20:45 03.02.2008 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

КНУТОМ ИЛИ ПРЯНИКОМ? (АЛЕСЬ СТРЕЛЬЦОВ О ЗАСЕДАНИИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ В СТРАСБУРГЕ)

Член ЦК БСДП и руководитель молодежной комиссии партии Алесь Стрельцов присутствовал на заседании парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Он представлял коалицию объединенных демократических сил Минска.   Совет Европы, один из наиболее влиятельных и авторитетных международных институтов, был основан в 1949 г. с целью защиты прав человека, распространения в Европе демократии и законности. Сегодня в Совет входят 47 государств - от Португалии до России, от Норвегии до Турции и Азербайджана. В качестве наблюдателя в Совете Европы присутствуют такие страны, как США, Япония, Мексика, Канада и Ватикан. Единственным исключением остается наша страна, получившая статус специально приглашенной еще в 1992 г. Этот статус был потерян в 1997 г. в результате антиконституционных действий тогдашнего президента А.Лукашенко.
    Потеря “окна в Европу” отразилась, без преувеличения, на каждом из нас. В рамках статьи невозможно перечислить все направления взаимопомощи и сотрудничества в рамках Совета Европы, результаты которого мог бы почувствовать на себе каждый гражданин Беларуси. Приведу один пример: на граждан стран-членов Совета Европы распространяется юрисдикция Европейского суда по правам человека. Если судебная система Вашей страны не может или не хочет Вас защитить, это делает суд в Страсбурге. Несколько дней назад, 25 января была присуждена компенсация более чем в 100 тыс. долларов россиянке Ольге Масловой, которую били, насиловали и пытали током нижегородские милиционеры. Не выдержав пыток, девушка попыталась вскрыть себе вены прямо в здании РУВД.
    На родине Ольга не добилась ничего, кроме угроз в свой адрес, однако решения принятые на уровне Страсбургского суда, а каждый год их принимается порядка ста, Россия выполняет пунктуально. Но главное, что из каждого случая нарушения прав человека государство обязано сделать соответствующие выводы, в том числе системные - провести необходимые реформы и преобразования для исправления ситуации. Невхождение Беларуси в Совет Европы, и отсутствие Страсбургской “вышестоящей инстанции” во многом определяет тот правовой беспредел, который творится сегодня в наших судах.
    Таким образом, отвергнув Европейский путь, режим более десяти лет практически безнаказанно уничтожает любые ростки свободы и демократии. Однако, несмотря на “изгнания послов”, проведение псевдо-выборов, искоренение в стране всех демократических проявлений и политические репрессии Совет Европы последовательно проводил в отношении Беларуси достаточно спокойную и миролюбивую политику.
    Сегодня давление на островки свободного общества усиливается с каждым днем. Положение с демократией, правосудием, свободой слова внутри Беларуси неуклонно ухудшается. Да и экономические потери от отсутствия полноценных экономических связей, значительных транзитных рисков, политической неустойчивости составляют миллиарды долларов в год для обеих сторон.
    В этой ситуации Совет Европы очевидно чувствует необходимость активизации политики в отношении Беларуси. Однако, к чему перейти от мягких увещеваний – к кнуту или прянику? Для решения этого вопроса на заседание парламентской ассамблеи совета Европы была приглашена весьма представительная делегация: 7 представителей белорусских НГО из Беларуси и 2 зарубежных, 2 политических докладчика от демократических сил, председатели комиссий по законодательству обеих “палаток”, представители МИД… Беларуси были посвящена значительная часть программы дня и официальных мероприятий ПАСЕ. Беспрецедентный уровень присутствия для страны, не входящей в Совет Европы вызывал удивление у многих парламентариев.
    К сожалению, удивление и разочарование вызвало и выступление официальной делегации. Оказалось, что вина за отчуждение Беларуси лежит на Европейских структурах, а красивые фразы о желании сотрудничества и необходимости исправления ошибок не были подкреплены ни единым конкретным предложением. Вообще, от всей речи веяло безошибочно узнаваемой “сталинской” терминологией и построением фраз. Напоследок было еще раз гордо заявлено, что “политических узников у нас нет”.
    Казалось бы – ну и слава богу, есть два-три хулигана, на которых почему-то свет клином сошелся. Так ради многомиллиардного сотрудничества, ради налаживания отношений с несколькими десятками передовых стран почему бы и не выпустить? Для такого дела можно вообще всем хулиганам амнистию объявить, долго ли? Александр Козулин, например, уже и отсидел порядочно. Тут за правоохранительной системой и должок числится, еще со времен “дела о расхищении золота”. Человек был несправедливо обвинен, в т.ч. по телевидению, потерял работу, затем сфабрикованное обвинение рассыпалось в прах, никто даже не извинился. Зачем становиться в позу из-за копеечной 15-сантиметровой стекляшки?
    Это было бы разумное решение, соответствующее национальным интересам Беларуси. Однако, развить эту тему не удалось, так как после выступления на политическом комитете ПАСЕ официальная делегация где-то “растворилась” и не шла ни на малейшие контакты.
    Свой взгляд на “белорусскую проблему” высказал и спец. докладчик ПАСЕ Андреа Ригони. Соглашаясь с предыдущими докладчиками относительно нарушения в Беларуси большинства основных прав и свобод, он предложил начать с властями очередной диалог, ввести особый статус участия в Совете Европы специально для Беларуси и пр.
    В общем, более активное предложение сотрудничества с Беларусью, в том числе с демократическими силами, обществом, специалистами разных областей, в т.ч. и государственными менеджерами и чиновниками “среднего” уровня, не запятнанными участием в антиконституционных действиях и репрессиях при соблюдении нескольких четко обозначенных условий (открытие доступа к политзаключенным и их последующее освобождение, открытие информационных отделов европейских институтов в Беларуси, отмена смертной казни) было осторожно поддержано большей частью белорусской делегации.
    Однако, надо отметить и то, что доклад г-на Ригони не оставил впечатления целиком продуманного документа, с четким видением перспективы и вероятности достижения поставленных целей, необходимой последовательности шагов и необходимых для этого условий. Статистика в докладе почему-то используется за 2003-2004 годы, хотя в открытом официальном доступе имелись цифры 2006 и 2007 годов. Почему-то “парадоксальна” необходимость поездок и развития связей с Европой для белорусской молодежи. Дважды в тексте звучит тезис о неспособности белорусов понять предложения Евросоюза, а движение Милинкевича, оказывается, называется “За Беларусь!” Курьезы, но все же они показывают, что необходимые Беларуси изменения заслуживают более внимательного подхода.
    Несомненно, необходимо продолжать и углублять работу по возможному движению Беларуси в сторону Европейского выбора и демократии, на основе усилий как европейских институтов, так и белорусского общества, НГО, партий, не исключая из этого процесса и разумных людей во власти.Самое важное, чтобы режим не извлек из этого выгоды, а расплачиваться за “пустой диалог” не пришлось лучшим людям Беларуси, находящимся сегодня за решеткой.



Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме