15:01 21.01.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Аудит ОГП. Оценка деятельности партии

Продолжение отчета по аудиту партии, прошедшему летом 2011 года.

Начало здесь: Аудит ОГП. Начало

Аудит ОГП. 1. Мотивация

2.1. КАК ОЦЕНИВАЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ?

На просьбу оценить деятельность партии в целом преобладают позитивные оценки. Как позитивный момент некоторые отмечают то, что партия избежала раскола, хотя встречаются единичные мнения, что в настоящий момент существует проблема между молодежным крылом и старыми партийцами.

Во время бесед на фокус-группах, представляющих регионы, отмечается пассивность партии в периоды между избирательными кампаниями. Это вызывает недовольство у людей, многих из которых привело в партию желание активной деятельности. Как пассивное отмечается состояние партии и в настоящее время. Один из участников фокус-групп предложил образное сравнение партии «с армией в состоянии кадрирования, которая сохранила кадры и чего-то ждет» (но, в то же время, тот же респондент отметил, что в случае необходимости партия способна провести массовую мобилизацию).

Причиной бездеятельности называют, в основном, пассивность центрального руководства. Следует отметить, что не все участники фокус-групп согласны с этим мнением. Многие вступали в дискуссию, настаивая на том, что сидеть, сложа руки, и ждать, когда «начальство» (т.е. руководство партии) поставит перед тобой задачу, не является правильным, и необходимо самим выходить с инициативой, хотя бы и небольших дел.

Несколько отличается от мнений рядовых членов партии позиция региональных лидеров. Они также отмечают склонность партии к проведению отдельных кампаний, но при этом указывают на причины, порождающие такую ситуацию, прежде всего – недостаток финансирования и нежелание подставлять людей под репрессии. Некоторые признавали, что сами не хотят призывать людей к участию в каких-то значительных мероприятиях, поскольку это может закончиться задержаниями, арестами, штрафами, увольнением с работы, отчислением из учебного заведения и т.д.

Назывался также ряд других моментов, негативно повлиявших на оценку деятельности партии, в том числе: отсутствие оперативности у центрального офиса, недостаточная работа с бизнесом, крайне малое количество агитационных материалов.

2.2. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Сильные стороны партии, в первую очередь, связывают с человеческим потенциалом, что можно обобщенно выразить фразой одного из участников фокус-групп: «Партия сильна людьми, и люди в ОГП замечательные». Практически все отмечают высокую образованность членов партии, называют ОГП «самой авторитетной партией», элитарной партией.

Не вызывает сомнения у участников вопроса то, что в партии сконцентрированы лучшие специалисты и эксперты – люди говорят про это, как про само собой разумеющееся и не требующее подтверждения, что хорошо заметно по их интонациям. Чаще всего звучат имена бывшего премьер-министра Беларуси Михаила Чигиря, бывшего председателя Национального банка Станислава Богданкевича, бывшего депутата Верховных советов СССР и РБ Александра Добровольского, бывшего проректора БГУ Анатолия Павлова. Отмечается, что это те люди, которые должны передавать свой опыт: «І сапраўды ў такіх асоб можна шмат чаму навучыцца».

В ответах участников опроса постоянно упоминался и результат интеллектуальной деятельности членов партии: практически все отмечают в качестве сильной стороны наличие программы и привлекательной идеологии. Сюда относят программы партии (в том числе и антикризисную программу) предвыборные агитационные материалы прошедшей президентской кампании, созданные командой партийного кандидата: «Буклеты за Романчука высочайше были сделаны». В результате, как отметил один из участников опроса, «народ немножко поверил нам».

Многие, говоря о сильных сторонах партии, прежде всего, называют председателя партии: «Вобщем, сильная сторона ОГП - это лидер»; «лидер сильный, интеллигентный, харизматичный»; «Вокруг него происходит консолидация». При этом не возникает ощущение, что слова эти говорятся неискренне. Особенно отмечают положительную роль Анатолия Лебедько те члены партии, которые лично с ним знакомы.

Некоторые выделяют как сильную сторону наличие у партии скрытого ресурса – негласной поддержки ее идей со стороны людей, занимающих высокие посты в нынешней системе государственной власти Беларуси: а также то, что партия имеет хорошие контакты на Западе: «На международном уровне наше руководство очень хорошо работает».

Исходя из нынешних реалий, многие сильной стороной считают то, что партия зарегистрирована, а также то, что власти не могут отобрать у партии ее центральный офис, поскольку он не арендуется, а является собственностью партии. Упоминая офис, участники опроса характеризовали его как «живой», где идет активное общение.

На фоне тех проблем, которые возникли в последние годы у большинства оппозиционных официально зарегистрированных партий, многие отмечали в качестве сильной стороны тот факт, что партия избежала раскола: «Не расколол ни разу еще никто эту партию. Единая до сих пор». Некоторые приписывают это устойчивости структуры, хотя, в то же время, многие среди слабых сторон называли именно отсутствие у партии такой структуры. Из ответов на вопросы и высказываний можно сделать вывод, что основной причиной отсутствия раскола явилось то, что люди, пришедшие в партию, мотивированы, прежде всего, идеей («люди сюда приходят не за деньгами, а по идейным соображениям»), и эта идея является мощным объединяющим моментом.

В качестве слабой стороны называлась слабая узнаваемость. Не менее огорчает уязвимость партии (как и всей оппозиции в целом) перед действиями нынешнего правящего режима. Подспудно чувствовалось, что для людей это и является самой слабой стороной партии. Поэтому, говоря об отсутствии оргтехники, некоторые руководители региональных структур говорили, что как только эта оргтехника появится, она тут же будет конфискована властями (что уже происходило неоднократно). Действия властей ставят препятствие на пути общения партийцев с народом: люди запуганы, они боятся поддерживать партию или участвовать в ее мероприятиях из-за опасений быть уволенными, арестованными, избитыми. Кроме того, официальная пропаганда усиленно создает крайне отрицательный образ оппозиции, что влияет и на отношение к ОГП.

Одной из самых существенных слабых сторон партии в ответах респондентов предстает недостаток коммуникации между центром и регионами. Она существует только в период предвыборных кампаний, после чего контакт между центром и регионами прерывается.

Некоторая часть партийцев отмечает как отрицательный момент несменяемость руководства партии в течение достаточно длительного периода. Звучат даже обвинения в авторитаризме.

Вызывает критику механизм принятия решений – не всегда понятный и прозрачный для региональных структур.

2.3. КАК УСИЛИТЬ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И УСТРАНИТЬ СЛАБЫЕ?

В ответ на вопрос «Как усилить сильные стороны и устранить слабые» значительная часть участников опроса указывала на необходимость наладить коммуникации между партийным центром и региональными организациями, а также между партией и населением: «Если будет связь с Минском, будут личные какие-то планы, будут поддержаны планы руководства, ну, во всяком случае, работа должна быть». Инструменты коммуникации могут быть разнообразными. Как правило, звучали предложения активизировать поездки партийных лидеров по регионам и организовывать встречи с представителями регионов в центре.

Другой возможный инструмент, который назывался во время опроса – это партийная печатная продукция. Партийный сайт называют многие, но далеко не все имеют возможность регулярно его просматривать. Поэтому речь идет, прежде всего, о газете, в которой можно было бы взять информацию о событиях, происходящих в партии. Тут возникает некоторое противоречие с ответами на прямой вопрос о необходимости партийной газеты, поскольку представители регионов, как правило, говорят, что предпочтительнее местный бюллетень. Хотя в данном случае, возможно, участники опроса переводят свое видение проблемы с внутрипартийного уровня на уровень общения между партией и народом.

Налаживание коммуникации между партией и народом также занимает значительное место в рекомендациях, данных членами партии. В частности, звучали предложения создать материал, который бы рассказывал людям о партии:

Необходимо также информировать людей о процессах, происходящих в стране (особенно в экономике). В настоящий момент подобная информация весьма востребована в народе, и партия могла бы здесь добиться многого, не только давая информацию о проблемах, но и представляя свои варианты их решения.

Кроме того, очень важной представляется работа партии по решению местных проблем, которые касаются непосредственно людей: «Начинаем с бытовых вопросов, бытовые вопросы тоже политика»; «Идти к людям, помогать им бесплатно. Улучшать их жизнь и делать это под флагом ОГП». Как одно из направлений, в частности, называлась правовая помощь населению («юридическая консультация бесплатная»), которую вполне могут оказывать партийные специалисты. При этом члены партии указывают, что эта деятельность партии должна как можно более широко освещаться в СМИ. Звучат, в том числе, и утопические предложения.

Другой способ пиара партии – предметы с партийной символикой. Это могут быть значки, футболки и т.п., которые, как говорят участники опроса, они и сами бы с удовольствием носили, и могли бы распространять среди населения. Вообще, из бесед вырисовывается необходимость пропаганды партии с раскруткой бренда.

На членов партии очевидно оказывает влияние образ ОГП как партии предпринимателей. Поэтому звучали рекомендации усилить работу с предпринимателями. Это включает: общение с людьми, мониторинг законов, лоббирование законов, выгодных бизнесу.

Отдельным блоком представляются рекомендации, связанные с работой с партийными кадрами. Сталинский принцип «кадры решают все» не забыт членами ОГП, которые приводили эту цитату в качестве руководящего принципа. Несмотря на высокий образовательный уровень членов партии, часто звучали рекомендации проводить больше обучающих семинаров, а также организовывать встречи со специалистами в различных областях деятельности, с политологами, психологами. Среди членов партии затребованы курсы по обучению иностранному языку, компьютерной безопасности. В особенности это актуально для молодежи, но представители старшего поколения также стремятся получить новые знания.

Отдельно говорилось про членов партии, участвующих в избирательных кампаниях разного уровня в качестве кандидатов. Здесь также, по мнению участников опроса, необходима организация обучения, в том числе и моральная подготовка. Кроме того, у партии, по мнению многих, должна быть своя служба безопасности.

Женщины зачастую указывали на необходимость развития гендерного направления.

Кроме того, высказывалось мнение, что женщинам не нужна власть ради власти, что отличает женщин-политиков от политиков-мужчин. Следует еще раз отметить, что это мнение озвучивали женщины, и эта тема другими респондентами не поднималась без провоцирующего вопроса.

Из бесед становится очевидным, что в партии должна существовать система поощрений. Эти поощрения могут иметь вид поездок, участия в значимых внутрипартийных мероприятиях и т.п.

Эта тема вплотную смыкается с темой необходимости вознаграждения за работу в партии: «Не знаю, как, но чтобы давать задания и спрашивать с людей, нужны деньги». Люди отмечают, что в регионах должны существовать оплачиваемые должности, хотя бы самые необходимые (секретари офисов, например). А отсюда вытекает и проблема поиска ресурсов.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме