13:31 22.09.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Альфер: Избиркомы более зависимы от местных властей, чем от ЦИК

22 Сентября 2012, 12.00 | Еврорадио

Эксперт по избирательному законодательству Сергей Альфер рассказал Еврорадио, кто и каким образом вносит коррективы в избирательный процесс в свою пользу.

Мнение Центральной комиссии может оказаться для местных властей несущественным

Еврорадио: Уже высказываются мнения, что эта избирательная кампания — худшая за всю историю белорусских выборов. Но ведь у нас есть избирательное законодательство. А в таком случае как выборы могут проходить хуже или лучше?

Сергей Альфер: Действующее избирательное законодательство используется уже на третьих выборах — местные и президентские выборы 2010 года и нынешние парламентские выборы. Но законодательство — это формализованная форма проведения выборов. Те или иные субъекты избирательного процесса могут не выполнять свои обязанности, в этом законодательстве заложенные. Поэтому применение избирательного права может привносить весьма существенные коррективы в сам избирательный процесс: делать его лучшим или — худшим, по сравнению с тем, что было раньше.

Еврорадио: Каждый субъект избирательного процесса может трактовать и использовать избирательное законодательство так, как ему нравится?

Сергей Альфер: С точки зрения организации выборов, Центральная комиссия постепенно начинает работать все более и более профессионально. Они готовят более подробные инструкции для проведения выборов, сделали интерактивную презентацию по вопросам избирательного права, чего раньше не было. Но субъектов избирательного процесса большое количество. И в первую очередь это — местные органы власти. Во-вторых — избирательные комиссии, которые зависят от тех органов, которые их избирают. Они в большей степени зависимы от местных органов власти и в меньшей — от Центризбиркома. Поэтому, если мнение Центральной комиссии дополнительно не поддержано, например, Администрацией президента или определенными структурами Совета министров, то оно может оказаться для местных властей несущественным при их понимании проведения выборов. Выборы будут проводиться в каждом конкретном округе так, как хочет руководитель местной исполнительной структуры.

Еврорадио: Получается, закон один, но в каждом избирательном округе его могут читать по-разному...

Сергей Альфер: На самом деле, закон читаться абсолютно одинаково не может, если он не достаточно конкретен. А избирательное законодательство у нас дает широкие возможности для его толкования в ту или иную сторону. Во-вторых, закон используется очень конкретно, в соответствии с его духом и буквой, когда работает механизм противовеса. Исполнительная власти или избирательная власть должна контролироваться властью судебной. И если эти органы нарушают избирательное законодательство, то соответствующие силовые структуры должны контролировать. К большому сожалению, у нас судебная власть в существенной степени зависима от местных органов власти.

Там, где надо пользоваться законом, нельзя пользоваться морально-этическими нормами

Еврорадио: Нормально ли это, когда председатель Центризбиркома говорит: "Законом это не запрещено, но я считаю..." — и ЦИК запрещает доверенному лицу выступать вместо кандидата по телевидению?

Сергей Альфер: В определенной степени в той ситуации, о которой вы говорите, Ермошина была права. Все же кандидат в депутаты не может быть доверенным лицом у другого кандидата в депутаты. Потому что каждый кандидат должен работать на свое избрание, а не на другого кандидата. Соответственно, если один кандидат является доверенным лицом другого кандидата и представляет его — это не всегда хорошо для избирателя. Поэтому в цивилизованных странах такого нет. Но нынешняя ситуация в Беларуси такова, что часть политических субъектов решила участвовать в выборах только до определенного времени, а потом сняться. Поэтому для этой ситуации все варианты были хороши.

Участие части кандидатов в качестве доверенных лиц других кандидатов и выступление их по радио и телевидению вместо других полностью разрешено нашим законодательством. И принятие Центризбиркомом решения, которое запретило этим людям выступать, является незаконным. Ведь Центральная комиссия приняла постановление, существенно расширяющее избирательное законодательство. А это полномочия парламента — только парламент мог принять изменения в Избирательный кодекс.

Более страшным мне показался отказ в регистрации претендента в кандидаты, который имеет судимости, которого решили не регистрировать не в соответствии с законом, а в соответствии с "морально-этическими нормами". Морально-этические нормы — это хорошо. Но каждый понимает мораль и этику немного по-разному. И там, где надо пользоваться законом, нельзя пользоваться морально-этическими нормами. И еще ужаснее то, что этими нормами, а не законом, пользовался Верховный суд Беларуси. Когда суд не пользуется законом — это не суд! Когда закон трактуется так, как это угодно одной части субъектов избирательного процесса — это отличие этой избирательной кампании.

Еврорадио: Каково ваше отношение как юриста к Наблюдательному совету по СМИ при ЦИК и его рекомендациям не печатать и не пускать в эфир "бойкотные" программы?

Сергей Альфер: Посмотрите на состав Совета: чиновники Мининформации, редакторы государственных газет, проправительственного Союза журналистов. ЦИК не включил в состав Совета представителей независимой журналистской организации только потому, что члены Совета сочли это "нецелесообразным". В такой структуре должны быть люди, представляющие обе стороны — тогда доверие к этому Совету будет намного большим. К тому же, Совет принимает рекомендательное решение, которое становится обязательным для исполнения, только если ЦИК принимает соответствующее решение. Запрет на выступления, в которых было слово "бойкот", уменьшило возможность донести свою мысль до избирателей и является цензурой. Тем более что ни один из этих кандидатов не нарушал 47-ю статью Избирательного кодекса.

Отмена досрочного голосования будет на пользу и участникам выборов, и действующей власти

Еврорадио: Насколько наше избирательное законодательство соответствует международным стандартам?

Сергей Альфер: Я считаю, что пока не соответствует международно-правовым нормам в сфере свободных и справедливых выборов. Его надо менять, в определенных моментах — существенно. С другой стороны — не бывает плохого законодательства. Бывает плохое его применение. А мы этим именно и больны.

Если бы по нашему законодательству проходили выборы, например, в Великобритании, то выбор народа соответствовал бы озвученному по окончании выборов результату. А у нас правовая культура — и у чиновников, и у оппозиции, и у обычных людей — столь низка, что нам просто необходимо, чтобы наше избирательное законодательство было предельно конкретным. Чтобы ни один из субъектов не мог свернуть вправо или влево, а точно его выполнял. А что у нас? Посмотрите, как формируются избирательные комиссии, которые по закону должны на треть состоять из представителей политических партий и общественных организаций. У нас они порой целиком состоят из таких представителей. Но есть ли там в обязательном порядке представители всех участвующих в выборах политических сил? Нет. Закон не нарушен, но правильно ли он трактован?

Если власти считают, что выборы проходят справедливо и без нарушений, то ничто не мешает разрешить: пусть наблюдатели смотрят, каким образом считаются голоса, как проходит досрочное голосование, пусть ночуют вместе с этой урной для голосования! Тем более что наше законодательство позволяет ночевать на участке во время досрочного голосования — разрешает по Кодексу присутствие наблюдателя "от начала выборов и до момента подсчета голосов". И никто тогда не скажет ни о каких нарушениях.

Еврорадио: Вы не упомянули о досрочном голосовании, которое оппозиция требует отменить. Но почему у нас надо отменять то, что есть в той же Европе?

Сергей Альфер: Не во всех странах оно есть. В России от него отказались, потому что досрочное голосование приводило к большому количеству фальсификаций избирательного процесса на конкретных территориях. Там решили — если практика войдет в законное русло, можно будет его вернуть. Досрочное голосование активно используется в странах, где установились демократические нормы и где ни один из субъектов избирательного процесса не говорит, что выборы в стране проходят хоть с какими-нибудь нарушениями. В Эстонии можно голосовать через интернет, в Швеции — письмами. На выборы приходит все меньше избирателей — кандидатам и партиям надо приложить много усилий, чтобы заставить избирателей прийти проголосовать. Поэтому досрочное голосование — один из элементов увеличения количества участников голосования. У нас же пока низкая правовая культура, большой нигилизм являются практикой для большой части населения и руководящих органов. Поэтому у нас досрочное голосование надо было бы пока отменить. Это будет на пользу и участникам выборов, и власти. Когда досрочно на выборы приходит 25%, а проголосовало 50-60% избирателей, то хватает досрочного голосования, если все бюллетени будут заполнены за одного кандидата, чтобы он победил.

Эта кампания — самая незаметная парламентская избирательная кампания за все годы

Еврорадио: Какую оценку вы бы поставили сегодня выборам?

Сергей Альфер: Это первая избирательная кампания, когда я не получил ни одной листовки в свой почтовый ящик. Я специалист, и поэтому этой избирательной кампанией я интересуюсь, знаю о ней, читаю независимые сайты, сайт ЦИК, разговариваю с участниками этой кампании. Но большое число моих соседей вообще не знает, что такая кампания проходит. Особенно молодежь, которая вообще не смотрит белорусское телевидение. Это отличие кампании — большая часть кандидатов в депутаты решила не использовать встречи с избирателями, печатные средства — листовки и плакаты — для популяризации своей программы. Немногие, далеко не все, выступают по радио и телевидению, еще меньше — участвуют в теледебатах. И поэтому население практически не знает, что идет избирательная кампания. Эта кампания, на мой взгляд, самая незаметная парламентская избирательная кампания за все годы независимости Беларуси.

Еврорадио: Эта незаметность касается как кандидатов от оппозиции, так и кандидатов от власти?

Сергей Альфер: Конечно! Здесь невозможно кого-то выделить. Хотя те кандидаты от оппозиции, которые хотели пойти на телевидение, поучаствовать в дебатах, они были более активными. Кандидаты от власти использовали только выступление по радио, выступление по телевидению, и то не на все 5 минут. И печатали программы в СМИ. Всего несколько таких кандидатов участвовали в дебатах.

Еврорадио: Так можно сделать вывод, что эта кампания была провальной для оппозиции?

Сергей Альфер: Смотря какие цели были. Если говорить о цели получения депутатских мандатов, то абсолютно провальная. Если говорить о цели доведения своих взглядов до большинства избирателей Беларуси, то я тоже не назвал бы эту кампанию успешной. Хотя бы потому, что не все элементы кампании использовались. Например — печатные агитматериалы. Но полностью провальной кампанию я бы не назвал. В выборах участвовали и участвуют, свои взгляды доносят. Но это донесение касается незначительной части нашего общества. Процентов 70-80 общества не знают, о чем говорили представители оппозиции и какую мысль хотели донести.

Еврорадио: По итогам этапов регистрации и агитации какими бы вы посоветовали руководству ОБСЕ признать эти выборы? Сразу — несвободными и недемократичными, или есть варианты?

Сергей Альфер: Пока можно сказать, что избирательная кампания проходит так, как она проходила и четыре года назад. В избирательных комиссиях менее 1% оппозиции, они почти не имеют права голоса. Цензура в средствах массовой информации даже большая, чем была раньше. Отсев претендентов в кандидаты по формальным или неправовым признакам, невозможность доказать, что подписи за претендентов поставили избиратели. Даже если сами избиратели уверяют комиссию, что эти подписи — их. Но посмотрим, чем закончится досрочное и основное голосование. И если ничего не изменится, наблюдатели не будут допущены к наблюдению за подсчетом голосов, то мне кажется, что у миссии ОБСЕ не будет иного выбора, как признать, что выборы прошли несвободно и несправедливо. Как и выборы прошлые — парламентские и президентские.

Еврорадио: Каких изменений избирательного законодательства ожидать в результате кампании бойкота?

Сергей Альфер: Лазейки, которые были использованы оппозицией во время этой избирательной кампании, будут закрыты. Не будет возможности у кандидата в депутаты быть доверенным лицом другого кандидата, найдут средство противостоять бойкоту. Сделать это, кстати, могут очень просто: исключением из избирательного законодательства порога, после которого выборы считаются состоявшимися. Сегодня выборы состоявшиеся, если 50% избирателей пришли на участки и если более 50% отдали свои голоса за определенного кандидата. Уменьшат эти пороги, например, до 25%. Не будет второго тура, не будут гореть руки у избирательных комиссий, которым ставят задачу сделать все, чтобы на выборы "пришло" более 50% избирателей и выборы состоялись. Эти изменения пройдут без наступления на основные права и свободы граждан.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме