14:00 22.11.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ НЕДЕЛИ СО СТАНИСЛАВОМ БОГДАНКЕВИЧЕМ

Финансово-экономический кризис продолжает набирать обороты. Огромный внешнеторговый дисбаланс, галопирующий рост потребительских цен, убыточность и низкорентабельность, низкая конкурентоспособность - главные его проявления.

В этих условиях  идеи реформаторской антикризисной платформы ОДС и делового сообщества, начали, наконец, восприниматься правящим режимом.   Будучи не в состоянии справиться с кризисом в рамках глобального централизованного управления, сохранения унитарных госпредприятий и всеобъемлющего контроля, власти де-факто начали процесс перехода к рыночной модели развития.  Все еще публично не признавая ущербности и неэффективности своей административно-командной модели,   власти вынужденно отказываются от важнейших ее составляющих – от сохранения предприятий в унитарной госсобственности, от государственного монополизма в экономике, от всемерного лицензирования,  от администрирования в ценообразовании,    от глобального административного контроля (надзора), от плохой системы налогообложения, от блокирования малого и среднего бизнеса. Разумеется,  сделаны лишь первые шаги в направлении рыночно-ориентированных реформ, высвобождения действия рыночных сил, к продвижению приватизации. Однако они сделаны. 

К сожалению, сделаны при отсутствии обоснованной концепции преобразований, комплексной программы,   ясно заявленных целей и приоритетов.

Сегодня, согласно  утверждению С. Сидорского,  уже 30%  экономики  приватизировано. По трехлетнему плану приватизации (2008-2010 гг.) идет процесс  преобразования в акционерные общества 503 республиканских унитарных предприятий и продажа акций 146 открытых акционерных обществ.  
  

В числе наиболее крупных приватизационных сделок -  продажа госдоли в компаниях «Велком»,  «БеСТ» и «Белтрансгаз».  В банковской сфере проданы пакеты госакций  Межторгбанка (Альфа-банк) и Славнефтебанка (банк ВТБ). Кроме того, за последний год создано 4 банка с иностранным капиталом.

Идет подготовка к приватизации таких крупных объектов госсобственности, как автозавод и «Нафтан-Полимир». До конца 2010 года планируется продать более 35 средних открытых акционерных обществ Министерства промышленности. Среди них Бобруйский машиностроительный завод, Борисовский инструментальный завод, Минский подшипниковый завод. Запланирована продажа пакетов госакций Белинвестбанка  и БПС-банка  (рыночная стоимость последнего по оценке белорусского института оценки недвижимости – 500 млн. дол.). При этом,  при  участии в приватизации   поставщиков нефти - компаний «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» -  инвесторам предлагается  в рамках сделки  построить новый нефтепродуктопровод в направлении Высоцка – терминала в районе Санкт-Петербурга.

Инвестиционный климат в стране в условиях кризиса несколько улучшился. Правительство заявило о приоритетности предпринимательства, о поставленной задаче обеспечения вхождения страны в тридцатку государств с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.  Палата представителей  рассматривает законопроект о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса.  По оценке Всемирного банка, страна вошла в лидирующую группу по темпам проведения реформ, хотя по уровню реформированности все еще занимает лишь 58 место.    Ограничено вмешательство властей в ценообразование, контролирующих органов - в работу бизнеса. Принят президентский указ, определивший единый порядок контрольной (надзорной) деятельности.  Впервые  введен запрет на проведение любых проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет с начала их работы.  С января 2009 г. вступил в силу Кодекс о земле, предусматривающий возможность приобретения юрлицами всех форм собственности земельных участков в частную собственность. На 2010 год намечены радикальное сокращение лицензирования (на 58%), в том числе розничной торговли; планируется либерализация сферы международной торговли; объявлено о приближении бухучета к международным стандартам финансовой отчетности.

В сфере налогообложения ожидается отмена сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; отмена налога с продаж и налога на услуги; отмена налога на приобретение автомобильных транспортных средств;  упразднение и совершенствование порядка взимания ряда  местных налогов и сборов, наконец, корректировка Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь в области обеспечения трактовки всех несоответствий законодательства в пользу налогоплательщика.
Все это шаги в правильном направлении. Их проведение неоднократно предлагалось независимыми экспертами, предусматривалось программой ОДС.

 Однако отсутствие концептуальной, комплексной программы перевода экономики на рыночные рельсы и ясных целей создает немало новых проблем во взаимоотношениях бизнеса и госорганов. К примеру, приобретение земли юрлицами в госсобственность. При наличии Кодекса о земле, нет четкой системы  реализации инвестиционных проектов. В конечном итоге все сводится к индивидуальным решениям чиновников. Все на ручном приводе. То же и по акционированным предприятиям. Акционирование – это реальный шаг к оптимизации управления, подготовка к приватизации. При этом должна ломаться существующая система административного управления. Главным недостатком проходящего в стране акционирования является то, что уставы акционированных предприятий подгоняются к старой административной системе. Акционерное общество 100% находится у государства и по-прежнему идет конкретное ручное управление из одного центра. как и раньше. По существу мало чего меняется в части  технологии управления для руководства акционированного предприятия. Акционируя госпредприятия, власти все еще не отказались от  установления обязательных для исполнения количественных целевых показателей на макроэкономическом уровне и уровне предприятий.
То же по модернизации налогообложения. Отсутствует концептуальная линия на снижение налоговой нагрузки, что является объективно необходимым для технологического и технического обновления производства.

Нами давно предлагалось принять современный  Закон о приватизации и создать Агентство по приватизации, наделенное широкими полномочиями. То же самое рекомендует и МВФ. Агентство по приватизации должно быть уполномоченным    осуществлять подготовку предприятий к приватизации и иметь право нанимать профессионалов на рынке для поддержания этого процесса Для привлечения как иностранных, так и отечественных инвесторов условия, устанавливаемые для новых инвестиций, в том числе и требование о сохранении имеющегося количества работников и сетки заработной платы, необходимо пересмотреть. Все это необходимо для привлечения в экономику   иностранных инвесторов, поможет привлечь капитал, технологии и навыки в области управления и маркетинга. В сочетании с высоким качеством и более эффективной мотивацией трудовых ресурсов это привело бы к  повышению совокупной производительности факторов производства, а также помочь   распространить хорошую практику ведения бизнеса на остальную часть экономики.

Доля малого и среднего бизнеса – локомотива развития - в общем объеме ВВП Беларуси составила в прошлом году всего лишь 9,3%. Отношение к малому и среднему бизнесу  со стороны государства, несмотря на правильные декларации, остается  в большой степени фискальным, нежели партнерским. Не используются возможности создания эффективного, самостоятельного бизнеса  за счет отделения частей имеющихся государственных предприятий.  Многие предприниматели выживают, а не развиваются.   Правила, по которым они создают и ведут бизнес, не являются стабильными.  Нормативно-законодательная база изменяется постоянно, при этом не обеспечивает гарантии собственности, равных условий хозяйствования и  конкурентской среды.

Необходима программа по достижению внешнеторговой сбалансированности, по укреплению платежного баланса и созданию в нормативных размерах международных резервов, по снижению уровня инфляции. Эти задачи невозможно решить без  привлечения в страну в значительных размерах прямых иностранных инвестиций, обеспечения высоких темпов роста производительности труда, отказа от политики стимулирования внутреннего спроса посредством ужесточения кредитной политики (ввести строгие ограничения на кредитование в рамках государственных программ). А также без перехода к более гибкому режиму курсообразования и системе инфляционного  таргетирования.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме