23:15 10.04.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Частные школы не нужны?
Взяться за перо заставил услышанный недавно интересный научный факт. В Израиле проходит практическое испытание проекта получения электроэнергии за счет движения любых видов транспорта. В дорожное полотно, под рельсы поездов и т.д. встраиваются специальные элементы, вырабатывающие энергию при движении по ним любых видов транспорта. Что примечательно, все разработчики этого изобретения являются выходцами из бывшего СССР, живут теперь в Израиле и приносят ему колоссальную пользу.
Они не скрывают, что идея и начальные исследования родились на их бывшей родине, которой они впоследствии не понадобились. И здесь опять во весь рост встает проблема отношения государства к образованию и науке.
В современной Беларуси говорится много красивых и правильных слов о приоритете образования и науки в государственной политике, но практика упорно свидетельствует об обратном. Хорошо известно, что заработная плата, помимо прямого своего назначения — обеспечение жизненно необходимых потребностей работника и членов его семьи, несет и огромную социальную нагрузку, являясь объективным критерием значимости для общества того или иного вида трудовой деятельности. В нашей стране этот критерий красноречиво свидетельствует, что труд педагога находится на предпоследнем месте социальной лестницы. К сожалению, это явление носит устойчивый временной характер.
В начале 90-х годов прошлого столетия состояние с оплатой труда педагогических работников также было далеко от идеального. По-видимому, это послужило серьезной причиной для появления новых видов учебных заведений, таких как гимназия, лицей, колледж и др. Их разнообразие было закреплено статьей 23 Закона "Об образовании", принятом в октябре 1991 года. Новые учебные заведения позволили проводить отбор наиболее квалифицированных педагогических кадров и соответственно стимулировать их труд. Кроме того, ст.15 закона провозгласила возможность существования в Беларуси частных учебных заведений.
На этом основании в республике открылись более 20 негосударственных университетов и достаточное количество частных средних школ: только в Минске в начале 1990-х годов их функционировало более десяти. Мировой опыт свидетельствует, что частные учебные заведения приобретают элитарный характер как в отношении обучаемых, так и их наставников.
После распада СССР, приобретения Беларусью независимости, открытия "железного занавеса" с западным миром, произошел серьезный отток высокопрофессиональных кадров из многих сфер деятельности нашей страны, особенно из науки. Частные учебные заведения могли бы принести хорошие результаты в деле подготовки новой белорусской элиты и заполнения возникшего вакуума.
К большому сожалению, условий для их быстрого развития не было создано. Дело в том, что разрешить законодательно существование частных школ это даже не полдела. Для любого учебного заведения требуется очень серьезная материальная база: здание, библиотека, средства обучения, мебель и т.д. Но самое важное — это педагогический коллектив. Всё это можно создать несколькими путями. Поменять форму собственности у уже готового учебного заведения, зарегистрировать учебное заведение и вести учебный процесс на арендованных площадях. Но самый эффективный путь — это строительство собственных зданий и наполнение их всем необходимым для учебного процесса. Реально осуществить этот вариант оказалось практически невозможно, поскольку не был разработан правовой механизм быстрого отвода земельных участков под строительство, получение льготных кредитов и прочее. Поэтому возникшие на том этапе частные учебные заведения вынуждены были арендовать зачастую не очень приспособленные для ведения учебного процесса помещения, не могли быстро создать хорошую учебную базу, привлекали к работе преподавателей из государственных учебных заведений, для которых это был всего лишь источник дополнительного заработка. Всё это не служило успешному развитию системы частных школ, университетов, колледжей и т.д. Но самое главное, сама идея частного образования не вписалась в систему государственного регулирования всех сфер жизни нашей страны, созданной нынешней белорусской властью. Все, что хоть в самой малой степени от нее не зависит, наша власть категорически не приемлет.
Как результат, слабые ростки частных учебных заведений быстро начали гибнуть, и сегодня из более двух десятков университетов остались единицы, из 11 частных гимназий Минска сегодня работают только четыре. Причем статус гимназии имее только одна — "Альтасфера", а три другие именуются учебно-производственными комбинатами. Это позволяет смело утверждать, что законодательно разрешенный эксперимент создания в Беларуси института частных учебных заведений полностью провалился. Более того, сегодня власть пошла дальше, занявшись ликвидацией гимназий, лицеев, лицейских классов и т.д. Взят курс на уравнивание всех на неком среднем уровне и четко продемонстрировано, что элита нашему государству не нужна. Беда в том, что власть не отдает себе отчета, что молодежь, которая стремится вырваться из этого порочного круга, найдет возможность реализовать свои желания и устремления вне пределов нашей страны. И через некий промежуток времени мы в очередной раз столкнемся с ситуацией, описанной в начале этой статьи. А что останется нам?
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме