15:31 07.11.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Аванс для Лукашенко
Даже несмотря на анонс украинского МИДа, еще несколько дней назад никто не мог с уверенностью сказать, приедет ли в конце концов Александр Лукашенко в Киев. Сколько уже эти визиты отменялись и переносились из-за взаимного недоверия, страха, что партнер в последнюю минуту передумает и не выполнит взятые на себя обязательства! Но в этот раз интересы Киева и Минска совпали, и визит белорусского президента стал реальностью. К радости Александра Лукашенко, очень желавшего встретиться со своим украинским коллегой именно в Киеве, а не в каком-то областном центре Украины.
До недавнего времени авторитарного лидера Беларуси не жаловали в Европе. В столицах его принимали лишь пара-тройка лидеров стран третьего мира да некоторые главы государств СНГ. И хотя белорусский президент в последние месяцы сумел прорвать международную изоляцию, побывав уже не только в Москве, но и съездив в Ватикан и Вильнюс, для него, как и для Леонида Кучмы в 2002—2003 годах, сейчас поездка в любую европейскую столицу — событие огромной внутри- и внешнеполитической важности. А уж в условиях особых белорусско-российских отношений и политики лавирования между Западом и Россией официальный визит в Киев тем более представлял интерес.
Александр Лукашенко без устали повторяет, что Беларусь не дружит против кого-то. Но визит в Киев должен был показать Российской Федерации, что Москве пора начать договариваться с Минском и предоставить белорусскому режиму новые кредиты и преференции. В противном случае Беларусь еще дальше будет отдаляться от своего партнера по Союзному государству. Для стран же Европейского Союза поездка в Украину — сигнал, что Минск не намерен зацикливаться в своем политическом диалоге на Москве и готов к тесным контактам с Европой.
Украинское руководство рассматривало возможность приезда Лукашенко в Киев как предмет торга. Быть посредником в диалоге Беларуси с Западом — хорошо. И Ющенко готов взять на себя такую миссию, тем более что это может позитивно отразиться на его международном имидже. Да и создать альянс стран-транзитеров для противодействия энергетическому давлению Москвы — задача амбициозная. Но сейчас Киеву хотелось решить куда более приземленный вопрос. Речь идет об украинско-белорусском договоре о госгранице. Подписанный в 1997 году документ до сего времени не ратифицирован белорусским парламентом. А это препятствует реализации одной из основных внешнеполитических задач Украины — юридического оформления границ государства.
Ситуация долгое время выглядела практически безнадежной. Ведь в обмен на ратификацию Минск требовал погашения долгов украинских субъектов хозяйственной деятельности перед Беларусью, образовавшихся еще в 1992 году, когда государства выходили из рублевой зоны: белорусы считали, что после распада СССР их предприятия перечислили украинским деньги за непоставленную им продукцию. Претензии к нашей стране выглядели достаточно спорными: в те смутные времена и украинские предприятия не получали от белорусов оплаты за поставленный товар.
Тем не менее в середине девяностых Минск начал добиваться, чтобы Украина признала этот долг государственным. Киев не хотел этого делать. В том числе и потому, что это могло стать прецедентом, которым не преминули бы воспользоваться и другие члены СНГ. Но украинцы готовы были искать разные варианты выхода из этой ситуации, чтобы заплатить Минску 50—60 млн. долл. и разблокировать наконец ратификацию документа — в отличие от Беларуси в Украине все-таки хотят, чтобы граница была не только на карте. Не случайно одна из первоочередных задач, поставленных главой государства перед министром иностранных дел Петром Порошенко, — до конца года решить проблему с украинско-белорусским договором о госгранице. Учитывая, что Лукашенко – специфический партнер по переговорам, мало кто рассчитывал, что это задание будет выполнено в ближайшее время.
Торги по визиту Лукашенко в украинскую столицу шли до последнего. Предложенный украинской дипломатией вариант решения проблемы позволял Киеву сохранить лицо и удовлетворить аппетиты Минска: благодаря участию двух стран в проекте по обустройству границ в рамках инициативы «Восточное партнерство» белорусы должны стать основными распорядителями средств — чуть более 50 млн. долл. В результате украинцы и белорусы сделали шаги навстречу друг другу. Но вот удалось ли Михайловской достичь поставленной цели…
По большому счету, Киев сделал аванс Минску: украинская дипломатия не смогла дожать белорусов, чтобы договор прошел одобрение в Национальном собрании до визита белорусского президента.
Но после завершения переговоров с Лукашенко украинский президент сообщил, что они решили вопрос с соглашением о реадмиссии и договорились, что документ о госгранице будет внесен в парламент. По информации «ЗН», на переговорах с Виктором Ющенко Александр Лукашенко пообещал, что ратификация последнего состоится сразу после начала заседаний Национального собрания. Что же касается сотрудничества в рамках «Восточного партнерства», то президенты сошлись во мнении, что Украина и Беларусь будут совместно использовать средства, выделяемые Евросоюзом в рамках этой инициативы для обустройства границы. (В ходе визита Лукашенко внешнеполитические ведомства двух стран уже подписали меморандум о взаимодействии в реализации взаимовыгодных проектов в рамках «Восточного партнерства».)
Да только к обещаниям батьки надо относиться весьма осторожно. Лишь после голосования в Национальном собрании можно говорить о том, не прогадала ли украинская сторона, соглашаясь на этот визит в Киев. Ведь не секрет, что белорусский парламент — ручной: он может затягивать любой вопрос, когда это выгодно Лукашенко. С этим, например, столкнулись в Кремле: там до сих пор ждут, когда белорусские парламентарии признают независимость Южной Осетии и Абхазии. Опять же, с ратификацией соглашения процесс договорно-правового оформления украинско-белорусской границы не завершается. Закон о ратификации еще должен подписать глава государства, а затем стороны должны обменяться ратификационными грамотами. Так что у Александра Григорьевича хватает возможностей, чтобы потянуть с договором, пытаясь выторговать для себя что-нибудь еще.
Но если Лукашенко заботит будущее своего режима, в его интересах соблюдать достигнутые с Ющенко договоренности. Иначе Минску, пытающемуся сегодня противостоять давлению Москвы, будет трудно развивать партнерские отношения с Киевом. А что стоит для Беларуси отсутствие поддержки со стороны Украины, Александр Лукашенко мог убедиться в том числе и во время белорусско-российского нефтяного конфликта в феврале 2007-го, когда он до крови под ногтями скребся в украинскую дверь. Тогда ее не открыли. Наоборот, тогдашний министр топлива и энергетики выразил готовность увеличить объемы прокачки российской нефти по территории Украины. Зимой 2007-го Минск выстоял. Но это была пиррова победа для режима Лукашенко. У него остается все меньше ресурсов для противостояния России. (Напомним, что газовый конфликт в январе 2004 года закончился для Минска поэтапной сдачей «Газпрому» белорусской газотранспортной системы.)
Будучи в Киеве, Александр Лукашенко заявил: «европейцы заинтересованы, чтобы Балтийское и Черное моря были соединены транспортным коридором» и назвал перспективным развитие сотрудничества с Украиной в транзите энергоресурсов. Эта идея не нова: Лукашенко еще с середины девяностых говорил о необходимости такого сотрудничества. Но возможен ли сегодня альянс двух стран-транзитеров — Украины и Беларуси? Пока, к сожалению, Киев и Минск в своих решениях больше руководствуются тактическими соображениями, нежели стратегическими целями. До сих пор украинско-белорусский альянс так и не стал реальностью. Лишь когда ухудшались отношения с Москвой, каждая из стран пыталась использовать возможность союза как рычаг давления на Россию. Возможно, что, перейдя от деклараций к делу, Киев и Минск смогут эффективно решить свои проблемы.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме