23:30 15.03.2008 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
ГРАЖДАНСКАЯ КАМПАНИЯ "БЕЛАРУСЬ - В ЕВРОПУ!" ИНИЦИИРУЕТ СЛУШАНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ СТРАНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОБСЕ (Комментарий П. ЗНАВЦА)
Гражданская кампания «Беларусь – в Европу!» инициирует
публичные слушания о выполнении страной обязательств по участию в ОБСЕ
Гражданская кампания "Беларусь — в Европу" предлагает провести в Минске публичные слушания о выполнении руководством страны обязательств по участию в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Как сообщил один из координаторов кампании правозащитник Игорь Рынкевич, такое решение было принято 14 марта в ходе совещания координаторов кампании. Он напомнил, что ранее данная инициатива называлась "Беларусь — в Совет Европы" и была создана лидерами общественных, предпринимательских, молодежных и христианских движений в ответ на 12 условий Евросоюза белорусскому правительству, выдвинутых в ноябре 2006 года.
"Мы намерены провести на площадке офиса ОБСЕ в Минске слушания с участием чиновников, высокопоставленных должностных лиц Беларуси, экспертов гражданского сообщества, а также международных представителей, прежде всего из структур ОБСЕ", — заявил И.Рынкевич. Слушания, по его словам, запланированы на апрель этого года.
Кроме того, он сообщил, что в ходе совещания координаторами кампании — общественным деятелем Вясеславом Сивчиком, правозащитником Игорем Ледником, лидером предпринимательского движения Александром Макаевым, представителем оргкомитета движения "За Свободу" Игорем Ляльковым — принято решение "анализировать выполнения белорусскими официальными лицами предложений Евросоюза и давать оценку проведенной ими работе". Также было решено расширить число координаторов: место покойной Ирины Козулиной займет Ольга Козулина. Число координаторов кампании также пополнят Павел Северинец, Николай Автухович, Дмитрий Дашкевич и несколько других общественных деятелей.
На совещании координаторами кампании был принят к сведению комментарий эксперта Павла Знавца к Заявлению МИД Беларуси в связи с введением США ограничительных экономических мер. По оценке эксперта заявление МИДа содержит «ряд безосновательных обвинений в адрес США о нарушении ими основополагающих норм международного права и, в частности, принципов ОБСЕ» (Комментарий П.Знавца ниже прилагается). В то же время была дана высокая оценка деятельности посла США в Беларуси Карен Стюарт в разрешении проблемы освобождения А.Козулина и других политзаключенных.
Решение о публичных слушаниях во многом связано с последними заявлениями белорусского МИД в связи с введением США санкций в отношении "Белнефтехима". "Мы заметили то, что официальный Минск апеллирует к ряду норм международного права, в частности к принципам ОБСЕ, — сказал И.Рынкевич. —При этом статус офиса ОБСЕ в Минске имеет урезанный мандат, обязательства государства по участию в ОБСЕ не выполняются".
По материалам БелаПАН
* * *
Комментарий
к Заявлению МИДа Беларуси
в связи с введением США дополнительных ограничительных мер
экономического характера в отношении предприятий концерна «Белнефтехим»
Заявление МИДа Республики Беларусь в связи с введением со стороны США
экономических санкций в отношении предприятий концерна "Белнефтехим" содержит ряд безосновательных обвинений в адрес Соединенных Штатов Америки о нарушении ими основополагающих норм международного права, и, в частности, принципов ОБСЕ.
Заявление белорусского внешнеполитического ведомства также содержит обвинения в адрес США в невыполнении взятых обязательств по Меморандуму 1994г., согласно которому в обмен на добровольный отказ Беларуси от обладания ядерным оружием США берут на себя обязательство уважать независимость и суверенитет Беларуси и не применять в отношении ее меры экономического принуждения. Также белорусский МИД апеллирует к руководству Великобритании и России, призывая "срочно принять меры по выполнению обязательств в рамках Меморандума" (правда, не уточняется, каких мер и в чем состоит неуважение суверенитета и независимости Республики Беларусь со стороны США).
Кроме того, МИД Беларуси требует от ОБСЕ "незамедлительных действий для эффективного выполнения данным государством (т.е. США, примеч. авт.) основополагающих принципов Организации и своих международных обязательств", ссылаясь кроме прочего, на Хельсинкский Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
1975г. И, наконец, белорусский МИД выражает "законное возмущение по причине
того, что действия США были осуществлены на фоне принятой Генеральной
Ассамблеей ООН резолюции 62\162, согласно которой "ни одно государство не
может ни применять, ни поощрять применение односторонних экономических,
политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав"(выделено авт.).
Итак, США в ответ на неоднократные нарушения со стороны белорусского руководства основополагающего и всеобъемлющего принципа и понятия, на котором создавалось и базируется ныне ОБСЕ - Человеческого измерения, ввели определенные санкции экономического характера. И конкретизировали эти меры соответствующей инструкцией Департамента казначейства под названием "Руководство по блокированию собственности определенных персон, подрывающих демократические процессы или институции в Беларуси по исполнительному ордеру 13405".
Понятие "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ" - всеобъемлющее и включает в себя не только политические, гражданские, социально-экономические и культурные права человека, но также и демократическое устройство государственной власти, соблюдение принципа
разделения властей, периодической выборности власти, гражданский(парламентский и общественный) контроль за деятельностью силовых структур государственной власти и ее спецслужб и т.д. Эти и другие основополагающие стандарты человеческого измерения государства-участники ОБСЕ, в том числе и Беларусь обязуются соблюдать, что и было зафиксировано в последующих важнейших Актах, приведших к созданию на базе периодического Совещания международной организации, именуемой ОБСЕ. Среди этих актов - Копенгагенский Акт 1991г., а также Парижская Хартия для новой Европы, участницей которой также является Республика Беларусь.
Парижская Хартия для новой Европы ввиду ее особой значимости была издана по заказу МИДа Беларуси в 1993г. тиражом в десятки тысяч экземпляров, что подчеркивало приверженность тогдашней власти в Беларуси международно-правовым принципам демократии и верховенства закона. Этот документ представляет собой свод конституционных основ и принципов деятельности государств-участников ОБСЕ. Однако об этом в Заявлении нынешней белорусской власти ни слова.
После совершения под видом референдума в 1996г. конституционного переворота в Беларуси власть полностью сконцентрировалась в руках президента. За период с ноября 1996г. по настоящее время Беларусь превратилась в полутоталитарную диктатуру, при которой насильственно были похищены и, возможно, казнены без суда и следствия лидеры политической оппозиции и журналист российского телевидения. В подозрении к причастности к совершению этих жутких преступлений находятся ряд высших должностных лиц из окружения белорусского правителя.
Кроме того, тысячи людей, включая экс-Премьер-министра, министров, депутатов разогнанного парламента прошли через тюрьмы, лишились собственности вследствие их политической или общественной деятельности. До сих пор в тюрьме по политически мотивированным решениям судов находится экс-кандидат в Президенты А.Козулин,
продолжаются репрессии и гонения за участие в незарегистрированных белорусскими властями организациях, которым сами власти Беларуси под любым предлогом отказывают в регистрации.
Это далеко не полный перечень основополагающих нарушений международно-правовых обязательств по человеческому измерению ОБСЕ, которые обязалась соблюдать Республика
Беларусь. Об этом также ни слова в заявлении МИДа, однако белорусские власти
в случае невыполнения своих требований угрожают "серьезно задуматься над
тем, каким образом нам следует в дальнейшем выстраивать отношения с данной
Организацией".
Беларусь многие официальные представители европейских структур (в том числе
ОБСЕ, Евросоюза, Совета Европы) называют последней диктатурой Европы. Узкая
группа людей, находящихся у власти при этой диктатуре, потеряв конституционную легитимность в 1996г., отождествляет себя со всем белорусским народом, белорусским государством.
Обслуживающий персонал диктатуры в лице МИДа и некоторых других структур в подобного рода заявлениях как бы не замечают очевидного, а именно, что принятие односторонних мер в данном случае, экономического характера никак не
преследует целью "подчинить своим собственным интересам осуществления другим
государством-участником прав, присущих его суверенитету". США как
придерживались, так и впредь будут следовать своим международным
обязательствам государства-участника ОБСЕ.
Более того, экономика США понесет хоть и мизерные, но потери от введения этих санкций. А вот потери для белорусской экономики могут быть довольно ощутимы, что впервые может серьезно подорвать экономические устои диктатуры. В отличие от Кубы или
Северной Кореи, Беларусь не имеет выхода к морю, находится в центре Европы в окружении демократических государств (кроме, пожалуй, восточного направления). В случае более-менее серьезного внешнего давления такая диктатура не имеет перспектив, а лишившись экономической подпитки, она просто рухнет.
Международное право предусматривает применение к государствам-изгоям мер
политического (дипломатического), экономического и военного (с санкции
Совета Безопасности ООН) характера. Содержащиеся в заключительной части заявления белорусского МИДа ссылки на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН62\162 с красноречивым названием "Права человека и односторонние принудительные меры", мягко говоря, неуместны. В данном случае с Республикой Беларусь и ее руководством речь может идти не просто о нарушении прав человека, а о совершении рядом должностных лиц преступлений против человечности, подпадающих под международную уголовную юрисдикцию.
Таким образом, подобного рода заявления, имевшие целью противопоставить
действия США и европейских государств, не только усиливают конфронтацию, они контрпродуктивны по своей сути. Чиновникам белорусского МИДа следовало бы лучше задуматься над тем, каким путем осуществить бескровный переход от диктатуры к демократии в Республике Беларусь.
ПАВЕЛ ЗНАВЕЦ,
депутатВерховного Совета Республики Беларусь13-го созыва,
бывший преподаватель международного права БГУ
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме