12:45 15.02.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Белорусские власти начали предвыборную «промывку мозгов»

lu-tvПо государственному белорусскому телевидению в последние дни был показан ряд передач и фильмов, в которых в весьма негативном свете были представлены лидеры оппозиции, зарубежные дипломаты, независимые журналисты и представители общественных организаций.

В новой волне информационного давления на оппонентов режима Лукашенко эксперты, однако, ничего необычного не усматривают. Ее появление аналитики объясняют тем, что власти в преддверии парламентских выборов начали "промывку мозгов" избирателей.

Обновление фильмотеки

Как и в большинстве предыдущих случаев, в ходе очередной кампании, направленной против политических противников Александра Лукашенко, главная роль выпала первому каналу государственного телевидения. На протяжении недели "Беларусь-1" показал сразу несколько передач, взбудораживших белорусскую оппозицию и вызвавших недовольство ряда аккредитованных в стране западных дипломатов.

Первым в их перечне оказался фильм "Баш на БАЖ". В нем Белорусскую ассоциацию журналистов (БАЖ) обвинили в получении грантов от посольства Великобритании в Беларуси. После показа фильма руководство БАЖ сообщило о намерении подать на авторов в суд, а посольство Великобритании выразило разочарование "стандартами журналистской деятельности" государственного белорусского телевидения.

Партизаны и оппозиционеры

 

Далее страсти разгорелись вокруг снятого на киностудии "Беларусьфильм" и показанного телеканалом "Беларусь-1" четырехсерийного фильма "Талаш". В нем рассказывалось о борьбе белорусских партизан во время советско-польской войны 1920 года. Главный герой фильма, 70-летний Василь Талаш, создает крестьянский партизанский отряд и в сотрудничестве с Красной Армией сражается в Полесье против польских частей.

Польские солдаты в фильме изображены крайне негативно - они планируют массовые убийства белорусов, сжигают белорусские деревни, издеваются над мирным населением. МИД Польши, а также ряд ведущих польских СМИ выразили протест против такой трактовки истории.

Однако на этом дело не закончилось. 12-13 февраля все тот же канал "Беларусь-1" представил новый телефильм "Уроки польского", посвященный контактам польских дипломатов с белорусской оппозицией, которая, по утверждениям авторов ленты, просто присваивает часть получаемых из-за рубежа денег. И польские дипломаты, и белорусские оппозиционеры представлены в фильме весьма неблаговидно.

Старые песни про Польшу

Как отметил в интервью DW член правления варшавского Центра международных исследований Войцех Бородич-Смолинский, Польша попала в прицел белорусской пропаганды в связи с тем, что она придерживается наиболее жесткого курса при выстраивании отношений между Евросоюзом и Беларусью. С помощью подобных фильмов, объясняет эксперт, их авторы и заказчики пытаются изменить позитивное отношение белорусов к Польше на негативное.

Вместе с тем Бородич-Смолинский считает, что очередная серия пропагандистских фильмов на государственном белорусском телевидении не является чем-то новым: "Это продолжение старых песен о том, что Польша - самый плохой сосед Минска. С таким утверждением тяжело согласиться".

Предвыборное кино

Руководитель Института политических исследований "Политическая сфера" Андрей Казакевич также не видит в случившемся чего-то чрезвычайного, так как "подобное творчество появляется на белорусских экранах достаточно регулярно". На взгляд Казакевича, начавшийся пропагандистский всплеск обусловлен парламентскими выборами, которые намечены на осень 2012 года.

В этой связи, добавляет он, государственные пропагандисты будут пытаться дискредитировать оппозицию и весь спектр структур гражданского общества. "Цель таких действий состоит не в том, чтобы кого-то переубедить, а в том, чтобы предотвратить выход гражданского сообщества за пределы того, что называют "оппозиционным гетто", - уверен Казакевич.

При этом руководитель международного консорциума "ЕвроБеларусь" Влад Величко не склонен усматривать в происходящем долгосрочную стратегию: "Это ситуативное поведение, связанное с подготовкой общественного мнения перед выборами. Цель - продемонстрировать людям, что в стране нет ничего достойного внимания, кроме того, что имеет отношение к белорусской власти". Поэтому, по мнению Величко, любые инициативы, которые могут получить поддержку белорусов, будут всячески дискредитироваться государственной пропагандой.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме