23:00 07.12.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ НЕДЕЛИ СО СТАНИСЛАВОМ БОГДАНКЕВИЧЕМ
В условиях кризиса в Беларуси несколько оживился корпоративный рынок ценных бумаг. Наблюдается положительная динамика. По состоянию на 1 октября 2009 г. количество акционерных обществ составило 4288 (из них 1882 открытых акционерных общества, 2409 - закрытых), а общий объем эмиссии акций – 37,8 трлн. рублей. За 9 месяцев текущего года объем эмиссии акций акционерных обществ (включая как дополнительные выпуски, так и увеличение номинальной стоимости) увеличился на 6,6 трлн. руб.. Наряду с этим, довольно активно стал развиваться рынок корпоративных облигаций. При оценке этой динамики следует иметь ввиду, что высокие темпы роста обусловлены тем, что до 2009 года этот рынок находился лишь в зачаточном состоянии.
Всего в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года объем эмиссии зарегистрированных выпусков увеличился в 2,8 раза (объем эмиссии зарегистрированных облигаций небанковских организаций увеличился в 1,9 раза), а сумма эмиссии находящихся в обращении облигаций увеличилась в 3,3 раза (сумма эмиссии облигаций небанковских организаций выросла в 2,8 раза). Кроме того, по состоянию на 1 октября 2009 г. в обращении находилось 20 выпусков облигаций 10 эмитентов местных исполнительных и распорядительных органов на общую сумму 608,8 млрд рублей.
Развитие рынка корпоративных ценных бумаг позволяет субъектам хозяйствования осуществлять, с использованием различных инструментов, самостоятельное привлечение финансовых ресурсов. Однако перераспределение ресурсов все еще ограничено национальным рынком. К выходу на зарубежные рынки с использованием IPO (публичной продажи акций на бирже), из-за опоздания с реформами, страна не готова. Это длительный и затратный процесс. Подготовительный процесс составит порядка до пяти лет (обусловлено высокими требованиями к эмитенту акций по раскрытию информации о финансово-хозяйственном положении в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), составлению отчетности по МСФО, прохождению аудита согласно международным стандартам и рядом других требований). В этой связи в качестве временного решения наиболее целесообразным представляется выход на зарубежные рынки с использованием так называемых депозитарных расписок.
Дальнейшее развитие рынка корпоративных ценных бумаг сдерживает как общая медлительность с проведением рыночных преобразований, цепляние властей за остатки административно-командной модели управления экономикой, так и недостаточная унификация законодательства о ценных бумагах в соответствии с международными стандартами, отсутствие условий для становления и развития института коллективных инвестиций, недостаточная прозрачность рынка ценных бумаг, плохое налоговое законодательство, низкие показатели суверенного кредитного рейтинга и странового рейтинга страны-импортера по классификации Организации экономического сотрудничества и развития.
В большинстве европейских стран роль рейтингов (как страновых, так и хо- зяйствующих субъектов) и рейтинговых агентств настолько велика, что зачастую выход эмитента на рынок заимствований без наличия рейтинга невозможен. В этом случае эмитент ищет альтернативные источники заимствования или его ценные бумаги попадают в разряд junk-bonds (мусорные облигации с высокой процентной ставкой). Большое количество институциональных инвесторов не имеют возможности пополнять свои портфели долговыми ценными бумагами, не имеющими рейтинга (имеется в виду инвестиционного класса). Таким образом, у эмитента облигаций, не имеющего кредитного рейтинга, нет реальной возможности занять средства на рынке по приемлемой ставке.
Зная кредитный рейтинг эмитента, «инвестор», с одной стороны, избавляется от необходимости проведения кропотливого анализа финансовой отчетности, с другой — у него появляется возможность более взвешенно подходить к формированию инвестиционной стратегии, уменьшающей риски портфеля.
Наличие рейтинга у «заемщика» далеко не означает, что агентство «рекламирует» его деятельность, но он таким образом заявляет о себе и заявляет открыто, что создает благоприятный климат для инвестиционного сообщества.
Вопросы рейтинга становятся особенно актуальными в связи с тем, что на мировом финансовом рынке начали наблюдаться признаки оздоровления. Ситуация постепенно улучшается. Спрос инвесторов на суверенные облигации увеличивается. На первичном рынке суверенных элементов за девять месяцев текущего года было реализовано международных облигаций на сумму более 68 млрд. дол. Наблюдается также положительная динамика на вторичном рынке капитала. На рынке капитала привлекают ресурсы близкие нам по уровню развития страны. Среди них – Литва, Польша, Венгрия, Словения, Македония.
Однако, из-за неразвитости нашей финансовой системы, а также более низкого кредитного рейтинга для Беларуси на этом рынке еще не сформировались приемлемые условия для заимствований. По оценкам экспертов, процентная ставка по дебютному выпуску государственных облигаций Республики Беларусь ориентировочно может составить порядка 11-12 % годовых. Вместе с тем с началом финансового кризиса наш имидж особенно не пострадал – не было обвальных неплатежей, дефолта, других негативных явлений. Он остается низким прежде всего из-за отставания с рыночным реформированием экономики, с цеплянием власти за остатки давно дискредитировавшей себя административно-командной системы, продолжением практики «ручного управления» экономикой. В этих условиях достичь финансовой сбалансированности наше правительство пытается наращиванием высокими темпами государственного долга, уже превысившего на начало ноября 6,8 млрд. дол. Оно вынуждено предоставлять правительственные гарантии банкам России, Китая, Германии, Италии на финансирование инвестиционных проектов. Эти заимствования более долгосрочные и менее затратные. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают кредиты Российской Федерации (50,4%), МВФ (24,4%), Китая (12,7%). Все внешние государственные займы являются долгосрочными. При этом на займы сроком более 5 лет приходится 98,9% внешнего государственного долга,
По классификации Организации экономического сотрудничества и развития. базирующейся главным образом на оценке фактического делового климата в стране и степени рыночных преобразований, Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую ставку страхования (9-10%). Это существенно удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность и экономическую целесообразность привлечения. Согласно ежегодному отчету Всемирного банка "Ведение бизнеса-2010" Беларусь занимает 58-е место. Перевод нашей страны в более высокую группу по классификации ОЭСР позволил бы удешевить стоимость кредитных ресурсов. Этого невозможно достичь в условиях сохранения административно-командной модели, за которую все еще держится наша верховная власть.
С августа 2007 года по настоящее время Республике Беларусь имеет весьма низкий суверенный кредитные рейтинг (В+, В1 - «степень кредитоспособности незначительно ниже средней»). Говорить о повышении рейтинга в условиях кризиса и огромного дефицита внешнеторгового баланса на данный момент бесперспективно.
Несмотря на высокие издержки, Министерство финансов прорабатывает вопрос о возможном размещении в 2010 г. первых белорусских евробондов (еврооблигаций) на сумму не менее 500 млн. евро, в зависимости от складывающейся финансово-экономической ситуации. Услуги по организации выпуска евробондов готов предоставить Беларуси российский «Сбербанк».
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |