22:15 03.10.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
100 дней: Что изменилось в Таможенном союзе?
После яростных споров о принципах заключения Таможенного союза президент Лукашенко взял паузу. "Ни хорошо, ни плохо", — оценил глава Беларуси действие ТС в одном из своих недавних публичных выступлений.
Белорусскому обывателю, впрочем, было хорошо. Но - недолго.
На таможне - нормы старой формы
Таможенный союз для Павла закончился с летними варшавскими распродажами.
"Хорошо хоть телевизор и микроволновку успел привезти, дочке того-сего. Сейчас уже вернули старые правила, телек или ноутбук можно провезти только раз в году и порошок стиральный раз в месяц. Машин в очереди на въезд в Беларусь сразу стало во много раз меньше", - рассказывает телемастер из пограничного Бреста.
Полтора месяца - до середины сентября - предприимчивые белорусы пользовались благами "Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза": документ отменил прежние высокие отечественные пошлины на зарубежную бытовую и оргтехнику, стройматериалы, одежду.
Что западные мониторы, унитазы и футболки угрожают экономической безопасности страны, первым заметило министерство внутренних дел.
"Специалисты отмечают, что Беларусь уже сейчас недополучает в бюджет внушительные суммы денег в виде таможенных и налоговых отчислений из-за вовлечения в экономический оборот товаров третьих стран, незаконно ввезенных на ее территорию. Есть все основания предполагать, что возможность свободного перемещения этих товаров в рамках Таможенного союза может усугубить проблему", - сообщила в августе пресс-служба МВД Беларуси.
"Таможенная граница" на замке
И с 15 сентября бюджет страны и отечественного производителя взяли под охрану новые, а для белорусов старые правила, введенные на западных рубежах Государственным таможенным комитетом.
На сайте ведомства подробно расписано, чего и сколько можно ввозить гражданину через "таможенную границу таможенного союза".
Из документа следует, что полноправным гражданином этого таможенного союза является только тот, кто личные покупки из-за границы везет раз в три месяца или реже — именно на таких путешественников распространяется действие того самого, так понравившегося было белорусам, "Соглашения о порядке перемещения..."
Всем, кто за рубеж ездит чаще, нужно знать: на западной границе не признают товаром для личного пользования и заставят уплатить пошлину за все, что превышает установленную белорусской таможней норму.
По норме, например, если вы возвращаетесь из-за границы с регулярностью раз в неделю, новой, нераспакованной мелочевки дозволено "не более 1 единицы одного наименования, при этом не более 3 наименований товаров". Новую куртку беспошлинно пропустят через границу раз в месяц.
Во имя электората
Вывоз из Беларуси стал проблематичным для "стратегического" товара.
Госчиновники нынче таким товаром обозначили гречку, которой Россия попросила поделиться в условиях дефицита этой крупы на российском рынке. Отказ союзника комментировал даже президент Медведев на выездном заседании президиума Госсовета в Саратове.
"Наши поставщики из Беларуси, у которых есть гречка, отказываются поставлять из-за ограничений, установленных правительством Беларуси. Нам не очень понятно - какие могут быть ограничения при Таможенном союзе?"- заметил российский президент.
"Нам надо прежде всего обеспечить свою потребность", — объяснил в Беларуси заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Седин.
Гречка на любой кошелек и вкус (в том числе от российских производителей) есть нынче в каждом минском гастрономе. Дефицита не будет и цены на крупу не вырастут в ближайшие три месяца - до белорусских президентских выборов, полагают наблюдатели.
"Для идущего на четвертый срок президентства Лукашенко нынче важно, чтобы собственный электорат был сыт и доволен. Низкие ввозные пошлины на подержанные автомобили из Европы Лукашенко тоже отстоял при заключении таможенного союза только потому, что опасался настроить против себя немалую армию белорусских автоперегонщиков", — замечает кандидат экономических наук Людмила Грязнова.
Автомобильная "пробка"
До середины нынешнего лета белорусы массово гнали из Европы машины, стараясь до начала действия Таможенного союза с его высокими автопошлинами сделать свой "маленький бизнес" на перепродаже подержанных автомобилей в Россию. По данным Белстата, за полгода в страну ввезено 113 800 иномарок (за весь прошлый год 174 700 авто).
"Бизнес" удался только у тех, кто пригнал машины до 1 января 2010 года и с оборудованием экологического класса "Евро-4". Федеральная таможенная служба России 19 июля вдруг сделала послабление, разрешив россиянам для личного пользования купить в Беларуси беспошлинно именно такие автомобили.
Но более 60% ввезенных в прошлом году в Белоруссию иномарок старше 7 лет и не соответствуют предъявленным российской таможней стандартам!
Иномарками "затоварился" внутренний рынок. И дешевыми стали не только подержанные авто.
"Многие из тех, кто взял кредиты на строительство жилья, рассчитывали путем продажи ввезенных авто существенно поправить свои финансовые дела. Для многих автоперегонка была способом собрать денег на квартиру. Нынче квартиры в новостройках выкупаются медленно, цены упали, особенно на вторичном рынке жилья", - замечает экономист Леонид Заико.
Нефтяной тупик
"Самый насущный для белорусских властей вопрос - о российских пошлинах на нефть и нефтепродукты - до сих пор не решен. Таможенный союз здесь в белорусском понимании не заработал", - отмечает Ярослав Романчук, руководитель исследовательского Центра Мизеса.
Проблему взимания экспортных пошлин на поставляемые из России нефтепродукты белорусское правительство полгода пыталось решить в Экономическом суде СНГ, временно выполняющем функции Суда ЕврАзЭС. В начале сентября российская сторона заявила о желании рассмотреть спор во внесудебном порядке и вызвалась провести с белорусами дополнительные согласования.
Но белорусский минюст, представляющий интересы правительства, на днях сообщил: предложений по урегулированию вопроса из России не поступало.
"И белорусская, и российская сторона играют по своим правилам. Даже те решения, которые были согласованы и приняты всеми участниками таможенного союза, за это время получили собственные своеобразные толкования с каждой стороны", — замечает Ярослав Романчук.
"Так что на сегодняшний день таможенный союз ничего не поменял: также происходит реализация многих прежде подписанных договоров, например, таможенного союза Беларуси и России, который берет историю с 1995 года", - добавляет аналитик.
По оценкам белорусских экспертов, в торговом обороте между странами-участницами пока нет заметных признаков оживления, обусловленных именно заключением таможенного союза. А вот при разделе собранных на общей границе таможенного союза таможенных платежей и сборов аналитики предрекают скандал: белорусские 5% в условиях отсутствия иных выгод способны оказаться слишком малым утешением для радеющего за собственный интерес Лукашенко.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме