15:15 26.03.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
ЕС - Беларусь: Страшилки, а не санкции
Распри и разборки вместо доброго соседства
23 марта 2012г. Совет Министров Европейского Союза в очередной раз расширил перечень вербальных угроз официальному Минску. Европейцы «забанили» 12 белорусов и 29 фирм.
Граждане РБ, в том числе белорусские нефтяные бароны Юрий Чиж и Анатолий Тернавский, не смогут въезжать в ЕС, а нескольким компаниям будет запрещено поставлять туда свои товары.
Никаких запретов на ввоз отдельных товаров или групп товаров, никакого особого режима повышенных импортных таможенных пошлин, никаких ограничений в отношении европейских инвесторов в Беларусь, тем более ограничений на финансовые операции и отзыва SWIFT белорусских банков на повестке дня не было. Это в отношении Ирана ЕС и США ввели настоящие санкции, а в отношении Беларуси речь все еще идет речь о продолжении политического и психологического давлении на А. Лукашенко.
Легкий путь обойти страшилки ЕС
Финансовое влияние принятых визовых и товарных запретов на экономику Беларуси будет близким к нулю. В глобальном мире подобные ограничения обходятся в два счета. Оставим за кадром моральную и психологическую «травму» людей в черном списке ЕС на получение визы. Для проведения переговоров, консультаций, обсуждения режима поставок товаров легко можно встретиться в Турции, Украине, Сербии или любом комфортном курорте мира. Если сильно нужно, любой бизнесмен – мультимиллионер из Беларуси легко может получить гражданство России или любой страны мира, с которой безвизовые отношения со странами Шенгенской зоны. Двойное или тройное гражданство открывает границы Евросоюза. Такого рода практики широко применяются в современном мире, особенно среди богатых людей. Так что для Ю. Чижа, А. Тернавского, В. Пефтиева и других богатых людей Беларуси визовые барьеры могут принести лишь временные неудобства, но никак не невосполнимые потери. Одно дело, когда эти бизнесмены ассоциируются с финансистами белорусского режима. Другое дело, когда они, как граждане потенциальные граждане РФ, могут представлять российские бизнес структуры. Волей неволей визовые ограничения на белорусских мультимиллионеров будут подталкивать к получению гражданство других стран, если для них поездки в страны ЕС имеют критическое значение.
Еще проще справиться с запретом на торговые отношения фирм, которые вошли в запретный список. Едва ли среди них есть те коммерческие структуры, которые гордятся своими ценными брендами. В случае поставок нефти и нефтепродуктов, удобрений, химических товаров или древесины название структуры не имеет особого значения. Каждый серьезный бизнесмен за 15 лет работы наверняка обзавелся сетью оффшоров, дружеских и партнерских структур в России, Украине, а также в странах ЕС. Переоформление контрактов – дело максимум нескольких месяцев. Поскольку контракты с Беларусью в большинстве своем связаны с поставками сырьевых и энергетических ресурсов, то их европейские партнеры готовы будут пойти навстречу, временно изменить логистику заключения договоров и мониторинга их выполнения. В самом худшем случае все договора с компаниями в черном списке будут переоформлены на российские юридические лица. Против них, разумеется, никто никакие барьеры возводить не будет.
Возможна ротация приближенных ко двору бизнесменов
Наконец, третий вариант нейтрализовать негативное влияние визовых ограничений на конкретных лиц и запрет на фирмы – это замена их на незасвеченных людей и новые коммерческих структуры. В разные периоды правления у А. Лукашенко в фаворе были разные бизнесмены. Никто уже не помнит длинного списка всех тех компаний, которые подставлялись под торговлю нефтью и нефтепродуктами, калийными удобрениями и металлами, алкоголем и автомобилями. Нет принципиальных препятствий в очередной раз осуществить ротацию тех бизнесменов, которые могут осуществлять поставки традиционных товаров белорусского экспорта в ЕС. Будет работа и для Ю. Чижа, А. Тернавского, В. Пефтиева и других мультимиллионеров. Формирование отраслевых холдингов, организация приватизационных сделок через инвестиционные фонды, выстраивание отношений с китайскими/российскими/арабскими инвесторами внутри Беларуси – для А. Лукашенко нужны качественные, проверенные менеджеры, которые будут моторами этих процессов. Рано или поздно визовые и торговые ограничения с белорусских граждан и компаний буду сняты. К этому времени многие протоохигархи могут стать полноценными олигархами и уже на новой имущественной основе выстраивать диалог с европейским бизнесом.
Парадоксально, но период холодной политической и дипломатической войны с ЕС белорусские власти могут использовать для активной приватизации и распределения государственных активов и имущества. В этом процессе только российский бизнес может составить белорусским мультимиллионерам серьезную конкуренцию. Но здесь они надеются на политическую и административную поддержку А. Лукашенко. Он понимает важность концентрации национального богатства в руках национального бизнеса. Поэтому едва ли стоит ожидать равного доступа российского капитала к белорусской приватизации. Понятно, что для поддержки хороший отношений с Кремлем и закрытия дырок в бюджете и платежном балансе власти Беларуси вынуждены будут продать целый ряд ценных активов только для российских коммерческих структур. Так или иначе, действия ЕС против отдельных бизнесменов и коммерческих структур, резко увеличивает уязвимость белорусского бизнеса перед российской экспансией. Принуждение к рыночным реформам активизируется именно через ЕЭП и под давлением одного из основных кредиторов Беларуси – Евразийского банка развития, как управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Собака лает, караван идет
По-настоящему чувствительные экономические санкции в отношении Беларуси Европейский Союз даже не рассматривал. Достаточно сравнить отношение ЕС/США с Ираном и с Беларусью, чтобы почувствовать разницу. ЕС не ставит на повестку дня полный запрет ввоза из Беларуси чувствительных для нашей страны товаров, например, нефтепродуктов, калийных удобрений, товаров химической промышленности, лесоматериалов, казеина и т.д. Нет никаких ограничений для белорусских банков, которые продолжают свободно проводить платежи и обслуживать торговые потоки и инвестиционные проекты. Нет ни слова о санкциях по отношении к тем европейским компаниям, которые на свой страх и риск решили делать бизнес в Беларуси, в том числе участвовать в приватизации. Таким образом, по большому счету, Европейский Союз не вышел на тропу настоящих экономических санкций. Решения по визам и фирмам касаются ограниченной группы людей. На состояние торговых отношений между Беларусью и ЕС они не окажут практически никакого негативного воздействия.
Смею предположить, что и в 2012 году экспорт Беларуси в страны ЕС, равно как и импорт оттуда вырастут. За январь 2012г. доля экспорта нашей страны в ЕС-27 составила рекордные 51,1%, в то время как по итогам 2011г. этот показатель был 39%. Для сравнения в январе 2012г. доля белорусского экспорта в Россию составила всего 29,1%. Мы фиксируем значительное падение по сравнению с 2011г. (34%). Оборот Беларуси с ЕС-27 за январь 2012г. по сравнению с аналогичным периодом 2011г. вырос в 2,5 раз, экспорт – в 4 раза, а импорт на 14,9%. Бизнесмены, которые осуществляют товарные поставки в ЕС, имеют все основания скептически относиться к телодвижениям европейских политиков и чиновников. Собака лает, ветер носит, а караван идет.
Экспорт Беларуси в Европейский Союз и Россию, 2002 - 2011гг.
Страна | Экспорт, % от общего объема | |||||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Общий объем в млн. USD | 8098 | 9946 | 13752 | 15977 | 19734 | 24339 | 32571 | 21282 | 25226 | 40294 |
ЕС | 28,0 | 49,2 | 36,7 | 44,1 | 45,5 | 43,8 | 43,9 | 43,6 | 30,1 | 39,0 |
Россия | 50,1 | 32,5 | 47,0 | 35,8 | 34,7 | 36,5 | 32,2 | 31,5 | 38,9 | 34,0 |
Источник: Белстат Беларуси 2003 – 2012 гг.
Импорт Беларуси в Европейский Союз и Россию, 2002 - 2011гг.
Страна | Импорт, % от общего объема | |||||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Общий объем в млн. USD | 8980 | 11558 | 16345 | 16699 | 22351 | 28764 | 38381 | 28564 | 34868 | 45747 |
ЕС | 18,0 | 19,8 | 19,8 | 21,4 | 22,3 | 21,8 | 21,6 | 22,9 | 21,6 | 19,0 |
Россия | 65,1 | 65,7 | 68,2 | 60,4 | 58,6 | 59,9 | 59,8 | 58,5 | 51,8 | 54,5 |
Источник: Белстат Беларуси 2003 – 2012 гг.
Основные партнеры Беларуси по экспорту в ЕС и основные товарные позиции 2010 - 2011гг.
Товар | 2010 | 2011 | |||
Стоимостной объем, млн. $ | % от общего объема экспорта в данную страну | Стоимостной объем, млн. $ | % от общего объема экспорта в данную страну | ||
Экспорт Беларуси в ЕС-27, всего млн. $ | 7604 | 100 | 15726 | 100 | |
1. Нидерланды | |||||
Экспорт Беларуси, млн. $ | 2845,6 | 37,4%1 (доля от общего экспорта в ЕС-27) | 6157,9 | 39,2%1 (доля от общего экспорта в ЕС-27) | |
Нефтепродукты | 2781,2 | 97,75 | 5477,0 | 88,9% | |
Растворители и разбавители | - | - | 405,2 | 6,6% | |
Пилы ручные, полотна для пил всех типов | 7,0 | 0,2% | 22,9 | 0,4% | |
Нити комплексные синтетические | 8,3 | 0,3% | 11,4 | 0,2% | |
2. Латвия | |||||
Экспорт Беларуси, млн. $ | 929,5 | 12,2% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | 3150,8 | 20,0% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | |
Нефтепродукты | 538,2 | 57,9% | 1640,5 | 52,1% | |
Растворители и разбавители | 155,6 | 16,7% | 1110,3 | 35,2% | |
Полуфабрикаты из нелегированной стали | 90,7 | 9,8% | 152,1 | 4,8% | |
3. Германия | |||||
Экспорт Беларуси, млн. $ | 460,8 | 6,1 (доля от общего экспорта в ЕС-27) | 1826,3 | 11,6% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | |
Нефть сырая | - | - | 1286 | 70,4% | |
Приборы и устройства, применяемые в медицине | 30,1 | 6,5 | 39,3 | 2,2 | |
Лесоматериалы продольно распиленные | 19,4 | 4,2 | 34,4 | 1,9 | |
Казеин | 18,4 | 4,0 | 32,5 | 1,8 | |
Нефтепродукты | 26,9 | 5,8 | |||
4. Польша | |||||
Экспорт Беларуси, млн. $ | 885,8 | 11,6% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | 1123,2 | 7,1% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | |
Нефтепродукты | 168,6 | 19,0 | 283,8 | 25,3% | |
Газ сжиженный | 139,9 | 15,65 | 161,8 | 14,4% | |
Лесоматериалы необработанные | 73,5 | 8,3% | 103,2 | 11,6% | |
Удобрения калийные | 137,7 | 15,5% | 170,2 | 15,2% | |
5. Литва | |||||
Экспорт Беларуси, млн. $ | 450,5 | 5,9% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | 859,3 | 5,5% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | |
Нефтепродукты | 72,3 | 16,0 | 247,2 | 28,8% | |
Материалы смазочные | 16,1 | 3,6% | 55,1 | 6,4% | |
Прутки из нелегированной стали | 24,8 | 5,5% | 46,8 | 5,4% | |
Удобрения минеральные смешанные | 23,8 | 5,3% | 34,2 | 4,0% | |
6. Италия | |||||
Экспорт Беларуси, млн. $ | 195,4 | 2,6% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | 553,3 | 3,5% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | |
Нефтепродукты | 72,5 | 37,1% | 375,3 | 67,8% | |
Полуфабрикаты из нелегированной стали | 13,0 | 6,7% | 48,9 | 8,8% | |
Удобрения калийные | 19,3 | 9,9% | 27,0 | 4,9% | |
Проволока из нелегированной стали | 16,6 | 8,5% | 13,2 | 2,4% | |
7. Эстония | |||||
Экспорт Беларуси, млн. $ | 126,3 | 1,7% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | 578,2 | 3,7% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | |
Нефтепродукты | 34,6 | 27,4% | 439,5 | 76,0 | |
Соединения, содержащие нитрильную группу | 26,4 | 20,9% | 8,2 | 1,4% | |
Растворители и разбавители | - | - | 25,0 | 4,3% | |
Продукты перегонки каменноугольной смолы | 21,2 | 16,8% | 38,0 | 6,6% | |
8. Великобритания | |||||
Экспорт Беларуси, млн. $ | 935,2 | 12,3% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | 406,9 | 2,3% (доля от общего экспорта в ЕС-27) | |
Нефтепродукты | 902,9 | 96,5% | 379,8 | 93,3% | |
Верхняя одежда женская текстильная | 6,8 | 0,7% | 4,7 | 1,2% | |
Прутки из нелегированной стали | 9,2 | 1,0 | 9,6 | 2,4% | |
Источник: Белстат РБ, 2012
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме
27 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |