11:45 05.01.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Экономический ликбез. Налоги-2010. Изменения коснутся всех
К Новому году правительство подготовило налогоплательщикам две новости – хорошую и ту, что НДС все-таки вырастет.
Оборотная сторона медали
Итак, ряд долгожданных изменений налоговой системы все-таки стал реальностью. Безусловным позитивом станет отмена двух оборотных налогов (сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и местного налога с продаж товаров в розничной торговле) и двух малоэффективных налогов (налог на приобретение автотранспортных средств и местные сборы с пользователей за парковку).
Однако отмена этих платежей приведет к снижению доходов бюджета на 2,5 трлн рублей, и для компенсации потерь правительство отстояло решение об увеличении НДС до 20% с 18%. У такого увеличения было немало противников, в том числе и весьма влиятельных. К примеру, замглавы Администрации президента Леонид Анфимов на совещании с участием президента высказывался против повышения НДС, отмечая, что увеличение ставки требует больших оборотных средств, которые у многих предприятий отсутствуют. Другие побочные действия повышения НДС - падение рентабельности у предприятий, ориентированных на внутренний рынок.
Минфин решение об увеличении полностью поддерживал и всячески лоббировал, ведь для бюджета НДС – один из главных и, главное, стабильных источников доходов. За счет роста ставки НДС дополнительные поступления в бюджет составят более 1,7 трлн рублей.
Министр финансов Андрей Харковец уверен, что рост НДС выгоден и предприятиям-экспортерам: за счет отмены сельхозналога цена продукции может снизиться, ведь рост ставки НДС на экспорт не влияет, ограничивая при этом возможности импорта товаров в страну. Вряд ли последнее обрадует потребителей, особенно с учетом прогнозируемого роста цен, ведь НДС включается в цену товара. "Разумеется, НДС перечисляют в бюджет субъекты хозяйствования, но уплачивают его в конечном итоге потребители. То есть его изымают из наших карманов, когда мы приходим в магазины", - отмечает экономист Сергей Балыкин.
Утешительные мероприятия
Для нивелирования возможных негативных последствий увеличения НДС в отдельных отраслях экономики будут сокращены с 1 месяца до 5 дней сроки возврата сумм налоговых вычетов по НДС, оставшихся после проведения зачета. Минфин посчитал, что такое сокращение сроков возврата позволит в первом квартале 2010 года оставить в распоряжении экспортеров дополнительно около 250 млрд рублей. "В условиях остроты вопроса с оборотными средствами эта мера будет очень полезна для экономики предприятий", - заверил министр финансов Андрей Харковец.
Кроме того, во избежание резкого подорожания услуг с 2010 года устанавливается освобождение от уплаты НДС в отношении оказания населению бытовых услуг с высоким уровнем добавленной стоимости (услуги парикмахерских, бань, душевых, химчисток, прачечных, услуги по ремонту часов, производству и ремонту одежды и обуви, ремонту и техобслуживанию бытовых приборов).
Для малых предприятий с годовой выручкой до 3,8 млрд рублей, а таких в стране больше половины, с 2010 года установлена возможность выбора сроков уплаты НДС и налога на прибыль – ежеквартально или, как в настоящее время, ежемесячно.
Среди других позитивных моментов – отмена обязательного требования ведения всеми плательщиками книги покупок, в которой отражаются суммы входного НДС. Чтобы упростить жизнь бухгалтериям и налоговым службам предприятий вычеты теперь будут производить на основании первичных учетных документов.
Налогооблагаемая прибыль
Изменения налогового законодательства коснулись и налогообложения прибыли. С 2010 года в затраты для целей налогообложения можно будет включать все отраженные в бухучете расходы, связанные с производством и реализацией продукции. При этом в Налоговом кодексе будет закреплен четкий состав расходов, которые не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Отменяется и вызывавший множество нареканий механизм нормирования расходов на оплату труда, а также рекламу, информационные, консультационные, маркетинговые услуги и содержание легкового автотранспорта. Долгожданная отмена нормирования этих расходов не только значительно упростит порядок применения налога на прибыль, но и сократит расходы предприятий на расчеты этих нормативов.
Серьезным шагом станет также предоставление предприятиям возможности выбора срока уплаты налога на прибыль – ежеквартально или ежемесячно, как сегодня. Реализация этого права позволит в течение квартала оставить в распоряжении предприятий средства этого налога в размере 640 млрд рублей – в качестве компенсации отвлечения оборотных средств на уплату более высокого НДС.
Среди других изменений – снижение с 24% до 12% ставки налога на прибыль, полученную в виде дивидендов, а также от реализации акций и долей в уставном фонде белорусских организаций. Эта мера должна создать белорусским и иностранным организациям более привлекательные условия для инвестирования средств в уставные фонды белорусских предприятий и получения доходов от таких инвестиций. Правительство рассчитывает таким образом активизировать приток инвестиций и обеспечить потенциальным инвесторам дополнительную заинтересованность во вложении своих финансовых ресурсов.
В 2010 году также учтены предложения по совершенствованию применения упрощенной системы налогообложения. Речь, в частности, идет об увеличении с 5 до 15 человек критерия численности работников, дающего право применения упрощенной системы налогообложения. Сумма валовой выручки (критерий, по которому определяется возможность применять упрощенную систему налогообложения) будет проиндексирована и составит 3,8 млрд рублей против нынешних 3,5 млрд.
Очевидно, что все это обеспечит более простой порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий условиям налогообложения прибыли в большинстве стран. Теперь можно рассчитывать, что усилия Беларуси по реформированию налоговой системы оценят эксперты МФК и Всемирного банка при подготовке очередного исследования Doing Business.
О налоге на землю
Изменения коснутся и порядка уплаты земельного налога. Речь идет о переходе на его уплату исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Ставки земельного налога предлагается установить в зависимости от функционального использования земельных участков, дифференцируя их в зависимости от категории населенных пунктов, что позволит учесть различную кадастровую стоимость земель по регионам республики. В правительстве уверяют, что это не приведет к росту налоговой нагрузки на плательщика.
"Если будут возникать вопросы относительно индивидуальных льгот либо вопросы отдельных категорий граждан, по которым может произойти увеличение платежей, то эти вопросы могут быть решены местными органами власти. Им на 2010 год будет предоставлено право уменьшать либо повышать, но не более чем в два раза, ставки земельного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей и освобождать от земельного налога физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями", - заверил Андрей Харковец.
Не забыли про граждан
Изменения налоговой системы коснутся и граждан Беларуси. В частности, повышается размер предоставляемых гражданам стандартных налоговых вычетов (270 тыс рублей при доходе, не превышающем 1,6 млн рублей против нынешних 250 тыс при доходе, не превышающем 1,5 млн рублей; 75 тыс рублей на каждого ребенка и иждивенца при нынешних 70 тыс). За счет этого правительство рассчитывает исключить рост налоговой нагрузки на доходы населения.
С нового года также устанавливается возможность предоставления стандартных налоговых вычетов в отношении доходов физлиц, не имеющих места основной работы. Так что теперь граждане, работающие по совместительству, получит право на применение налогового вычета.
Размер налогового вычета в части страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов с 2010 года увеличен с 24 до 48 базовых величин в год.
Кроме того, решено снизить ставку подоходного налога в отношении полученных гражданами дивидендов с 15% до 12%. Вряд ли этого достаточно, чтобы убедить граждан инвестировать свои средства в уставные фонды белорусских предприятий, но шаг в нужном направлении уже сделан.
От подоходного налога с нового года освобождается получаемая инвалидами, несовершеннолетними, не имеющими родителей, и гражданами, нуждающимися в дорогостоящей медицинской помощи, безвозмездная помощь в пределах до 1000 базовых величин в год.
Налоги для типичного плательщика
Таким образом, налоговая система Беларуси будет включать 30 налоговых платежей. Но, как заверяют в Минфине, если рассматривать типичного плательщика в рамках ведения им обычной хозяйственной деятельности, то он может уплачивать лишь 5 налогов, поступления по которым в настоящее время обеспечивают преимущественную часть доходов бюджета страны: НДС, платежи из прибыли, налог на недвижимость, земельный и экологический налог. Такие платежи присутствуют в налоговых системах большинства стран мира, порядок их уплаты понятен и привычен для инвесторов, заверяют инициаторы налоговых перемен. Все другие налоги, указанные в Особенной части Налогового кодекса, будут уплачиваться только в разовых случаях и только отдельными плательщиками.
В Беларуси предусматривается сохранить практику применения налога на доходы, налога на недвижимость, сбора при ввозе на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ, сбора за проезд автотранспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования, сбора за выдачу разрешений на проезд белорусского автотранспорта по дорогам иностранных государств, оффшорного, гербового и консульского сборов, государственных и патентных пошлин. В Минфине отмечают, что такие платежи налогоплательщики уплачивают только при возникновении соответствующих объектов налогообложения и условий уплаты, так что их применение не усложняет налоговую систему страны.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме