12:30 05.01.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Эксперты: Ни один белорусский вуз не вправе называться университетом
Есть ли шанс у белорусской нации стать полноценной, почему в стране нет ни легальных, ни политических, ни экономических условий для существования места, где бы белорусы собирались, чтобы находить ответы на вызовы времени, и какой университет может поспособствовать развитию всех сфер жизни общества, выясняет «Завтра твоей страны».
В Беларуси создана инициативная группа по созданию национального университета. С точки зрения ее идеолога Владимира Мацкевича, идеальный университет разворачивается одновременно в нескольких планах – как мегамашина мышления, как фактор возникновения и образования нации, как место выращивания проектных элит, как образовательное учреждение и как субъект культурной политики.
– Без формирования в Беларуси университета, выполняющего весь комплекс этих функций, белорусская нация никогда не станет полноценной, — убежден Владимир Мацкевич. – А существующие сегодня университеты отчасти реализуют лишь одну, не самую основную свою функцию – предоставление высшего образования – и по большому счету не могут называться университетами.
Либерализация и ресоветизация – кто кого?
Между тем, сейчас в Беларуси, что ни вуз – то университет. Процесс переименования существовавших в стране институтов активизировался в начале 1990-х годов. Они становились университетами формально, скорее, по финансовым причинам.
— После распада Советского Союза вузы вступали в партнерские отношения с зарубежными коллегами, — отмечает эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич. — А требованием европейских университетов была не только смена названия, но и преобразование содержания образования, внедрение новых технологий в образовательную систему.
Второй эпизод либерализации и интернационализации образования происходил в начале 2000 годов. Совет министров тогда даже принял решение о переходе на Болонскую модель образования.
— В то время тема академической автономии и академических свобод представлялась если не неизбежной, то, по крайней мере, возможной даже в проекте Закона о высшем образовании. Появилась надежда, что роковое советское наследие начнет постепенно изживаться, — говорит бывший проректор Европейского гуманитарного университета Владимир Дунаев.
Однако почти одновременно начался и другой процесс, который позже обозначили термином «ресоветизация».
— Это усиление административного руководства высшим образованием, централизация, политический и идеологический контроль, — поясняет Владимир Дунаев.
В 2004 году эта тенденция взяла верх и попытки либерализации высшего образования прекратились. Был закрыт ЕГУ. Проект Закона о высшем образовании был возвращен на доработку с указанием на то, что раздел об академических свободах неуместен. А высшее образование начало свой возврат к советской модели.
По мнению Владимира Дунаева, академические свободы – непременное условие для развития всех сфер жизни общества.
— Ни один белорусский университет не вправе называться университетом именно потому, что у него нет этих признаков. Он может быть прекрасным учебным заведением, научной школой, но это — не университет, — подчеркивает эксперт.
С чего начинается университет
Пока, как считает Владимир Дунаев, в Беларуси нет ни легальных, ни политических, ни экономических условий для создания университета.
— Законы абсолютно этому не способствуют, а наоборот, всячески препятствуют. А политических условий нет не только потому, что власть к этому не стремится, а еще и потому, что не существует общественного осознания важности этой темы. Ни одна политическая партия не ставит в своих программах вопрос об академической автономии университетов как важнейшей стратегии развития не только образования, но и политической жизни в стране, — отмечает бывший проректор ЕГУ.
Однако, по мнению экспертов Агентства гуманитарных технологий, которые уже 15 лет прорабатывают идею университета как места, где люди собираются для того, чтобы находить ответы на вызовы своего времени, именно сейчас настало время для запуска процессов по ее реализации.
— За годы независимости Беларусь прожила стадию политических кризисов, и сейчас мы имеем более-менее стабильную политическую ситуацию. У нас появился шанс для организации собственной социальной и культурной жизни, — считает Светлана Мацкевич. Ставка в этой программе реформирования, по мнению эксперта, должна делаться не на управление, а на аспекты создания отдельных учебных заведений, которые объединятся под общую концептуальную идею.
— В стране существует достаточно концептуальных разработок для строительства современного университета. Но ни одна организация даже самая крупная не в состоянии создать университет. Сегодня стоит задача обобщения и конфигурирования этого знания, запуска коммуникации между всеми заинтересованными сторонами, — говорит Светлана Мацкевич.
Широкое обсуждение идеи университета прошло на научно-практическом семинаре «Университет XXI-го века: идеи и реализация». Многие из участников дискуссии отмечали, что «нулевым циклом» должна стать организация широкой дискуссии по проблемам университета и университетского образования в Беларуси – как среди интеллектуальных и управленческих элит, так и на уровне общества в целом.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме