11:45 14.01.2013 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Агафонов: Выход - в гуманизации госаппарата
11 Января 2013, 19.13 | ОГП |
Сегодня Александр Лукашенко в очередной раз говорил о предстоящем сокращении госаппарата. В ближайшее время своих рабочих мест могут лишиться не менее четверти белорусских чиновников. По словам главы государства, «в госаппарате должны остаться те, кто верой и правдой служит народу и государству». При этом никаких льгот, привилегий и выплат сокращаемым не будет, зато оставшиеся будут зарабатывать больше.
Новость комментирует председатель Минской областной организации ОГП, бывший чиновник одного из райисполкомов Артем Агафонов.
- Во-первых, нужно ли это сокращение, поможет ли оно решить проблемы государства?
- Белорусский госаппарат слишком громоздкий. Сейчас это механизм с огромным количеством дублирующихся и просто избыточных элементов. При этом множество функций, которые возложены на белорусских чиновников, общество вполне способно решить без участия государства. Только за счет избавления от лишних функций и оптимизации структуры аппарат вполне можно сократить на четверть безо всяких негативных последствий. А, если опять решат провести сокращение путем простого математического уменьшения штатных расписаний – ни к чему хорошему, кроме увеличения нагрузки на одного среднестатистического чиновника и, как следствие, замедления работы госаппарата и снижения его эффективности это не приведет.
- Самый большой резонанс сегодня вызвала материальная составляющая предстоящего сокращения – повышение зарплат одним и увольнение без выплат и компенсаций других. Что можете сказать по этому поводу?
- По поводу тех, кто попадет под сокращение – фраза, конечно, громкая, но, все-таки, хотелось бы подождать деталей, конкретных документов с цифрами. Сейчас законодательством предусмотрены определенные социальные гарантии для госслужащих, попадающих под сокращение. Конечно, это не сравнить с чисто символическими пособиями по безработице, которые получают рядовые граждане, но ничего сверхъестественного там нет – достаточно умеренный по мировым меркам уровень социальной защиты для безработных для того, чтобы первое время продержаться после увольнения. По совести, государству нужно было бы установить примерно такие же социальные гарантии для остальных безработных и не заниматься лицемерием, отчитываясь о почти всеобщей занятости. Вероятно, комиссия попыталась, пользуясь случаем, пролоббировать какие-то дополнительные гарантии и Лукашенко эти предложения отверг. Если же речь действительно идет о том, чтобы четверть тех, кто эти годы служил режиму, просто выкинуть на улицу без выходного пособия – у Лукашенко все настолько печально, что он вынужден действовать в ритме «день простоять да ночь продержаться» и мнение чиновничьего сословия для него уже ничего не значит. В любом случае, тут бы я не стал торопиться с выводами, скоро все должно проясниться.
Что касается чиновничьих зарплат – они в нашей стране действительно низкие. Больше тысячи долларов получает только верхушка, а основная масса, особенно на местах, сводит концы с концами. Да и зарплата министра или губернатора, хоть и может считаться высокой с обывательской точки зрения, но для человека, отвечающего за целую отрасль или область и через которого регулярно проходят многомиллионные суммы она таковой не является. А рядовой чиновник, например, главный специалист райисполкома получает за свою работу меньше, чем грузчик в супермаркете. Такую ситуацию я не могу назвать нормальной. Все-таки, его работа требует определенного уровня образования, квалификации, ответственности, деловых и моральных качеств.
- Выходит, зарплаты чиновников нужно повышать?
- Нужно. Но это лишь малая часть проблемы, которую нужно решать комплексно. Одними сокращениями или индексациями зарплат тут ничего не добиться. Есть целый клубок проблем – потеря престижа государственной службы, кадровый голод, коррупция, нежелание способной молодежи идти в госаппарат и уход оттуда квалифицированных управленцев, излишняя бюрократизированность и безынициативность, раздутые штаты. Все это переплетено и взаимосвязано. А корень проблем – в ущербной идеологии, положенной в основу современной властной вертикали. Если идеология останется неизменной – все попытки развязать этот клубок обречены на провал.
Выстраивая свою вертикаль, Лукашенко стремился создать полностью подконтрольный механизм, который, в свою очередь, призван обеспечить ему полный контроль над обществом – сверху донизу. Во многом это ему удалось, но дорогой ценой. Самодостаточный, ответственный и квалифицированный управленец при наличии элементарного самоуважения не станет винтиком механизма, особенно за то вознаграждение, которое может предложить государство. Да и неуместен такой человек в структуре, где приоритетом является тотальный контроль и подчинение, а инициатива, как правило, наказуема. Вот и формируют госаппарат из тех, кто готов переплавиться в винтики. Разумеется, престижа государственной службы это не поднимает и эффективности работы госаппарата – тоже.
- Картина довольно мрачная. А в чем же выход?
- Выход – в гуманизации госаппарата. Вместо механизма, состоящего из взаимозаменяемых винтиков и гаечек граждане должны увидеть конкретных людей, ответственных конкретно перед ними. Лица, а не функции. Управленцев, способных самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, отстаивать свое мнение, убеждать, добиваться успеха и извлекать опыт из неудач. Именно это, а не слепое следование спущенной сверху директиве должно стать мерилом их работы, а основным арбитром должен стать гражданин и избиратель, а не вышестоящий винтик вертикали. Вот тогда работа государственного служащего станет престижной, в госаппарат потянутся амбициозные молодые люди со свежими идеями и современными взглядами и существующий клубок проблем начнет распутываться сам собой.
Разумеется, это будет непростой процесс, но, как известно, путь в тысячу ли начинается с первого шага. К сожалению, признаков того, что Александр Григорьевич готов этот шаг сделать - не наблюдается.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме