15:31 28.08.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Чемодан без ручки
Белорусско-российская интеграция на фоне "молочной войны". Взгляд из Минска
Отгремевшая очередная война между ближайшими союзниками, на этот раз молочная, стала хорошим поводом более пристально взглянуть на изначальную идею белорусско-российской интеграции. На наш взгляд, главная проблема состоит в том, что этот проект с самого начала основывается не на рациональных аргументах, не на осознанных и четко сформулированных интересах, а на мифологемах, иллюзорных постулатах.
Хотя бесконечная кампания по объединению двух государств длится уже много лет, среди политиков и многочисленных экспертов как-то остается в тени, незамеченным одно любопытное явление. Общество и элита в Беларуси и России вкладывают в понятия «интеграция», «союзное государство» разный смысл и содержание.
Для российского общества и элиты вне зависимости от политических пристрастий с самого начала конструкции «союз», «союзное государство» рассматривались как короткие промежуточные этапы на пути к конечной цели, которая считалась политической аксиомой: объединение в одно государство. Понятно, что экономические субсидии союзника виделись как временное явление. И отсутствие прогресса в объединении двух государств в Москве оценивается как нечто ненормальное, требующее срочного исправления.
И наоборот, для основной части белорусского населения, номенклатуры, нынешняя модель белорусско-российских отношений представляется близкой к оптимальной. В рамках процесса интеграции с Россией Беларусь, с одной стороны, покупает энергоресурсы по льготным ценам, имеет выход на большой рынок соседней страны, получает от нее политическую, дипломатическую и военную поддержку. С другой стороны, государственный суверенитет предоставляет определенные преимущества, избавляет от участия в российских конфликтах. Чего еще желать?
Поэтому когда российские политики и эксперты говорят, что «интеграция забуксовала», она «не движется», необходимо срочно ее «углубить», «ускорить», «подтолкнуть» и т. д., большинство простых белорусов, слушающих эти оценки по российским телеканалам, просто не понимают, о чем идет речь. По их представлениям, с интеграцией как раз все нормально. Белорусы с россиянами говорят на разных языках и даже не понимают этого.
Нынешний кризис в отношениях между двумя государствами обусловлен принципиально различными задачами, которые хотят реализовать обе стороны в ходе этой кампании. Коль реальное объединение не получается, то Москва стремится хотя бы иметь в лице Беларуси послушного и управляемого сателлита, получить контроль над белорусской экономикой.
А Лукашенко подчиняет политику интеграции с Россией собственному политическому выживанию, хочет продолжать получать экономическую и политическую поддержку России для сохранения белорусской социальной модели, и в то же время сохранять безраздельную власть над Беларусью, свободу действий внутри и во вне страны.
Наблюдая за прошедшей «молочной войной», нужно иметь в виду, что с самого начала политики интеграции белорусско-российские хозяйственные связи не являются взаимовыгодными отношениями двух экономических партнеров, а служат как бы дополнением и приложением к политическим отношениям, подчинены им. А это неизбежно порождает конфликты.
Сейчас создается таможенный союз тех стран: Беларуси, России, Казахстана. Но проблема в том, что в белорусско-российских отношениях не удается создать не только полноценного таможенного союза, но даже нормальную зону свободной торговли. Беларусь и Россия соорудили много торговых барьеров на пути проникновения на свою территорию товаров из союзной страны. Москва установила таможенные посты на границе. В Беларуси условия для инвестиций из России хуже, чем в любом другом государстве постсоветского пространства, включая страны Балтии.
Эксперты дают разные оценки объема российских дотаций белорусской экономике. Международный валютный фонд в 2005 году пришел к выводу, что размер субсидий составляет около 10% ВВП Беларуси. Однако периодически, когда белорусско-российские отношения в очередной раз вступают в стадию конфликта, Лукашенко предъявляет Москве свой экономический счет. В апреле 2009 года Лукашенко снова заявляет, что за полтора года Россией «было вытянуто с экономики Беларуси за счет незаконного введения пошлины на нефть, трехкратного повышения цены на газ» $ 10 млрд. Поскольку белорусско-российские отношения базируются не на рыночных принципах, а на «политических ценах», то в качестве претензий можно предъявить любую цифру.
Вследствие этих факторов противостояние Москвы и Минска в рамках такого союза - явление не случайное, а закономерное. Конфликтогенность заложена в самой матрице отношений. Регулярные конфликты, переругивания и оскорбления друг друга стали настолько обыденными, что без них уже невозможно представить «братскую дружбу» между ними. И Россия, и Беларусь ни с одной другой страной мира не имеют столько скандалов, как с ближайшим союзником.
Тем не менее, обе стороны не могут ни двинуться дальше по пути объединения, ни совсем отказаться от этого странного проекта. И нести тяжело, и бросить жалко. Чемодан с оторванной ручкой был бы лучшим гербом Союзного государства.
Беларусь не может отказаться от этого проекта так как созданная Лукашенко белорусская социальная модель и политический режим способны выжить только при условии поддержки со стороны России. Поэтому у него выбор весьма ограничен.
Что касается России, почему она так держится за Беларусь? Есть точка зрения, что причина лежит в транзитной зависимости, и как только РФ построит обходные газопроводы и нефтепроводы, ситуация поменяется, Москва прекратит субсидии своему союзнику и вся модель белорусско-российских отношений станет другой.
На наш взгляд, это не так. Продолжения политики интеграции с Беларусью лежат скорее в иррациональной, политико-психологической сфере, чем в объективных потребностях РФ. Это можно назвать великодержавным комплексом или как-то по-другому. Российская политическая элита не может отказаться от единственного союзника, даже если за это приходится платить значительную экономическую цену. «Потеря» Беларуси станет национальной травмой для общества и правящего класса России. Мифологема об интеграции связывает Москве руки в ее конфликтах с Минском. Нет никаких проблем, чтобы наказать ценами на газ, другими санкциями Грузию, Молдову или «оранжевую» Украину, поскольку они взяли курс на интеграцию в евроатлантические структуры. Но Лукашенко, оппонент Запада и большой друг России, уверяет, что хочет объединиться с ней в одно государство. В такой ситуации любые попытки давления на Беларусь отрицательно воспринимаются обществом и элитой РФ.
Вот недавно В. Путин заявил, что больше Россия не будет субсидировать своих соседей, членов СНГ. Сколько было таких заявлений за прошедшие восемь лет! В ходе нефтегазовой войны с Беларусью на рубеже 2006-2007 гг. Москва вроде бы твердо решила перейти с ней на рыночные отношения. Были даже подписаны документы, согласно которым Россия станет постепенно повышать цены на энергоресурсы для союзника, с тем, чтобы к 2011 г. они достигли европейского уровня. И чем все закончилось? Выдержки у Москвы хватило всего на год. Все вернулось на круги своя. Уже в 2008-2009 гг. цены на газ для Беларуси не только не приблизились к европейским, а еще больше отдалились от них.
Надо отдать должное Лукашенко. Он прекрасно понял, где находится больное место правящей российской элиты и пользуется этой ситуацией достаточно виртуозно. Подыгрывая великодержавному комплексу российского общества и элиты, разыгрывая трагические душещипательные спектакли на тему «святой славянской дружбы», раздавая бесконечные обещания о скором неминуемом объединении, президент Беларуси сумел посадить правящий класс РФ на интеграционную иглу. Ему удается много раз продавать один и тот же товар (суверенитет Беларуси), брать за это вполне реальные деньги, но так, в конце концов, и не продать его. Время от времени хвост крутит собакой.
Обратите внимание, Лукашенко не просит экономических субсидий, а требует их. А когда не получает всего, то метает громы и молнии, угрожает и шантажирует, причем, в довольно грубой, бесцеремонной форме. Он берет кредиты, как будто делает России огромное одолжение. Как не удивительно, но такая тактика работает. Вот и теперь в ходе «молочной войны» стоило Лукашенко повысить голос, стукнуть кулаком по столу (бойкот саммита ОДКБ, угроза ввести таможенный контроль на границе), как Москва отступила.
Думается, главную причину нынешнего обострения отношений следует искать в попытках Беларуси наладить отношения с Западом. До сих пор ситуация была простая и ясная. Беларусь находилась в жестком политическом конфликте с США и Европой, и союз с Россией был безальтернативным. Руководители могли ругаться, но Москва твердо знала, что Минску некуда бежать с подводной лодки. Была полная уверенность, что у РФ есть хоть и скандальный, но безоговорочный союзник.
Все изменилось после начала диалога между Минском и ЕС. Когда же Беларусь была включена в программу «Восточное партнерство», у руководства России это вызвало раздражение. Хоть этот проект пока что остается декларацией о намерениях, но Москва считает его антироссийским. Сам факт появления там Беларуси в Кремле сочли едва ли не предательством. Тем более, что уже есть и первые практические результаты диалога Беларуси с ЕС. Минск отказывается признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Получается, сколько волка не корми…
Но, во-первых, упреки Москвы в адрес Беларуси не совсем справедливы. Ибо Минску далеко да того уровня отношений с Западом, которые сегодня имеет Москва. У белорусского руководства политические отношения с ЕС, США были практически на нуле. А у России они институализированы. Действуют советы Россия-ЕС, Россия-НАТО и пр. Российские лидеры регулярно встречаются с руководителями европейских государств и США. У Беларуси ничего этого нет и близко.
Во-вторых, неправильно утверждать, что Беларусь уходит от России на Запад, как это иногда делают некоторые российские СМИ. На самом деле официальный Минск хочет уйти в «серую зону» между РФ и ЕС. Чтобы, с одной стороны, балансируя и маневрируя между двумя центрами силы, получать экономические преференции от тех и от других. С другой стороны, чтобы эти центры не вмешивались во внутренние дела Беларуси, не ставили условий, не угрожали личной власти Лукашенко.
И естественным образом у кремлевских руководителей возникает немой вопрос: а стоит ли дальше кормить? На этот вопрос есть по большому счету два ответа. Либо перестать субсидировать белорусскую экономику (чем погрозил А. Кудрин), дескать, пусть теперь вам ваши новые друзья (ЕС) помогают. Либо наоборот, начать платить больше, чтобы перекупить неверного союзника.
Рискнем дать прогноз. Трудно сказать, станет ли Москва платить больше, но и серьезно сократить субсидии Минску она не решится. Поэтому можно прогнозировать, что сегодняшняя ситуация в белорусско-российских отношениях законсервируется на достаточно длительное время. И мы еще долго будем наблюдать интеграционную риторику, новые поцелуи, клятвы в дружбе навек и новые скандалы и войны. Как и принято в неблагополучной семье.
Еще один важный момент. Общество Беларуси и России никак не участвуют в дискуссии о перспективах белорусско-российских отношений. Диалог ведут два авторитарных режима, точнее их лидеры, которые подчиняют проблему отношений двух государств задаче собственного политического выживания.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме