12:00 24.12.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Белорусский автопром попросил денег у государства
10:03, 24 Декабря |
Рецессия, поразившая машиностроительный комплекс Европы, добралась до белорусских предприятий. Только за ноябрь производство тракторов в республике сократилось на 17%, а грузовых автомобилей более чем на треть. При этом на 1 декабря в целом по машиностроению и металлообработке остатки на складах превысили среднемесячный объем производства и составили 2,3 трлн. Br, или почти половину запасов в целом по промышленности.
Итак, отечественный автопром оказался наиболее уязвимой частью реального сектора экономики: в ноябре в Беларуси произвели 1,6 тыс. шт. грузовиков, или на 900 меньше в сравнении с октябрем, 4,4 тыс. шт. тракторов (месяцем ранее - 5,3 тыс. шт.). При этом, по имеющейся у "ЭГ" информации, на складах производителей и их дилеров скопилось до 11 тыс. единиц техники.
Таким образом, темп роста производства остается положительным лишь нарастающим итогом за январь-ноябрь благодаря успешной работе в первом полугодии. Перспектива же ближайших нескольких месяцев для отечественного автопрома весьма туманна…
Оптимисты отрасли заявляют: ничего страшного, мол, это конец года, праздники на носу, вот и спроса нет. В 2009 г. все наладится. Почему же тогда складские запасы по отношению к 1 декабря прошлого года выросли по тракторам в 2, а по грузовикам в 2,5 раза? Или тогда не готовились к праздникам?
Очевидно, нынешняя проблема более серьезная и связана с обвалом платежеспособного спроса на традиционных для нас рынках СНГ, и прежде всего российском. По некоторым оценкам, объем продаж автомобилей у нашей восточной соседки сократился почти вдвое, и такая ситуация продлится по меньшей мере до марта-апреля. Не лучше обстоят дела в странах Балтии.
К слову, экспортируем мы более половины произведенных в республике автомобилей и тракторов, при этом на СНГ приходится около 80% поставок. Так что нынешняя рецессия - закономерное явление, несмотря на обязанность выполнить доведенные прогнозные показатели. Это, однако, не мешает руководству заводов заявлять о намерении выполнить годовую производственную программу в полном объеме, т. е. с плановым ростом выпуска товарной продукции.
Сейчас менеджмент машиностроительного комплекса озабочен одной целью - продать. При этом речь даже не идет о прибыли. Технику, произведенную из дорожавших в первой половине года металла и комплектующих, в условиях нынешнего падения цен вынуждены сбывать ниже себестоимости. Но и эти деньги поступят не сразу, в ходу отсрочка до 180 дней. Чтобы хоть как-то разгрузить склады, предприятия готовы отдавать продукцию в долг в надежде, что вложенные в производство деньги когда-нибудь вернутся. Так, на МАЗе и МЗКТ согласны предоставить покупателям крупные товарные кредиты.
Не лучше обстоят дела у тех белорусских предприятий, кто работал с российскими партнерами в рамках производственной кооперации. Крупнейшие компании ГАЗ и КамАЗ парализованы.
ГАЗ объявил о 40-процентном сокращении персонала, КамАЗ - с 19 января отправляет в вынужденный отпуск практически весь свой коллектив. Получить от них заказы сейчас едва ли реально. В то же время, к примеру, борисовский "Автогидроусилитель" практически полностью работал на российский автопром. "Ситуация сложная. Сейчас помогаем предприятию всем миром, - заявил первый вице-премьер Владимир Семашко в минувшую пятницу, выступая на Нацинальном совете по трудовым и социальным вопросам. - Предоставим льготные кредиты, деньги с инновационного фонда дадим".
В сложившейся ситуации машиностроители имеют колоссальный кассовый разрыв, на покрытие которого требуются сотни миллиардов рублей. Помощь, разумеется, ждут со стороны государства. К примеру, МАЗ запросил финансирование в размере 338 млрд. Br.
Поддержка будет, пообещал В.Семашко. На системообразующие предприятия в форме точечного кредитования планируют направить до 2 трлн. Br. Такую сумму получат, выпустив и продав крупнейшим банкам страны государственные долгосрочные облигации в соответствии с Указом от 17.12.2008 № 687. В дальнейшем эти деньги будут внесены в уставные фонды Беларусбанка, Белагропромбанка, Белинвестбанка и Белпромстройбанка, что позволит им пополнить ресурсную базу.
Такой ход, однако, вызывает опасения у ряда экспертов: столь значительная сумма денег, полученная за счет продажи ценных бумаг и пока не обеспеченная товарами, способна вызвать напряжение во всей финансовой системе страны, создать предпосылки для ускоренной инфляции и девальвации белорусского рубля.
Как бы то ни было, реальный сектор экономики нуждается в деньгах, и он их получит. Указом Президента от 19.12.2008 № 692 пересмотрены в сторону увеличения объемы государственной поддержки для МЗКТ на 2009 г. с 13 до 17,2 млрд. Br и на 2010 г. с 10,55 до 13,55 млрд. Br. Остальным предприятиям помимо банковского финансирования помощь будет оказана в виде льготирования процентной ставки (вплоть до 100%) за счет средств бюджета. Изучается также возможность предоставить субъектам хозяйствования сроком до 1 года беспроцентный налоговый кредит по налогу на прибыль. По словам В.Семашко, прежде всего будут поддерживать экспортеров. При этом на помощь могут рассчитывать и негосударственные предприятия.
Примечательно, что в качестве возможного источника финансирования не рассматривается продажа активов белорусских предприятий, хотя планы по акционированию до конца года двух гигантов отечественного автопрома - МАЗа и ММЗ остаются в силах. Между тем российский КамАЗ на днях продал 10% акций немецкому концерну Daimler AG за 300 млн. USD, из которых 250 млн. USD должны быть переведены уже в этом месяце. На фоне мирового финансового кризиса, вызвавшего резкое уменьшение сделок по слиянию и поглощению, этот контракт можно охарактеризовать как победу. Безусловно, деньги столь влиятельного партнера помогут российскому заводу пережить сложные времена.
Похоже, в белорусском правительстве рассчитывают на собственные силы, а также на эффект от запланированных в экстренном порядке реформ (подготовлен пакет проектов 73 нормативных актов). Сделать антикризисный план достоянием общественности обещают уже в ближайшее время.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме