16:17 11.01.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Белорусская экономика РОЗ
Белорусский народ традиционно беззаботно отпраздновал Новый год и Рождество. Чиновники и властные политики же, то есть, распорядители чужого, активно готовились к укреплению своих позиций в национальной экономике РОЗ 2012 года. РОЗ – это известное российское «Распил – Откат – Занос».
Мы уже стали частью Единого экономического пространства. К нам неизменно будут «переползать» административные и правовые практики России и Казахстана. Плохое перенимается очень легко, особенно при единстве идейного и интеллектуального наследства. Резко прохудившаяся от инфляции и девальвации номенклатура требует имущественного реванша. Она осознает свою слабость перед российской номенклатурой и бизнесом. Даже в честном открытом процессе приватизации при прочих равных россияне все равно дадут больше.
Белорусские распорядители чужого решают сложную задачу. С одной стороны, нужно «продать» белорусскому народу и Кремлю иллюзию справедливости и равенства. С другой, нужно активизировать механизмы монетизации своего статуса при продаже государственного имущества. Белорусские чиновники и политики не придумывают сложных схем перекачки государственных ресурсов и активов себе в карманы. Как и при разработке законов, они берут готовые российские решения, «причесывают» их к нашей стране, добавляют национальных особенностей – и готово.
Подготовка к экономике РОЗ
Схема Распил-Откат-Занос, понятное дело, не является официальной политикой Кремля. На бумаге В. Путин активно борется с коррупцией, особенно накануне президентских выборов. Тем не менее, именно эта схема обеспечивает контроль Вертикали власти над огромными ресурсами.
Белорусские распорядители чужого тоже взяли на вооружение инструменты и механизмы экономики РОЗ. Но их реализация требует целого ряда правовых решений и идеологем.
Первое. Население должно питать устойчивую неприязнь и страх к рыночным реформам в целом и к приватизации в частности. Тогда оно охотно передает в руки чиновников полный контроль над распоряжением национальными богатствами, бюджетными ресурсами и государственными активами. В Беларуси это получилось. Да, около 2/3 населения хотят рыночных реформ, но таких, чтобы земля оставалась в руках государства, цены регулировались, безработицы не было, а зарплату при этом платили как на Западе.
Второе. Нужно убедить население, что распорядители чужого обладают некими особыми, уникальными способностями и знаниями по управлению деньгами, землей, станками, зданиями и прочим движимым и недвижимым имуществом. Что они могут при помощи «научных» моделей заглянуть в будущее и определить «стратегические приоритеты» в промышленности и сельском хозяйстве, а также «точки роста» по всей экономике. И это получилось.
Ошибкой было бы считать, что только Вертикаль и члены Всебелорусского собрания верят в пятилетние планы. В моделирование экономики «играют» в большей или меньшей степени во всем мире. Просто белорусская власть делает это в духе марксизма-ленинизма, а Запад – в традициях Кейнса - Самуэльсона. Результат что на Западе, что в Беларуси - плачевный, но желание чиновников и политиков за счет денег налогоплательщиков почувствовать себя богами неистребимо.
Третье. Нужно искусно скрывать схемы по передаче/прихватизации активов милыми уху народа словами, а также «продать» людям оправдалки в виде «это необходимо для модернизации страны», «это выгодное нашему молодому государству международное партнерство», «это для обеспечения экономической безопасности» или «это для усиления наших позиций в мировой экономике». Неважна суть. Главное - зомбирующее воздействие этих клише. Для этого есть полный контроль Вертикали над телевидением, радио и массовыми газетами. На достижения этой цели работает целая армия пропагандистов, оплачиваемых за счет госпредприятий или бюджета.
Четвертое. Для прикрытия экономики РОЗ и имущественных гарантий нужно иметь надежных зарубежных партнеров, которых можно было бы представить для публики в виде респектабельных, ответственных, авторитетных бизнесменов. Они непременно должны хвалить белорусское правительство, наш деловой климат и рисовать в воображении людей «золотые» горы новейших технологий и инвестиций. И с этой задачей наша Вертикаль тоже справляется.
Экономика РОЗ в действии
Начало 2012 года доказывает, что процесс строительства экономики РОЗ в 2012 году резко ускорится. Науку под этот фундамент, как и следовало ожидать, подвели белорусские ученые-экономисты, которые получают зарплату за счет денег налогоплательщиков. Чтобы было что «пилить», нужно сначала забрать у тех, кто «живые» деньги зарабатывает. Делать это проще через большие структуры, которые для красоты нужно назвать холдингами. Естественно, на начальной стадии речь идет о холдингах государственных предприятий, возможно, с небольшими вкраплениями частного «придворного» капитала.
Эту идею придумала не Академия наук РБ. Как и многое другое, белорусские академики/доктора наук позаимствовали идею японских зайбатсу или южнокорейских чеболей. Естественно, они «сдобрили» ее национальными особенностями и представили как инновационный способ управления экономикой и ее модернизации. Председатель Академии наук РБ Анатолий Русецкий сообщил, что именно эта организация внедрила в мозги Александра Лукашенко идею холдингов. Но это не самое большое зло от НАН РБ. НАН РБ разработала схемы по замещению импорта и представила их руководству страны. Ученые недопоняли, извратили, выдали желаемое за действительность, чтобы только получить дальнейшее финансирование. А.Лукашенко и его помощники уважительно отнеслись к псевдонаучной ереси и заставили реализовывать ее на практике. Фундамент экономики РОЗ укрепила идея выделения «точек роста», стимулирования экспорта административными и бюджетными средствами, полной занятости, социальной справедливости и равенства. И пошло/поехало.
Чтобы «пилить», откатывать и заносить было безопаснее, нужно было засекретить бюджетные денежные потоки, балансы госпредприятий и банков, внебюджетных фондов, поставить гриф ДСП или «Секретно» везде, где только можно, особенно на государственных инвестиционных программах и проектах. Особенно там, где можно оценить эффективность реализуемых схем. Это и было сделано.
В демократиях члены парламента, независимые СМИ, конкурирующие между собой политические партии – это глаза и уши народа. Депутаты ПП НС радуются статусу «народный», высокой зарплате и очень хорошей пенсии. Вертикаль выдает им этот социальный пакет за молчание, за безропотное «одобрям-с» всех приказов сверху. При их добровольной слепоте и глухоте пышным цветом расцветает экономика РОЗ. Ей аккомпанирует теневой рынок. Даже председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон недавно признался, что «вновь созданные фирмы зачастую попадают не к тем учителям и в результате совершают противозаконные действия». А куда им еще идти, если все выгодные места у влиятельных чиновников и политиков на всех уровнях власти уже заняты?
Очередное решение по укреплению экономики РОЗ – запрет честной, открытой приватизации на внутреннем рынке для обыкновенных белорусов. Оправдалка стандартная: для привлечения «стратегических» инвесторов, новейших технологий и интеграции белорусской экономики в мировую систему разделения труда. Мол, государство должно иметь возможность продавать контрольный пакет ОАО, а не распылять акционерный капитал среди тысяч мелких собственников. Это типичная лживая уловка. На самом деле речь идет о том, чтобы резко ограничить количество потенциальных покупателей и максимально скрыть информацию о продаваемых предприятиях.
Вот, например, свежайший случай с продажей Оршанского авиаремонтного завода. Распоряжением президента № 335рп от 30.12.11 этот актив был продан двум структурам. Об одной (нужный иностранный «стратегический» инвестор) – украинской компании «Мотор Сич» - мы многое знаем. Она купила около 60% Оршанского авиаремонтного завода. «Мотор Сич» - один из крупнейших мировых производителей двигателей для авиационной техники, промышленных газотурбинных установок. В данном случае она выполняет функцию паровоза для второго инвестора. Миноритарным акционером стала малоизвестная даже в просвещенных кругах белорусская компания ЗАО «Системы инвестиций и инноваций». Широкой общественности ничего не известно о том, кто еще претендовал на акции Оршанского авиаремонтного завода, как проходили переговоры и как принималось решение о продаже. Ни гражданам, ни предпринимателям Беларуси не предложили купить хотя бы 10% акций этого перспективного предприятия, чтобы диверсифицировать инструменты сбережения и инвестирования. Граждане и обыкновенный национальный бизнес (собственников и менеджеров ЗАО «Системы инвестиций и инноваций» едва ли можно считать «обыкновенными») в очередной раз «пролетели» мимо выгодных кусков национального богатства.
Аналогичным образом распорядители чужого собираются продавать 54 государственных предприятий, которые по указу А. Лукашенко №7 запрещены к льготной приватизации за деньги. Опять переговоры по продаже акций будут вестись кулуарно. В очередной раз у обыкновенных белорусов не спросили, хотели бы они купить хотя бы 10% акций, к примеру, «Брествторчермета», хлебокомбинатов или «шоколадных» ликероводочных предприятий типа минского «Кристалла» или гродненского «Неманоффа». Эти объекты либо напрямую уйдут в руки «стратегическим» иностранным собственникам, или, что более вероятно, попадут в руки избранным белорусским гражданам, которые накопили достаточно денег и административного ресурса для полноценной жизни в Экономике РОЗ. Раз им позволят «распилить» кусок национального богатства, значит, их обяжут «откатить», а потом регулярно заносить тем людям, которые продолжат выполнять функцию «крыши». О принципах ее функционирования красноречиво рассказал Роман Абрамович во время судебного процесса с Борисом Березовским в Лондоне.
Приватизация – это далеко не единственная тема для экономики РОЗ. Сегодня «живые» деньги делятся через бюджет. Только на поддержку национальной экономики в 2012 году из консолидированного бюджета выделено Br25,6 трлн. Получили свое концерны, бюджетные и внебюджетные фонды. Эти операторы бюджетных денег непременно что-то закупают, в том числе за рубежом, что-то строят, приобретают услуги. Распорядители чужого «пилят» бюджет, только щепки летят. Завышение стоимости покупаемых товаров/услуг с договоренным откатом и последующим заносом – типичная схема как для России, так и для Беларуси.
Интересно, будут ли после формирования ЕЭП сближаться ставки распилов, откатов и заносов? Унификация белорусских практик с российскими стандартами экономики РОЗ в 70-80% бюджета была бы для нашей страны катастрофой.
www.naviny.by
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме