12:31 28.12.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Антимонопольное регулирование государства

В рамках мер по либерализации экономики увидел свет указ президента № 499 "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции". Документ вступит в силу 15 января. Впрочем, по словам экспертов, кардинально данный указ на ситуацию не повлияет.

Во многих странах мира борьба с монополиями является одной из первоочередных мер в сфере регулирования экономических вопросов. Наверняка все помнят историю взаимоотношений Европейской комиссии, обеспечивающей защиту конкуренции в ЕС, и американской Microsoft Corp. Антимонопольное дело было закрыто лишь недавно, сразу после заключения обязывающего соглашения, согласно которому Microsoft даст пользователям право самостоятельно выбирать один из основных браузеров для работы в интернете, заменив им Internet Explorer. Отныне Microsoft обязан предлагать европейским пользователям на выбор браузеры своих основных конкурентов, в том числе Mozilla Firefox, Chrome от компании Google, Safari от Apple и браузер Opera. С 2007 года, когда по иску от норвежской Opera Software ASA было начато расследование, Microsoft уже выплатила более 2 млрд долларов.

Другой свежий пример родом из Германии. Три крупных немецких производителя кофе - Tchibo, Melitta и Dallmayr - обвинены в картельном сговоре и приговорены к штрафу в 159,5 млн евро, передает "Немецкая волна". К такому решению, по информации агентства DAPD, пришло федеральное ведомство по картелям. Германские антимонопольные органы установили, что как минимум с 2000 года главы этих компаний и руководители их отделов сбыта вели переговоры, результатом которых являлось координированное повышение цен на кофе. При этом речь шла не только о зернах кофе, но и об эспрессо, кофе в одноразовых пакетиках и о фильтрах для электрических кофеварок.

В соседней России Федеральная антимонопольная служба наложила на нефтяные компании крупнейшие в своей истории штрафы. В частности, компания ТНК-ВР была оштрафована на 4,2 млрд рублей, "Газпром нефть" – на 4,67 млрд, "Роснефть" получила штраф в 5,28 млрд рублей, а "ЛУКойл" – 6,5 млрд (рекордный штраф стал следствием того, что "ЛУКойл", согласно заявлению ФАС, "препятствовал антимонопольному расследованию"). Однако эксперты полагают, что антимонопольное ведомство ничего не добьется: ведь значительная доля российского бюджета обеспечивается именно отчислениями нефтяных компаний. Согласно последней информации, в январе ФАС и нефтяные компании продолжат переговоры по согласованию формулы расчета конкурентной цены на нефтепродукты в России.

Новый указ

С 15 января 2010 года права антимонопольного органа будут расширены и в Беларуси. Указ президента № 499, как отметили в пресс-службе Минэкономики, направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков. Однако очевидно, что такой документ возник в связи с грядущей либерализацией в сфере ценообразования.

В частности, указом предусмотрено заключение специальных соглашений между Минэкономики и юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на рынке. Данными соглашениями определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юрлиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Тем самым субъекты хозяйствования освобождаются от обязанности применения регулируемых цен. Однако, как полагают эксперты, в данном документе есть лазейка, которая может за счет индивидуального подхода привести к недобросовестной конкуренции.

Документ также уточнил критерии сделок, при совершении которых необходимо получать согласие антимонопольного органа. К таковым относится приобретение прав пользования и (или) распоряжения 20% и более акций (долей) в уставном фонде юрлица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения) только в случае, если балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин (в настоящее время 1БВ равна 35 тыс. рублей) или если объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.

Впрочем, по словам партнера юридической компании Glimstedt Belarus Дарьи Жук, "данные положения данного указа требуют дальнейших официальных разъяснений. Распространяется ли вышеназванные пороговые значения сделок на всех субъектов бизнеса (поскольку указ № 499 распространяет свое действие на неограниченный круг лиц) либо лишь на субъектов, которые могут влиять на "ограничение конкуренции на товарных рынках. Является ли перечень сделок, для совершения которых требуется согласие антимонопольного органа, приведенный в указе (т.е. купля-продажа, доверительное управление, поручение и совместная деятельность), исчерпывающим. Из перечня потенциально возможных сделок выпали такие случаи, как приобретение акций путем подписки; дарение (в случае с физическими лицами-собственниками бизнеса), что по нашему мнению, идет в разрез с логикой пороговых значений, т.е. критерием выступает размер приобретаемой доли и финансовые показатели компании, а не вид сделки".

Антимонопольный комитет

На данный момент антимонопольная комиссия Минэкономики осуществляет ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. Периодически из него то исключаются, то включаются предприятия. Всего в госреестре находятся около 150 хозяйствующих субъектов. В частности, под особой опекой находятся областные региональные предприятия, осуществляющие распределение газа по трубопроводам. 

За первое полугодие 2009 года Минэкономики рассмотрено около 20 обращений хозяйствующих субъектов, физических лиц и госорганов о нарушении антимонопольного законодательства. Кроме этого, облисполкомами и Минским горисполкомом на местном уровне рассмотрено свыше 80 аналогичных писем и заявлений. В итоге выявлены четыре нарушения закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" на республиканском уровне и пять - на местном.

Глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что количественный состав антимонопольного органа в Беларуси очень мал. "Заниматься монополистами в Беларуси будут 4 человека в Минэкономики и по одному в каждом из облисполкомов. Но антимонопольная структура должна быть на порядок мощнее. В России Федеральная антимонопольная служба не выходит из боев. В прошлом году по недобросовестной конкуренции было заведено не менее 6 тысяч дел, у нас таких дел отработано только 6", - приводят слова Маргелова "Белорусские новости".

Вагоностроение

По слова В. Маргелова, монополисты активизировались в преддверии Нового года. "Например, завод "Кристалл" активно продает свою высоколиквидную продукцию с обязательной нагрузкой в виде вина, которое торговля не хочет брать, потому что оно не продается. Аналогичная ситуация складывается с поставками продукции крупнейших кондитерских фабрик - "Коммунарки" и "Спартака".

Впрочем, экономист Ярослав Романчук убежден, что недостаточно улучшить законодательство и расширить штат антимонопольного комитета. "В стране должна быть независимые пресса и судебная система. Иначе есть большой риск, что все это превратиться в рейдерские захваты бизнеса, как мы это видим на примере России и Украины", - отмечает он.

Принципиальный вопрос

Впрочем, большинство экспертов сходятся в одном, что государству пора решить принципиальный вопрос. Ведь в Беларуси в большинстве секторов экономики существует монополия государства. Дарья Жук полагает, что "наличие множества государственных монополий на рынках Беларуси, которые вообще никак не регулируются/ограничиваются, приводит к неизбежному ограничению конкуренции с частным сектором. Как следствие, требования антимонопольного законодательства либо игнорируются бизнесом вовсе, либо трактуются настолько узко и буквально, что это мешает нормальному функционированию компаний, чья доля на рынке не может оказать существенного влияния на товарные рынки". По ее словам, данная проблема станет еще более актуальной, когда в Беларусь придут иностранные инвесторы, которые "привыкли" играть по правилам, в том числе, и антимонопольным.

Управляющий партнер Lebortovo Capital Partners Limited Сергей Левин полагает, что тот факт, что "государство сейчас обращает внимание к антимонопольному вопросу, вселяет определенную надежду. Ведь вред, который идет от монополизма, несопоставим с вредом, который идет, к примеру, от коррупции". "Однако, - считает С. Левин, - для начала властям надо четко определиться, где должна оставаться монополия государства, а где ее не должно быть. Я, как гражданин, не против того, чтобы оставить особое право за государством, например, в здравоохранении, природных недрах, возможно, в образовании. Но ее не должно быть в сфере телекоммуникаций, производстве пива, обуви и так далее. Сейчас нет четкого сигнала для чиновников. Они идут на встречу с инвесторами с позицией сохранить монополию государства почти в каждом секторе".

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме