20:15 16.03.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Анатолий Лебедько: Играть или подносить мячи

Нидерланды и Беларусь — что объединяет эти страны? Географические координаты. На этом, кажется, сходства и заканчиваются. Ах, вот еще что: и тут, и там нынче проходят выборы в местные органы власти.

Точнее, выборы все же у них, а у нас — политическая кампания. На телеэкранах, в радиоэфире, на страницах практически всех печатных изданий Голландии выбор кандидатов, программ, мнений, позиций — как в хорошем ресторане. Вся система работает на то, чтобы, во-первых, избиратель был в состоянии сделать осознанный выбор. А во-вторых, — чтобы этот выбор стал зеркальным отражением волеизъяления граждан страны. До запятой в протоколе, до бюллетеня в избирательной урне, до депутатского мандата в местном муниципалитете.

Эхо выборов в Нидерландах евроньюсовской волной докатилось даже до белорусского избирателя. Сейчас он об избирательной кампании в Голландии знает больше, нежели о собственной. Белорусская модель выборов — это пример совдеповской столовой. Избирательная кампания присутствует в государственных СМИ как сводка о посевной. Там посадили, тут пропололи — и везде отчитались хорошими процентами. Нет ни дебатов, ни презентаций программ политических структур, ни конкуренции. И самое главное — эта тема не присутствует на кухне. Ею не живут, ее не обсуждают. Ее просто нет. За прошедшие 15 лет власть так дискредитировала выборы, что они перестали восприниматься как нечто значимое и важное для людей.

И сложившуюся ситуацию не спасает ни количество регистрируемых претендентов, ни четыре минуты, выделяемые кандидатам для выступления на радио. Ибо количество — это еще не выбор. Не в состоянии информационно вытащить провальную для власти избирательную кампанию и независимые общественно-политические СМИ. Это все-таки проблема общереспубликанского звучания и государственного значения.

Что надо власти от проекта под названием «выборы»? Местная избирательная кампания — это пуповина президентских выборов, и в этом ее своеобразие и изюминка. Властям позарез необходимо получить международное признание итогов местной кампании. Это — имиджевая проблема. Красному дому важно войти в президентскую кампанию с ощущением, что на нем — фрак, сшитый по европейским лекалам, даже если на самом деле он облачен в мундир тюремного надзирателя. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский намедни заявил, что «Евросоюз рассматривает местные выборы в Беларуси как тест для белорусских властей». И это не является секретом для официального Минска. Режиму нужна одна, пусть и маленькая, но легитимная избирательная кампания.

Но здесь неизбежно возникает вопрос, как при решении этой стратегической задачи не нарушить привычный ритм и работу системы по производству необходимого результата. Фальсификация голосования — это один из немногих брендов Беларуси, широко известный за пределами страны. Система работает без сбоев, как швейцарские часы на запястье Лукашенко. Выдрессированный персонал избирательных комиссий, высококвалифицированные председатели участковых комиссий — это тот капитал, наличие которого для власти не менее значимо, чем золотовалютные накопления Прокоповича. Экспериментировать здесь власти не с руки. Стоит задача получить хорошие оценки от жюри, состоящего из представителей БДИПЧ, Совета Европы, Европейского Союза, Европарламента, но при этом не разбалансировать систему. Как следствие, МИД озадачен, как продать на внешних рынках результат, которого не будет. А ЦИК, в кооперации с Палатой, призваны создать иллюзию больших перемен в избирательном законодательстве и правоприменительной практике.

В самом идиотском положении в этой ситуации находится избиратель. С одной стороны — утверждения оппозиции, что голоса не считают, что местные советы депутатов — это глухонемые слепцы, без голоса, без позиции. А с другой — откровенное игнорирование избирателя самой властью, выражающееся в назначении депутатов. Можно прогнозировать, что избиратель проголосует в своем большинстве ногами и реальная явка будет невысокой.

Что в этой ситуации делать оппозиции? Вопрос встает во весь общенациональный рост. Что делать, когда власть демонстративно проигнорировала представителей от оппозиции при формировании участковых избирательных комиссий? Включили то ли каждого 11-го, то ли 10-го. Это значит, что власть очень высоко оценивает для себя риски и угрозы, которое несет включение в комиссии людей им неподконтрольных. Отсюда оптимистичный вывод, что популярность власти в действительности — ниже планки, обеспечивающей победу на открытых выборах. Но, с другой стороны, если называть вещи своими именами, то власть смачно плюнула в лицо. И оппозиции, и избирателям, и международному сообществу.

Как реагировать? Нужны безотлагательные, срочные консультации оппозиции на предмет определения формата участия в избирательной кампании. Сильное решение — это консолидированное решение, принятое основными субъектами демсил. Все, что по принципу «каждый сам за себя», будет гораздо слабее. Сегодня надо думать о дне завтрашнем. Правила, по которым будет проходить президентская кампания, определяются именно сейчас. Осутствие внятной реакции со стороны оппозиции будет означать консервацию существующих правил.

Надо обсуждать все возможные сценарии поведения, включая и организованное снятие демократических кандидатов в депутаты. Этот шаг по своим последствиям может быть гораздо более сильным и ответственным, чем несколько десятков оппозиционеров, назначенных властью в депутаты.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме