12:45 13.03.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Белорусские экологи бьют тревогу. Обращение к Президенту
Президенту Республики Беларусь
Лукашенко Александру Григорьевичу
Реальная радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь и фактические последствия Чернобыльской катастрофы.
За прошедшие годы после Чернобыльской катастрофы радиоэкологическая ситуация в республике значительно ухудшилась. К загрязненной сразу после катастрофы долгоживущими радионуклидами цезия 137, стронция 90 и изотопами плутония территории (23%) добавились значительные площади сельхозугодий.
Допущенная ранее недооценка последствий Чернобыльской катастрофы привела к существенному расширению зоны радиоактивного загрязнения почв практически на всю территорию Беларуси. Началось это в 1987 году, когда по приказу Госагропрома БССР и Минхлебопродуктов (№3/21 от 27.07.1987), инспирированному из союзного центра, для приготовления комбикормов для птицы и свиней было использовано около 1млн. тонн зерна, свыше 1,6 млн. тонн, загрязненных выше ВДУ того времени, порядка 200 тыс. тонн хвойной и травяной муки, заготовленных в загрязненной зоне, свыше 52 тыс. тонн костей, полученных от убоя загрязненных животных. Загрязненные, но в меньшей мере, ингредиенты комбикормов, использовались и в последующие годы практически бесконтрольно и повсеместно. Приготовленные из этого сырья комбикорма скармливались птице на всех птицефабриках и свиньям на промышленных комплексах. По принятой в то время схеме при птицефабриках и свинокомплексах готовились торфонавозные компосты (естественно содержащие радионуклиды), с которыми в почву вносились радионуклиды. Таким образом, почти вся Беларусь превратилась в зону радиоактивного загрязнения. При этом радиация наложилась на последствия химизации сельского хозяйства, в результате которой за весь период было внесено более 4 млн. тонн химических удобрений и свыше 350 тыс. тонн ядохимикатов, содержащих не только полезные ингредиенты, но и вредные, вроде тяжелых металлов.
19 июля 1990 года Белорусским Парламентом Республика Беларусь была объявлена зоной национального экологического бедствия.
21 декабря 1990 года, Генеральная Ассамблея ООН признала «беспрецедентный характер радиационно-экологического бедствия и чрезвычайной ситуации, сложившейся в Беларуси в результате долговременного воздействия антропогенной радиации, на современное и будущее поколение». Состояние экологического бедствия в Беларуси подтверждается в национальном докладе «20 лет после Чернобыльской катастрофы. Последствия в Республике Беларусь и их преодоления», изданным в 2006 году Госкомчернобылем к 20-летию катастрофы, утверждающим, что «На значительных территориях Беларуси сформировался огромный запас радионуклидов. В течении многих десятилетий он будет снабжать радионуклидами корневую систему растений, нанося значительный ущерб сельскому хозяйству».
Известно, что в настоящее время около 80% дозы облучения люди получают через загрязненные продукты питания. И такая ситуация сохранится на продолжительное время, т.к. цезий - 137 продолжает оставаться в корнеобитаемом слое растений и еще долго будет потенциально доступным для них, а стронций - 90 на половину перешел в свободную форму, стал легко доступен для растений и в большей степени способен включаться в пищевые цепочки. По многолетним исследованиям института «Белрад» из-за перечисленных факторов количество загрязненных продуктов питания за последние годы в конкретных населенных пунктах не уменьшается, а даже увеличивается. Эта тенденция подтверждается собственными исследованиями, проведенными по проекту « Информационное обеспечение радиационной безопасности населения». У жителей всех 24 районов, отобранных по методу случайной выборки, фиксировалось хроническая поглощенная внутренняя доза различной величины. Даже в городе Минске каждый третий, в Бобруйске и Горках два из трех имели малые дозы. Еще хуже ситуация в загрязненных районах Гомельской области, где почти все проверенные (в основном школьники) имели высокую удельную радиоактивность тела, достигающую у многих от 180 до 861 бк/кг веса. Еще в 80-е годы исследованиями по программе «Сельскохозяйственная радиология» было установлено резкое изменение гормонального статуса животных в направлении ослабления иммунитета. По этой причине в 1986 году было отправлено на убой более 143 тыс. пораженных животных. В последующие годы независимыми научными исследованиями ученых-медиков, выполненными по инициативе Белорусского комитета « Дети чернобыля», научно – исследовательского института радиационной медицины и эндокринологии (ликвидированного позднее) и Белорусской академии экологической антропологии в рамках проекта « Биологические эффекты малых доз радиации, установлена крайне негативное влияние их на людей, независимо от места проживания. Из этих данных следует, что отрицательные изменения в состоянии здоровья жителей Беларуси в значительной мере обусловлены радиационным загрязнением окружающей среды и в определенной мере носят необратимый характер. На экосистемное неблагополучие в здоровье нации указывают: рост младенческой смертности, числа рождений маловесных детей; широкое распространение хронической патологии среди детского населения; снижение функциональных возможностей организма более чем у 23 школьников, снижение продолжительности жизни, значительный рост смертности от сердечнососудистой, церебральной и онкологической патологии в молодом возрасте. Это во многом, по мнению ученых, обусловило демографическую катастрофу в Республике, где, начиная с 1993 года, население уменьшилось на 857 тыс. человек (согласно последней переписи). По прогнозу экспертов ООН к 2020 году потери могут достигнуть 1 млн. человек.
Но это остается вне поля зрения ответственных за состояние здоровья нации служб. Вместо того, чтобы установить причины катастрофы, определить конкретные меры и разработать эффективную систему радиационной защиты населения независимо от места проживания людей, Министерство здравоохранения стало устраивать информационную блокаду, ликвидируя НИИ радиационной медицины и эндокринологии и другие учреждения, запрещая измерения людей на СИЧ (счетчик излучений человека) без своего разрешения независимым организациям типа института Белрад. Постоянно корректируются списки болезней, вызванных последствиями Чернобыльской катастрофы, сокращаются списки лекарств, отпускаемых пострадавшим, в них включаются вместо нужных, те препараты, которые имеют более низкую цену. Дело дошло до того, что в список смертельно опасных болезней не попали заболевания сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварительного тракта. Это оно записало в «Положении о межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий, утвержденном Совмином РБ 11.06.09 № 773.
Такое же отношение к жертвам Чернобыля имеет место и со стороны Республиканского центра оздоровления и санитарного лечения. Он не выполняет закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Других радиационных аварий» в части обеспечения инвалидов санаторно-курортном лечении. Под предлогом недостатка средств выдаются путевки в санатории, где никакого лечения нет, или не выдаются совсем.
После принятия двух указов и двух последующих законов, фактически перестал действовать закон «О социальной защите граждан пострадавших от Чернобыльской катастрофы». Жертвы Чернобыля лишились какой бы то ни было социальной защиты.
Глядя на такие действия республиканских властей, наступил «беспредел» на местах. У ликвидаторов, мобилизованных в 80-ые годы в полки гражданской обороны, отбирают удостоверения, лишают их статуса ликвидаторов. Их увольняют с работы беспричинно, а иногда по политическим мотивам, меняют статьи, указывающие на связь заболевания с Чернобыльской катастрофой.
Резко сократилась гуманитарная помощь из-за рубежа. После введения нового порядка и создания департамента по гуманитарной деятельности в составе Управления делами Президента многие общественные организации и союзы в разных странах фактически прекратили свою деятельность по причине излишней забюрократизованности этого процесса. Вместо простой регистрации помощи спонсорам приходится заполнять обширные заявления и предоставлять к ним 5 приложений, а рассматривается они в течение двух недель. В итоге из 63 зарегистрированных общественных объединений и гуманитарных фондов, в числе действующих осталось менее 10.
То же самое случилось с оздоровлением детей за рубежом. Вмешательство Государства в данный процесс привело к свертыванию большинства оздоровительных программ, ликвидации гуманитарных фондов, общественных инициатив, местных организаций и др. Объяснение этому давалось такое, что нужно оздоравливать у себя. Но нельзя это сделать в условиях социально-экологической катастрофы. В качестве примера можно привести факт «оздоровления» детей из д. Сивица Воложинского района в Гродненской области. Если перед оздоровлением дети имели удельную радиоактивность тела 17 бк/кг, то после возвращения 27 бк/кг.
После развала СССР, разрушилась система научного обеспечения постчернобыльской проблемы. Вследствие отсутствия финансирования были прекращены все научные программы по изучению миграции радионуклидов по трофической цепи: почва- растение- животное- человек и их влияние на все объекты данной церии. В результате необратимо упущено время и образовался более чем 15-летний провал по данным вопросам, который будет ощущаться в дальнейшем. Уже сейчас возникают вопросы по главнейшей задаче - эффективной защите населения от радиации.
Поэтому мы обеспокоены:
- недооценкой реальных и вероятных медико-биологических эффектов от Чернобыльской катастрофы, что не может не отразиться на здоровье последующих поколений;
- напряженностью ситуации и различными клиническими проявлениями деструктивных состояний человека: ухудшение здоровья детей и молодежи, выраженная негативная возрастная динамика заболеваемости, ухудшение репродуктивного здоровья населения, уменьшение количества здоровых новорожденных, на наличие чего указывает накопленный материал феноменологических наблюдений за биологическими и медицинскими проявлениями последствий катастрофы;
- слабой изученностью состояния здоровья групп населения, которые в ближайшие десятилетия определяют репродуктивное здоровье нации и составят ее генофонд. Мало уделяется внимания проблемам второго чернобыльского поколения, детям и молодежи, постоянно проживающим на загрязненных территориях и имеющим хроническое внутреннее облучение в малых дозах во все периоды развития организма. Опрометчиво закрыты исследования загрязненности материнского молока;
- Обострением проблем подготовки специалистов в области радиологии, радиоэкологии и радиационной медицины, отягощенных уходом из жизни ведущих ученых и специалистов, знающих чернобыльские проблемы и пути их разрешения, профессионалов, прошедших «Высшую школу аварии», опыт которых бесценен для будущих поколений всей Планеты.
Давно назрела настоятельная необходимость восстановить и дополнить новыми разработками комплексную систему защиты населения от радиации повсеместно, где есть вероятность ее наличия. Мы считаем, что с этой целью необходимо:
1. Поручить Национальной академии наук Беларуси, соответствующим министерствам и ведомствам пересмотреть концепцию безопасного проживания людей на загрязненных радионуклидами территориях с учетом опыта Украины, России, накопленных научных знаний в постчернобыльский период и фактической радиоэкологической ситуации.
2. Совету Министров Республики Беларусь отменить все ведомственные инструкции, положения и другие нормативные документы, изданные в нарушение Конституции основных законов и указов.
3. Минсельхозпроду восстановить, а при необходимости создать вновь эффективную систему радиационного контроля повсеместно с регистрацией уровня загрязненности каждого вида продуктов питания. Обеспечить производство условно «чистых» продуктов питания, не позволяющие людям накапливать хронические поглощенные дозы радиации.
4. Восстановить систему выплат материальных компенсаций за потерянное здоровье лицам, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС.
5. Создать реальную систему медицинского обслуживания, включая постоянное наблюдение за состоянием каждого пациента, оказание оперативной медицинской помощи, обеспечение бесплатными медикаментами и необходимым санаторно-курортным лечением.
6. Департаменту по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы и Министерству здравоохранению РБ создать детский научно-практический центр противорадиационной защиты, как в России и Украине. По данным государственного регистра в Беларуси на начало 2009 года на учете состоит 265871 ребенок, В России – 94860.
Определенные научные проработки, практический опыт и необходимое техническое оснащение по всем проблемам имеются. Рекомендации по производству относительно чистых продуктов питания на загрязненных территориях с учетом качества почв и уровней загрязнения предложены научными учреждениями аграрного профиля еще в 1991 году. Медицинские аспекты проблемы тоже довольно достаточно изучены для активных действий по защите населения от радиации.
Уважаемый господин Президент, это второе обращение в Ваш адрес. Первое было переслано в приемную 23 октября 2009 года. Просим Вас лично разобраться с этой важнейшей для Беларуси проблемой и принять необходимые меры.
Наши общественные организации и инициативы в меру своих сил и способностей окажут содействие решению очерченного круга вопросов.
Председатель социально-экологического
общественного объединения
«Центр поддержки чернобыльских инициатив» И.Н.Никитченко
Писатель, эколог, руководитель
ОО «Белорусский социально-экологический
Союз «Чернобыль» В. Т. Яковенко
Основатель Белорусского комитета
«Дети Чернобыля», врач Т. В. Белоокая
Председатель Чернобыльской комиссии
Объединенной гражданской партии А. В. Волчанин
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме