18:15 03.03.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Анатолий Лебедько. ЕВРОНЕСТ. Кто и что будет высиживать в «европейском гнезде»?
24 марта состоится учредительная сессия новой международной организации — Парламентской Ассамблеи «Евронест» (что в переводе означает «Европейское гнездо»). По крайней мере, такое заявление намедни в Минске сделал Кристиан Вигенин, председатель создающейся структуры. Но до настоящего времени нет ясности, будет ли представлена в «Евронесте» Беларусь. А если да, то кто займет причитающиеся стране 10 мест.
У кого-то к этому вопросу чисто спортивный интерес: способны ли одновременно уместиться в «еврогнезде» и представители Лукашенко, и оппозиция? Кто-то проявляет зоологическое любопытство: может ли из белорусского протухшего яйца, коим я считаю местный «парламент», вылупиться европейский птенец? Для Брюсселя в чиновничьем пиджаке «Евронест» — это еще один тест на жизнеспособность его новой стратегии. На прошлой неделе в Минске побывала миссия Европейского Парламента. Четыре депутата из трех фракций искали простое решение непростой проблемы. Делегация оставила впечатления о себе, об увиденном и услышанном, но увезла с собой ответ на главный вопрос: кто и в каком статусе будет представлять Беларусь в «Евронесте».
Европейский парламент не признает легитимность Национального Собрания Беларуси. Эта позиция зафиксирована в нескольких резолюциях, это в очередной раз повторили и члены миссии, побывавшей в белорусской столице. Депутаты Европейского Парламента принципиально отказываются встречаться с избранниками Лукашенко в стенах Палаты. Недавно бывший президент Европейского Парламента Петтеринг категорически отверг такую перспективу, даже в обмен на заманчивое обещание его встречи с Лукашенко. Делегация Европарламента также настояла, чтобы консультации с представителями Нацсобрания Мазай и Маскевичам прошли на нейтральной территории, в здании Национальной библиотеки. С другой стороны, есть «новая стратегия» Брюсселя, ориентированная на расширение контактов и сотрудничества с официальным Минском. А здесь с кем не контактируй, получишь персону с сомнительной легитимностью. Так что происходящее вполне подходит под определение «вынужденная необходимость».
Каковы же перспективы Беларуси в «Евронесте»? Если ситуация принимает конфигурацию гордиева узла и нет времени, чтобы его развязать, равно как и нет политической воли, чтобы его рассечь, то ситуация может быть заморожена на три года — до новых выборов в Беларуси. Это не лучший вариант, но подобный сценарий нельзя исключать.
И власть, и оппозиция зафиксировали свои позиции. Красный дом предлагает сформировать белорусское представительство в «Евронесте» по формуле 10+0, то бишь, все места отдать депутатам Нацсобрания. При этом МИД кокетливо заявляет, что если независимое и самостоятельное в принятии решений Национальное собрание не против, то оппозиция тоже может присутствовать в этом проекте. Но на приставном стульчике. Понимая слабость и шаткость своей позиции, белорусские власти заручились поддержкой представителей парламентов Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана и Армении. Этой бумагой как главным аргументом и размахивали Мазай и Маскевич на встрече с депутатами Европарламента.
Красный дом последовательно придерживается тактики «против лома нет приема». Для Лукашенко присутствие его депутатов в Парламентской Ассамблее — вопрос из второй сотни приоритетов. Ему важно получить от Европейского союза и Европарламента согласие на право и дальше назначать депутатов. Вот почему демарширует белорусский МИД, угрожая выходом из «Восточного партнерства», если палатники не будут уравнены в правах, к примеру, с депутатами Верховной Рады Украины.
Такой расклад категорически неприемлем для сторонников перемен в Беларуси. Это консолидированная позиция демократических сил и она была артикулирована на встрече с представителями Европейского Парламента. Повторюсь, это будет означать, что Лукашенко выбил себе право назначить депутатов по итогам следующей парламентской компании. Единственным отличием от итогов компании 2008 года станет назначение какого-то незначительного количества оппозиционеров. К тому же при такой формуле представительства Беларуси в «Евронесте» официальный Минск никогда не будет иметь мотивации менять правила игры в Беларуси.
Звучат голоса, что назначенцев Лукашенко надо интегрировать в международные организации и там заниматься с ними демократическим ликбезом. Политический салат из иллюзий и наивности. Мы это уже проходили в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. В 2000 году при активном лоббировании г-жи Утты Цапф из немецкого Бундестага ПА ОБСЕ проголосовала за членство делегации Национального Собрания в этой международной организации. Аргумент «мы научим их демократии» магически действовал на депутатов, голосовавших за. Представители белорусской Палаты товарищи Орда и Красуцкий убедительно изображали из себя первоклассников, готовых сутками постигать азы демократии. Прошло десять лет. И что? Все самое репрессивное законодательство было принято именно в этот период с активным участием тех, кто два раза в год регулярно выезжает на курсы демократического ликбеза. Вот и получается: то ли методики не те, то ли учителя без необходимой квалификации, то ли ученики из Беларуси — контингент специфический.
Оппозиция после серии консультаций остановилась на формуле 5+5. Надо признать, что такому формату представительства Беларуси симпатизирует и Европейский Парламент. Потому как это не только компромисс, но и серьезная уступка белорусским властям. Для ЕП это — отступление от позиции, зафиксированной в резолюции, принятой парламентом в ноябре 2008 года (согласно документу, все 10 мест зарезервированы за гражданским обществом). Данная формула в зависимости от позиции власти может трансформироваться либо в конфигурацию 5+0, либо в 10+0. В первом случае политические партии заполняют пять вакансий, а остальные пять кресел остаются какое-то время зарезервированными для представителей белорусской власти. Если раздумье власти неприлично затянулось, то все места передаются представителям гражданского общества Беларуси. При этом за белорусской делегацией закрепляется статус наблюдателя.
Несколько дополнительных слов о позиции Объединенных демократических сил в данном вопросе.
Приоритет №1 — это полномочия Ассамблеи. Для нас важно понимать параметры возможностей Ассамблеи влиять на принятие решений в Брюсселе, касающихся ситуации в Беларуси. Просьба политический туризм не предлагать. И здесь нашим союзником могут быть если не все, то некоторые парламентские делегации из стран постсоветского пространства.
Во-вторых, ОДС однозначно и категорично настаивают на равном статусе как представителей власти, так и оппозиции.
В-третьих, ОДС выступают за распределение зон работы и ответственности между белорусскими политическими партиями и неправительственными организациями. В рамках «Восточного партнерства» просматриваются две площадки, на которых можно работать и отстаивать национальные интересы Беларуси: «Гражданский форум» для НГО и Ассамблея «Евронест» для политических структур. Некоторым белорусским организациям нужно определиться, кто они есть в действительности. Нельзя по четным дням быть неправительственной организацией, а по нечетным — одеваться в амуницию политической структуры. При этом между двумя площадками можно и нужно организовать регулярное взаимодействие для эффективной работы на общий результат.
В-четвертых, критерием отбора на участие в «Евронесте» должно быть участие политических партий в избирательных кампаниях. Депутатские мандаты были уворованы у представителей политических партий, проводивших избирательную кампанию осенью 2008 года. При этом важно, чтобы представители оппозиционных структур имели опыт парламентской работы. «Евронест» — не стажировка, а профессиональная работа.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме