17:45 23.04.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Анатолий Лебедько: ОГП своим выходом из избирательной кампании констатировала полный кризис и деградацию существующей избирательной системы

21 марта съезд Объединенной гражданской партии принял решение о выходе из местной избирательной кампании. По прошествии месяца могу сказать, что наше решение было политически правильным, мотивированным и в определенной степени эффективным.

Выход ОГП из избирательной кампании сопровождался обильным слововыделением белорусского телевидения. Нам посвятили несколько телесюжетов со всеми “ароматами” местной пропаганды. Затем распахнулись уста Александра Григорьевича: “Они прекрасно понимают, что на выборах их никто не поддержит. Поэтому они и обвиняют руководство страны в недемократичности выборов и прочем, отказываясь от участия в избирательном процессе”. Страна услышала неоднократно слышанное. Основной посыл — дескать, боится оппозиция проиграть, поэтому и бежит позорно из кампании. Народ-то ее не любит и не жалует! Если принять во внимание, что белорусский народ уже давно ужался до 56-го размера Александра Лукашенко, то это святая правда. Белорусский правитель последовательно и целенаправленно ненавидит всех, кто не хочет смотреть на окружающий мир его глазами.

Для меня реакция Лукашенко и БТ — это всего лишь доказательство того, что мы нащупали слабое и уязвимое место власти. Наше решение ломает сценарий, прописанный в “Красном доме”.

Что надо власти в проекте “Выборы”? Местная избирательная кампания — это пуповина президентских выборов, и в этом ее фишка. Лукашенко позарез необходимо получить международное признание итогов местной кампании. Это имиджевая проблема. “Красному дому” важно войти в президентскую кампанию с восприятием, с ощущением, что на нем фрак, сшитый по европейским лекалам, даже если на самом деле он облачен в мундир тюремного надзирателя. Режиму нужна одна, пусть и маленькая, но легитимная избирательная кампания.

Попутно Лукашенко хочет получить от Европейского Союза и Европарламента согласие на право и дальше назначать депутатов всех уровней. За это сейчас неистово и борется власть. Но здесь неизбежно возникает вопрос, как при решении стратегических задач не нарушить привычный ритм и работу системы по производству необходимого результата. Имитация волеизъявления народа — это один из немногих брендов Беларуси, широко известный за пределами страны. Система работает без сбоев, как швейцарские часы на запястье Лукашенко. Выдрессированный персонал избирательных комиссий, высококвалифицированные председатели участковых комиссий, это тот капитал, наличие которого для власти не менее значимо, чем золотовалютные накопления Прокоповича. Экспериментировать здесь власти не с руки. Стоит задача получить хорошие оценки от жюри, состоящего из представителей дипломатических миссий, БДИПЧ, Совета Европы, Европейского Союза, Европарламента, но при этом не разбалансировать систему имитации волеизъявления. Как следствие, МИД озадачен, как продать на внешних рынках то, что ничего не стоит. А ЦИК в кооперации с Палатой призваны создать иллюзию больших перемен в законодательстве и правоприменительной практике.

Цели и задачи власти предельно ясны и понятны. Для их достижения власть предприняла ряд конкретных и эффективных действий.

1.Власть выдавила, выпотрошила из избирательной кампании наиболее конкурентоспособную часть оппозиции.

2.Власть не допустила к подсчету голосов демократические партии.

3.Власть отказалась от организации полномасштабного международного наблюдения за ходом избирательной кампании.

И эти действия имели для оппозиции весьма ощутимые последствия. Обратимся к простой арифметике. Мы действительно не в состоянии выдвинуть кандидатов в депутаты по всем избирательным округам Беларуси, особенно в сельской местности. Сегодняшний потенциал ОГП позволяет в нормальных условиях выставить порядка 1000 кандидатов в депутаты в местные Советы. Но мы далеки от нормальной ситуации. Если бы в Беларуси действительно была хотя бы точечная либерализация, то сегодня мы бы имели где-то 300 кандидатов в депутаты. Именно столько значилось в предварительном списке намерений в январе текущего года. Но у нас не просматривается ни точечной, ни кучкообразной либерализации. Как следствие, все скукожилось до цифры чуть более 100 претендентов. Причем большинство из которых было мобилизовано именем революции. Так где же и почему потерялись эти 900 кандидатов? Это следствие той политики и той стратегии, которые реализует власть. За 16 лет “Красный дом” фактически убил мотивацию участвовать в избирательной кампании в местные Советы. Фактически создана ситуация русской рулетки, в которую мало кто хочет играть.

Оппозиция неоднократно заявляла, что свое участие она напрямую увязывает с вопросом включения своих представителей в состав участковых избирательных комиссий. Нас проигнорировали, причем демонстративно. С одной стороны, можно сказать, что власть высоко оценивает для себя риски и угрозы, которые несет включение в комиссии людей, им не подконтрольных. Отсюда оптимистичный вывод, что популярность власти в действительности ниже планки, обеспечивающей победу на открытых выборах. Но, с другой стороны, факт остается фактом, опять будут голосовать не бюллетенями, а протоколами.

В чем отличие позиции ОГП и других демократических партий и движений?

ОГП не является сторонником бойкота. С другой стороны, мы последовательно и принципиально выступаем за свободные выборы. Меня никто не убедит, что реальный потенциал Партии БНФ — это 30 кандидатов в депутаты на местных выборах. Люди-то в партиях есть, а кандидатов в депутаты нет. И все лидеры партий прекрасно понимают, почему так происходит. Пришло время формулировать ответ на вопрос: что делать в такой ситуации? Мало сказать, что выборов нет, надо что-то делать, чтобы они были.

У нас разное понимание приоритетов местной избирательной кампании, ее значимости и ее особенностей. Большинство демократических организаций ориентированы на решение своих корпоративных задач. Изначально хочу оговориться, что с пониманием отношусь к намерению раскручивать новые либо обновленные бренды партий. Дело важное. Равно как и желание набраться опыта тем, кому за 20. Не лишены смысла и заявления коллег, что надо работать непосредственно с избирателями. Однако очевидно, что то, что выглядит значимым в границах избирательного округа, существенным в формате политической партии, в масштабе страны смотрится, мягко говоря, мелковато и хлипковато. Власть загоняет оппозицию на политическое мелководье.

Участвовать во всех этапах кампании, которая практически никак не влияет на ситуацию в стране и в которой власть целиком и полностью проигнорировала сторонников перемен, это проигрышная стратегия. Нельзя сказать, что ситуация, как в песне “Аргентина — Ямайка 5: 0”. Но на табло уже и не нулевая ничья.

Большинство оставшихся демократических кандидатов растворилось в серой массе претендентов, откомандированных властью. Да, есть яркие кампании отдельных кандидатов, но все это фрагментарно и не сказывается никак на общественном мнении. Общего послания, что же мы хотим сказать избирателю, власти, нет. Каждый по-своему соблазняет избирателя. Если бы белорусскую проблему можно было залатать одним листом шифера, то тогда дискуссия отпала бы сама по себе. Да, неплохо иметь еще одного или двух человек, которые в период паводка ведрами вычерпывают воду, но, наверное, эффективнее сосредоточиться на строительстве дамбы, чтобы решить вопрос раз и навсегда. Это две разные стратегии ведения местной избирательной кампании 2010 года.

Я прогнозирую, что власть назначит несколько десятков оппозиционеров в местные Советы. Допускаю, что это могут быть и члены ОГП, но это не меняет ситуацию по существу. У нас остается та же избирательная система, не предполагающая ни конкуренции, ни прозрачного подсчета голосов. Итоговые цифры не должны заслонить суть проблемы.

Что для нас важнее? Иметь 20—30 мест в структурах власти при понимании, что этих людей (независимо от того, сколько они набрали голосов) назначит власть, или добиваться изменения правил игры за движение страны к свободным выборам? Лучше и легче выходить из малозначащей кампании в местные Советы, нежели из парламентской и тем более президентской.

Мы свое дело сделали. Нельзя не заметить тот факт, что одна из крупнейших оппозиционных структур, выдвинувшая больше всех представителей в участковые избирательные комиссии и имеющая второе количество зарегистрированных кандидатов в депутаты, вышла из политической кампании. С нами были солидарны коалиции демсил в Гомельской и Минской областях. Нас поддержали своим выходом из кампании представители всех оппозиционных партий и движений. И самое главное, что с нами солидарен избиратель. Такой темы, как выборы в местные Советы, не существует для устойчивого большинства белорусских избирателей. Это мои личные наблюдения, подкрепленные социологическими исследованиями. Такой темы нет на кухне. Ее не обсуждают, происходящее даже не ругают и не хулят.

ОГП своим выходом из избирательной кампании констатировала полный кризис и деградацию существующей избирательной системы. Власть, обладая колоссальным административным ресурсом, не смогла даже создать видимость некой борьбы и конкуренции. Мы в полушаге от времен СССР. Фактически это безальтернативные выборы. На одно место претендуют менее 1,2 кандидата в депутаты. Это подтверждение притчи, когда Бог подвел Адама к Еве и говорит: выбирай себе мужа.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме