19:15 06.10.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Дай триллион!..
06 Октября 2012, 16.01 | Константин Скуратович, БТР |
Разные люди бывают. Например, такие военные, у которых (даже переодетых «в гражданку») «погоны» и на пиджаке видны. А бывают среди них ряженые хоть в маршальскую форму, но всякому видно – не военный. Чистый шпак.
О прежнем занятии иного индивида можно сказать, только взглянув в документы, а опыт, приобретенный другим на прежнем посту, виден невооруженным глазом.
К числу таких ярких индивидуальностей, безусловно, относится еще относительно новый (по сравнению со старым) премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. Некогда он играл роль первого трансформатора (в смысле рыночных реформ) в правительстве Кебича, после занимался административной деятельностью высочайшего уровня, а уже в новейшее время возглавил Национальную академию наук, заняв пост председателя ее президиума.
И всякое очередное служебное или профессиональное перемещение г-на Мясниковича сопровождалось организованным им же общественным действием. Так во время «академического сидения» желающие могли ознакомиться с его научными трудами как в библиотеках, так и в подведомственных магазинах «Академкнига».
Нет ничего удивительного, что после назначения на пост первого министра, опыт практической хозяйственной жизни, обремененный годами административного регулирования всей науки страны, дал давно ожидаемый кумулятивный эффект.
Но посту премьера Мясникович буквально зафонтанировал идеями, подкрепленными практикой. Причем эти идеи (в отличие от идей в целом безликих предшественников) отличаются оригинальностью и определенным нонконформизмом. Нет, в понимании значения для будущего страны преодоления практики «доения в ведро» они (пока еще?) едины с Лукашенко, но все чаще премьер публично заявляет о своем собственном видении той или иной проблемы. Недавно он высказался в духе своего знаменитого тезки Михайлы Ломоносова. Де мол, экономика Беларуси должна прирастать наукоемкими предприятиями.
Как сообщает БЕЛТА, премьер-министр считает, что «мы должны действительно серьезно подумать о новой структуре нашей экономики по приросту новыми предприятиями». Без этого невозможно повысить экспортную квоту до 65% производимой промышленной продукции. Старые предприятия -- хорошие предприятия, но они работают в условиях сильной конкуренции, и потому не могут обеспечить ни такие объемы экспорта, ни стабильное сальдо. Поэтому прирастать надо новыми предприятиями.
Чувствуется в этой тираде стремление автора преодолеть узы советской экономической науки, которая осуждала такой путь развития как экстенсивный и требовала повышать эффективность. Но ничего не попишешь: в русле современных трендов говорят именно об инновационном спасении постсоветских экономик, создаваемых деятельностью предприятий, которые, как деликатно выразился г-н Мясникович, считались хорошими, пока не попали в лапы конкурентов.
А теперь надо делать новые предприятия, в том числе и с помощью денег конкурентов. Не бояться их и разрешать заводить им на белорусской земле собственные предприятия.
Что касается социальной составляющей, то в речах премьера обычно нет место для обещания грандиозных, гарантированных и быстрых результатов. В этом смысле они напоминают памятное выступление Черчилля в мае 1940 года, по поводу утверждения премьером Англии, единственной страны, в тот момент реально воевавшей с нацистской Германией: «Мне нечего предложить (британцам) кроме крови, тяжкого труда, слез и пота».
Чистая правда, поскольку Англия, как и все остальные страны (за исключением Германии и СССР, двух упорных борцов за мир) к войне не готовилась, армии и вооружений не имела. А тут навалился супостат, и не надо строить иллюзий.
С учетом условного характера всяких сравнений, можно сказать, что позиции современной Беларуси напоминают позиции тогдашней Британии, поставленной на грань краха неумной политикой прежнего правительства, вообразившего, что способно ставить весь мир в условия, в которых вольготно чувствует себя только Англия, а все остальные выживут, если сумеют к этим условиям приспособиться.
Таким же волюнтаризмом отличается и Александр Лукашенко. Год тому назад, когда в Беларуси свирепствовал жесточайший кризис, он, обращаясь, возможно, к своим лишенным влияния оппонентам, довольно глумливо изложил свое видение проблемы. Если хотите, кредо. Во-первых, заявил о готовности провести структурную реформу экономики, если ему выделят 1 трлн. долларов. И это притом, что, по оценкам, ВВП Беларуси в 2010 году составил 53 млрд. долларов. В двадцать раз меньше суммы, требуемой для предполагаемой структурной реформы аля-Лукашенко.
Такое разительное несовпадение желаемого и возможного говорит не только об отсутствии близкого к реальности плана реформ, не только стратегии, но и тактики, и реальных программ для отраслей и крупнейших предприятий.
Отсюда – во-вторых! Какие бы денежные суммы не были выделены Беларуси, она их с успехом и в короткие сроки «освоит», чтобы тут же остаться без лишнего «инвестиционного гроша».
В-третьих, и руководству государственных и полугосударственных предприятий, который свой гарантированный профит получают из бюджетных преференций, никакие реформы, подвергающие сомнению установившийся порядок, не нужны. В определенной мере это справедливо для министерств, ведомств и решающим образом определяет позиции первого лица.
По мнению Лукашенко, структурные преобразования экономики или весьма затратны, с учетом устоявшегося характера экономики, и (по той же причине) требуют десятилетий, на которые «нашей жизни не хватит».
В общем, больших денег никто Лукашенко не дал, но материально помогли, а нехватка была ликвидирована за счет населения. Так что разговоры о реформе постепенно сошли на нет.
Но жизнь в самых ее непосредственных формах продолжается и требует средств. Предприятию требуются деньги для закупки сырья, организации производства, продажи продукции, оплаты налогов, выплаты заработков и на другие нужды. Это помимо конкуренции, в которой надо побеждать. Начиная с самого себя. Например, ОАО «Ковры Бреста» испытывает трудности с реализацией, ему отключают электричество, летом фактически не работало, осенью перешло в режим неполной занятости, ожидаемого кредита не получило…
Фактический банкрот. Следовательно, надо или запускать официальную процедуру банкротства, или выдавать кредит, не требуя его возврата, поскольку в таких условиях никто его возвращать не собирается.
Есть еще третий вариант. Можно потребовать у толстосумов триллион долларов, пригрозив в противном случае довести страну до полного развала.
Де мол, и вам мало не покажется.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме