мире). Швеция собирает еще больше денег, чем Беларусь, но ее правительство требует всего двух налоговых отчетов.

Затраты по уплате налогов для малого бизнеса в нашей стране часто неподъемные. Они являются тем шлагбаумом, который блокирует творческих, предприимчивых услуг. Именно эти затраты потом включаются в цену товаров и делают недоступными для людей с низкими доходами.

Второй изъян - высокие ставки налогов. По методике Всемирного банка общая налоговая нагрузка составляет 99,7% от объема прибыли предприятий. Это дает нам 177-ое место в мире из 183 стран. Чтобы заработать $1 прибыли, предприятие должно заплатить $1 налогов. При такой налоговой нагрузке невозможна модернизация. Не придут к нам серьезные инвесторы. Не смогут белорусские товары конкурировать ни в ЕС, ни на постсоветском пространстве.

Третий недостаток – сложная система администрирования налогов. Мало того что налоги высокие, так их еще платить очень сложно. Когда компания направляет в две налоговые инспекции одинаковый запрос по налоговой проблеме, а получает прямо противоположные ответы, налоговое законодательство легализует грабеж и разрушение бизнеса и граждан. В 2009г. налоговые органы ввели электронный порядок сдачи налоговой отчетности. Дело хорошее, но сделали они это так, что многие предприниматели считают, что налоги платить стало сложнее.

Четвертый дефект – чрезвычайно высокие штрафы и неадекватно суровые наказания за нарушение налогового законодательства. Когда налоговые органы конфискую товар на 1,5 тысяч долларов и дают штраф в $100 тысяч, ни один предприниматель не может чувствовать себя в безопасности. Нельзя превращать налоговые органы в инструменты нечестной конкуренции, дискриминации малого частного бизнеса и рейдерства.

Наконец, пятый недостаток – частные, непредсказуемые изменения, в том числе введение норм «задним числом». Быть честным налогоплательщиком очень сложно, потому что правительство так часто меняет правила уплаты налогов, что за ним не угнаться.

258 дней в году белорусы «горбатятся» на государство

Налоги – это плата граждан за определенные услуги государства. Это цена услуг посредника. Государство не зарабатывает деньги, оно их перераспределяет. В Беларуси этот посредник давно превратился в реального хозяина всего бизнеса и активного потребителя каждого семейного бюджета. Распорядители чужим ведут себя так, как будто наша жизнь, имущество, сбережения и активы принадлежат им.

В докладе авторитетного борца за низкие налоги Americans for Tax Reform Foundation «День стоимости правительства 2009» (Cost of government day. 2009 Report) приводятся данные о том, в какой день в году граждане полностью рассчитываются с государством и начинаются работать на себя. День стоимости государства – это дата в календаре, когда работник заработал такой валовой доход, чтобы полностью заплатить свою часть расходов государства и регуляторного бремени. Т. е. это расходы всех органов власти плюс затраты на выполнение всех бюрократических обязательств. В США в 2009г. это день освобождения человека труда от государства пришелся на 12 августа. Это значит, что средний американец должен работать 224 дня в году, чтобы рассчитаться с государством. По сравнению с 2008г. стоимость содержания государства увеличилась на 26 дней (в 2008г. было 16 июля).

Таким образом, в США издержки на содержание государства составляют 61,34% национального дохода. Из этого времени работа на покрытие издержек регулирования экономики составляет 65 дней (17,7% национального дохода). В период с 1977 по 2008г. дата освобождения человека от государства никогда не была позже 20 июля (1982).

Если пользоваться той же методикой для определения дня освобождения белорусского трудящегося от бремени государства, то получится следующее. Общие расходы республиканских и местных органов власти в Беларуси в 2009г. находятся на уровне 45% ВВП (в США в 2009 они были на уровне 43,8%). Это на 1,2 процентных пункта больше, чем в США. Регуляторная нагрузка в нашей стране гораздо больше, чем в США. Американцы по легкости ведения бизнеса, индексу защиты прав собственности, индексу экономической свободы входят в Топ-20 стран мира, а Беларусь мало того, что душит своих граждан налогами, так еще заставляет их платить высокую цену за выполнение чрезвычайно сложных, громоздких и часто меняющихся актов законодательства.

Если в США регуляторное бремя обходится трудовому человеку в 65 дней труда (17,7% национального дохода), то в Беларуси оно оценочно на 50% больше, т. е. составляет около 26% национального дохода. В итоге получается, что в нашей стране работник для оплаты расходов республиканских и местных органов власти работает 164 дня, а для покрытия издержек госрегулирования – еще 94 дня. 258 дней в году (71% календарного года) белорус Янка или белоруска Алеся горбатятся на государство. Таким образом, счастливый день освобождения трудового человека в Беларуси от навязываемых государством денежных и бюрократических обязательств в 2009г. приходится на 16 сентября. И это без учета выходных и праздников.

Дорого обходится обыкновенному белорусу содержание Вертикали и бюрократии. Когда девять месяцев в году надо работать, чтобы уплатить налоги и выполнить требования чиновников, времени на творчество, инновации и модернизацию просто не остается. Существующая налоговая система и законодательство взвинчивают цены в Беларуси выше мировых. Распорядители чужим лишают нас возможности сберегать и обеспечивать себе безбедную старость. В такой токсичной для предпринимателей правовой среде выживать можно, а развиваться проблематично. Особенно в условиях углубляющегося кризиса.

Беларуси нужна глубокая налоговая реформа. Как доказывает Pricewaterhouse Coopers, чем выше налоги, тем меньше частных инвестиций и больше серого бизнеса: «Увеличение на 10 процентов эффективной ставки налога на прибыль предприятий сопровождается сокращением отношения инвестиции/ВВП почти на 2 процентных пункта и сокращением числа новых бизнесом на один процентный пункт… Увеличение на один процентный пункт эффективной ставки налога на прибыль предприятий сокращает вероятность открытия дочернего предприятия в стране на 2,9 процентных пункта». Высокие налоги – это больше долгов и меньше прибыли. В условиях острой конкуренции за инвестиции Беларусь не может себе позволить иметь налоговую систему, в клетке которой человек должен работать более 70% всего трудового времени на интересы чиновников и политиков.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме