20:31 29.03.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ НЕДЕЛИ СО СТАНИСЛАВОМ БОГДАНКЕВИЧЕМ. К вопросу о стабильности национальной валюты. Есть ли повод волноваться?

Стабильность любой  валюты в сколько-нибудь долгосрочной перспективе зависит прежде всего от состояния и сбалансированного развития той экономики, на которую эта валюта опирается. Это аксиома, не требующая доказательств.

Каковы конечные показатели уровня стабильности белорусского рубля - в первую очередь по отношению к доллару США – основной мировой резервной валюте, а также и к потребительским товарам?   
По отношению к доллару  белорусский рубль обесценился в 2009 году на 30,14%, в том числе  в порядке разовой девальвации в январе 2009 года на 20,45% (с 2200 до 2650 рублей). К началу 2010 года американская валюта подорожала еще на 8,04% (до 2863 рублей).   После 2001 года - это самый высокий показатель обесценения национальной валюты. Вместе с тем, рост обменного курса белорусского рубля – это постоянный фактор, сопровождающий наше развитие, свидетельствующий о происходящем затяжном кризисе белорусской экономики. В 2001 году в результате ползучей девальвации наша валюта обесценилась по отношению к доллару  на 33,9% (с 1.180 до 1.580 рублей), в 2002 году - на 21,52% (до 1.920 рублей), в 2003-м  — на 12,29% (до 2.156), в 2004-м  — на 0,65% (до 2.170), в 2008-м — на 2,33% (до 2.200).

По отношению к другим важнейшим для нашей торговли валютам обесценение белорусского рубля характеризуется следующими данными. Официальный курс евро в 2009 году вырос  к  рублю    на 33,44% (с 3.077,14 до 4.106,11 рубля). В результате девальвации рубля котировка европейской валюты была увеличена на 20,34% (до 3.703 рублей). После этого она выросла еще на 10,89%.  Курс российского рубля увеличился в 2009 году на 23,11% (с 76,89 до 94,66 белорусского рубля). При девальвации рост курса составил 17,26% (до 90,16 рубля), после — еще 4,99%. 
  

Параллельно с падением обменного курса имело место обесценение белорусского рубля и по отношению к потребительской корзине, о чем свидетельствует рост цен.  В последние годы индекс потребительских цен выражался двухзначной величиной: 2007 год – 12,1%, 2008 год – 13,3%, 2009 год – 10,1%. Это неприемлемо большие отрицательные показатели. Они одного порядка с девальвацией белорусского рубля.  Следствием высоких уровней инфляции (наряду с ростом складских остатков) стали также неподъемные уровни процентных ставок по кредитам для экономики и населения.

Как известно, Национальным банком в качестве ориентира в оценке стабильности национальной валюты избрана корзина валют в составе доллара, евро и российского  рубля в равных пропорциях. Начальный курс корзины валют с 2 января 2009 года был установлен на уровне 960 рублей, коридор для колебаний курса – плюс-минус 10%. В течение года он вырос на 7,94% до 1.036,27 рубля.   В 2010 году Национальный банк с помощью внешних займов также планирует удержать курс корзины в коридоре плюс-минус 10%.

В первом квартале текущего года обменный курс белорусского рубля сохранил тенденцию к снижению.  По состоянию на 18 марта   курс доллара США достиг нового исторического максимума - 2960 рублей.   Курс российского рубля вырос до 101,4рубля, также обновив исторический максимум. Курс евро составлял 4079,77 рубля. Соответственно и стоимость валютной корзины (доллар, евро и российский рубль) в очередной раз обновила рекорд - 1066 рублей.
       

Важнейшим фактором ползучей девальвации рубля является внешнеторговая несбалансированность – бесспорное  свидетельство низкой эффективности и слабой конкурентоспособности белорусской экономики. И жизни не по средствам, то есть в рамках созданного (по стоимости)  валового продукта. Тем более, что все увеличивающаяся часть этого произведенного благодаря действию внерыночной административной модели хозяйствования  продукта не находила сбыта на рынке. Остатки нереализованной продукции составляет триллионы рублей. Все это -   проблемы не одной пятилетки, однако до последнего времени она так весомо не проявлялась ввиду много миллиардного ценового  субсидирования РФ, а также исключительно благоприятной коньюктуре цен на нефтепродукты и калийные удобрения.
В 2009 году отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами   составило 5 млрд 550 млн долларов при прогнозе минус 1,5 млрд. При этом отрицательное сальдо по товаром составило 7,3 млрд. дол. (в 2008 году минус 6,8 млрд.). Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются  экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). 

Более 50% стоимостного объема экспорта и импорта промежуточных товаров составляют энергетические товары.  Сальдо внешней торговли энергоносителями сложилось отрицательное в объеме 3,4 млрд  долларов, что на 1,4 млрд.  больше показателя за 2008 год.  
В результате только за прошлый год валовой внешний долг страны увеличился с 15,2 млрд.дол до 22 млрд.дол., то есть на 6,8 млрд. дол.  Его размер приближается к критической величине, равной половине годового объема ВВП. Объем  внешнего государственного долга страны (правительство и Национальный банк) увеличился за год в 2,2 раза, составив 8,8 млрд.дол. Эти данные свидетельствуют, что относительную стабильность белорусского рубля, как и уровень потребления удалось удержать главным образом благодаря внешним заимствованиям плюс поступлениям от продажи акций госпредприятий (Белтрансгаз, банки, Велком, БеСТ и др.). И что внешние заимствования направлены не на развитие, а на поддержание в экономике статуса-кво, в том числе и недопущения обвала валютного курса национальной валюты.
 Каковы истоки кризиса белорусской экономики? Есть ли основания объяснить их, включая обесценение национальной валюты, исключительно внешними факторами, воздействием мирового финансового кризиса. Однозначно – нет.

Истоки кризиса белорусской экономики находятся внутри страны. Чтобы это видеть, не надо быть профессиональным экономистом. Уже в 2006 году внутренние долги экономики банкам увеличились на 157%. Почему? Из-за работы на склад и роста неоплаты за отгруженные товары. В следующем 2007 г. внешний долг страны возрос на 5,7 млрд.дол. или в 1,8 раза, внутренний – еще в 1,5 раза. Инфляция почти удвоилась, превысив 12%. Негатив еще более развился в 2008 г.  В чем причина? Ведь до мировой рецессии оставалось еще пару лет.  Первоначальные истоки нашего кризиса - это, прежде всего, неэффективная  модель развития с упором на "вал", приведшая к падению конкурентоспособности промышленности, огромному отвлечению из оборота ресурсов в виде нереализованной продукции на складах и дебиторской задолженности. Преувеличенное внимание внешнему, а не внутреннему рынку. Создав суверенное государство, следовало незамедлительно развивать и внутринациональный рынок. В Беларуси, ставшей независимой, не проводилось целенаправленной политики по созданию такой  экономики,  прежде всего посредством создания льготных условий для малого и среднего бизнеса, обеспечивающего внутринациональные потребности. В результате зависимость от импорта составляет порядка двух третей  ВВП. Это  неприемлемо.  Доля малого бизнеса, являющегося в мире локомотивом экономики, у нас все еще составляет менее 10% ВВП.  Многомиллиардные российские преференции в форме льготных цен на энергоносители, сверхдоходы от  благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры  использовались  нерационально, в основном на потребление и  непроизводительные проекты, а не на технологическое, техническое и инновационное  обновление, не на перепрофилирование низкоэффективных рабочих мест и создание новых. Экономика обескровливалась изъятием из нее 50% ВВП в централизованные фонды. Для поддержания высоких темпов валового роста осуществлялась политика кредитной экспансии, приведшая к "перегреву" экономики, затоваренности, закредитованности и росту инфляции.  Результатом этой экспансии стал ежегодный рост внутренних долгов экономики банкам, в 3-5 раз превышающих рост производства.

Сегодня целые отрасли становятся неконкурентными, отдельные – нерентабельными. Запасы готовой продукции на предприятиях  машиностроения и металлообработки, которые и до того были высокими, выросли за последний год в два раза и превысили 3 трлн.руб. Более чем в два раза возросли складские остатки химической и нефтехимической промышленности.  Высокими темпами растут остатки непроданной продукции на предприятиях легкой, лесной, деревообрабатывающей  и пищевой промышленности.      

 В итоге Беларусь по конечным  показателям, прежде всего заработной плате и пенсиям, отстала от своих западных соседей, избравших демократию и рынок – Литвы и Польши – в 2.5-3 раза.  
Наше правительство, то признавая наличие кризиса, то заявляя об его отсутствии,   затянуло с осуществлением антикризисных программ. Уповает на внешние заимствования.  Не определены  приоритеты.  Не отменены  задания экономике по росту объемов производства, объективно ведущие к транжированию ресурсов, отвлечению ресурсов в неликвиды. 
2009 год стал годом потерянного времени. Кардинального реформирования страна так и не дождалась. Росли долги, увеличивались неплатежи, падала рентабельность.   Надежды на приватизацию полностью провалились. Ожидания массового притока иностранных инвестиций не оправдались.  Произошло  рекордное  падение экспорта. Надежды сократить дефицит торгового баланса и улучшить сальдо счета текущих операций не оправдались. Нет вразумительного ответа на вопрос, почему и по чьей злой воле оказались затоваренными склады. Возрастают риски дефицита ликвидности банковской системы.    Кредитованием структурные проблемы белорусской экономики не решишь. «Омертвленный» капитал сам собой не рассосется. Возможности получения внешней поддержки сокращаются.
 

Правительству следует быстрее преодолеть заблуждение, что наш кризис определен исключительно внешними факторами.    Хоть и c многолетним опозданием, в экономике взят курс на либерализацию и модернизацию.  Однако это направление должно быть наполнено соответствующим содержанием, что делается крайне медленно и непоследовательно.
 

Консервация доставшейся из прошлого производственной структуры  - не  выход из ситуации. Иллюзорны предположения, что переживем с помощью много миллиардных внешних  займов смутное время, и все вернется на круги своя.  Как раз наоборот. Мир выйдет из кризиса более конкурентным. Нам нельзя уповать на чудо. Выход –  в повсеместном переводе экономических отношений на рыночные рельсы, в модернизации и реформировании.    Из кризиса выйдем более сильными, если, воспользовавшись им, проведем структурные и инновационные изменения, ликвидируем экономические балласты и создадим более эффективные рабочие места, снизим энерго- и материалоемкость, повысим производительность, и тем самым конкурентоспособность.
В социальной сфере выход – в  массированных программах поддержки работников. Имеющиеся ресурсы целесообразно направлять испытывающим финансовые проблемы гражданам, а не на поддержание на плаву обреченных на умирание банкротов.  Крайне важно сформировать программы государственных гарантий, и не только в области финансов, но и здравоохранения и образования. Необходимо подумать о децентрализации власти,  отказе от советской модели управления, передаче существенной части финансов и ответственности в регионы.
Вопросы малого и среднего бизнеса,  трудовой занятости, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и многие другие – это прежде всего вопросы местных органов власти. Местная власть должна располагать соответствующими полномочиями и финансовыми ресурсами.  
  По нашему мнению, экономическую политику необходимо  строить исходя из следующих важнейших принципов:  1.Прозрачность, транспарентность  действий всех органов власти. Непрерывный публичный диалог власти, общества, бизнеса. Полная информация на сайтах о расходовании целевых внешних займов. 2.Эффективность.  3.Антикоррупционность.
Прежде всего, власти и обществу следовало бы определиться с  приоритетами.   По-нашему мнению,  приоритетами экономической политики на ближайшую перспективу могли бы стать конечные, качественные показатели (но не рост ВВП), а именно:

1. Всемерное развитие внутринационального рынка, малого и среднего бизнеса.    Ориентиры: повышение  доли внутреннего рынка до 50% к ВВП (с нынешних -30%).

2. Инфляция и валютный курс.  Ориентиры: уровень инфляции -3%,  из расчета на год; Плюс стабильный валютный курс, базирующийся на сбалансированности спроса и предложения, при минимальном использовании резервов (внешних займов).

Главным тезисом Нового экономического курса должна стать  экономическая свобода.  Государственное регулирование необходимо, но оно должно осуществляться    при сохранении верховенства принципов рыночной модели развития, безусловного верховенства закона.
Без экономической свободы эффективная экономика немыслима.  Важнейшая ее составляющая -   конкуренция.  Только на базе этого принципа, в сочетании с обоснованной монетарной политикой,  возможно обеспечение стабильности цен и валютного курса.  
 Трудно понять, почему  правительство всерьез не озаботится проблемой огромной инфляции. Тем более, что и высокая процентная ставка по кредитам, от которой страдает реальная экономика,  напрямую зависит от  уровня инфляции.  Высокий рост цен – абсолютное зло.       В   рыночных экономиках, где нет административного контроля за ценами, темпы роста цен отстают от наших в три и более раза.  А в условиях мирового финансового кризиса цены повсеместно упали. Исключение – Беларусь.
Не менее важен принцип жесткой договорной и финансовой дисциплины – безусловной составляющей эффективной   экономики.     Жесткая дисциплина предполагает отказ от субсидирования банкротов. Следует поддерживать не банкрота, а защищать кредитора.  Инструментом, безусловно гарантирующим соблюдение строгих финансовых и договорных отношений в экономике,  является только реальная угроза банкротства. Механизм банкротства необходим рынку.  "Нарывы надо своевременно вскрывать!"

На наш взгляд,  в первоочередном порядке должны быть приняты к реализации:
1. Программа развития внутринационального рынка.
2. Программа стабилизации цен и платежного баланса;
3. Программа демонополизации и развития конкуренции;

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме