13:46 27.11.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Если вам говорят, что дело вовсе не в деньгах, значит, речь идет о чужих деньгах (Билл Клинтон).
Рассматривая политическую ситуацию в РБ в формате геополитики, а также идеологического и политического конфликта внутри белорусского политического класса, неискушенный исследователь легко поддается очарованию бурного политического процесса, борьбы за власть, маневров правящей группировки, парадоксальности выводов вязкой, как болото, белорусской социологии, неуклонному, словно по классическому учебнику политологии, перерождению власти в авторитарный режим, оценок внешнего влияния на политическую ситуацию в стране.
Эта увлеченность будет ошибкой, так как политического сюжета в Беларуси нет. Это не политический ребус, который нам приходится решать, раскладывая политический пасьянс на политическом поле США, Франции, Германии, России, Индии или Пакистана. Реальный политический сценарий возможен только в странах, имеющих самодостаточную экономику, обладающих реальной независимостью.
Беларусь – это исключительно финансово-ресурсный сюжет. Скудность ресурсной базы заставляет победившую политическую группировку жестко контролировать немногочисленные источники финансирования. Проигравшие уничтожаются или вытесняются из страны, оставшиеся вынуждены искать финансирование за рубежом. Политический рынок монополизируется, замыкается. Постепенно изолируется экономическая модель, ее эффективность падает, и она все больше нуждается во внешней поддержке в виде льгот, дотаций и преференций.
В итоге, начинается гниение самой сути государства, которое невозможно прикрыть изощренной националистической пропагандой. Такой северокорейский путь избежало большинство малых европейских стран, получив в рамках ЕС доступ к огромному и одному из самых богатых рынков планеты, включая свои элиты в быстро складывающийся европейский политический класс.
Одно из основных условий существования современного белорусского государства – доступ к максимально дешевым энергоносителям. Нефтепродукты, а зачастую и сырая нефть, устойчиво занимают первое место в экспорте страны. Калийная соль – второе, черные металлы – третье. И только на четвертом месте продукция транспортного машиностроения, для которой большая часть комплектующих ввозится. Согласно официальной статистике, за январь – сентябрь 2007 года экспортировано в дальнее зарубежье товаров на 9.42 млрд. США, из которых топливо (нефть, нефтепродукты и т.д.) – 5.467 млрд. USD, удобрений – 1.177 млрд. Долларов США. В итоге, минеральные продукты составили 70% всего экспорта РБ.
Беларусь - сырьевое государство. Между прочим, учитывая, что до последнего момента, белорусское руководство не отказывало себе в перепродаже сырой российской нефти, полученной на союзной основе, то Беларусь более «сырьевая» страна, чем Россия.
Вторым экономическим условием для сохранения белорусского государства является неограниченный доступ на российский рынок. Благодаря экспорту белорусской продукции, большая часть которой невысокого качества и потребительских свойств 80-х и начала 90-х годов, белорусское руководство решает важные социальные задачи – обеспечивает занятость населения, держит под контролем крупные белорусские предприятия – потенциальные источники политико-социального недовольства.
Однако, учитывая, что российский рынок уже сейчас насыщен не только продукцией мировых производителей, но и бурно развивающейся российской промышленности, в последние годы усилия белорусских властей сконцентрированы на сохранение позиций белорусских производителей в квазирыночном секторе – государственных закупочных системах, чрезвычайно развитых в Российской Федерации, имеющей миллионную армию и огромные практически незаселенные территории на севере и Дальнем Востоке. Следом идут попытки закрепиться на региональных рынках при помощи губернаторов и денег краев и областей России. В общем, используется номенклатурный и достаточно сомнительный, внерыночный путь торговой экспансии на российский прилавок.
Попутно, с ростом торговой экспансии российских корпораций, как на рынки постсоветского пространства, так и на белорусский рынок, Минск применил целый комплекс мер по закрытию собственного рынка от конкурентов с востока. Относительная блокада российского товарного экспорта в РБ сохраняется до настоящего времени.
Сохранив советскую экономическую систему, включая монопольное влияние государственного сектора в экономике и жесткую административную систему управления, Беларусь не в силах сразу перейти к импорту нефти и природного газа по мировым ценам. Забегая вперед, необходимо отметить, что учитывая политические установки и политическую практику, присущие белорусскому руководству, имеются серьезные сомнения, что и к 2011 году – рубежу, после которого согласно российско – белорусских Соглашений, подписанных в декабре – январе 2007 года (по газу – 31 декабря 2006 г., по нефти – 7 января 2007 г.) поставка энергоносителей в РБ будет осуществляться по мировым ценам, белорусская экономика будет подготовлена к работе в подлинно рыночных условиях. Данное обстоятельство является реальной внутренней угрозой независимости и суверенитету Беларуси.
Надежды на то, что белорусские власти, неожиданно откажутся от старой, постсоветской экономической политики и приступят к рыночным реформам, безосновательны, так как контроль над экономикой является основой для сохранения власти политической группировкой А. Лукашенко. Кроме того, готовность к реформам является не одномоментным процессом, а требует не только интеллектуальную «критическую массу» правящей элиты, но и готовность белорусского общества к реформам. Между тем, второе десятилетие белорусская пропаганда, система высшего и даже среднего образования, гуманитарная и экономическая наука целенаправленно настраивает население в консервативном духе, воспитывает белорусский политический класс в неприятии рыночных и демократических реформ.
Постепенное развитие российско-белорусских отношений во второй половине 90-х годов прошлого века является историей по постепенному наращиванию дотационной составляющей в торговых отношениях между странами – партнерами по созданию Союзного Государства. Фактически, российско-белорусская экономическая интеграция выродилась в систему прямых и косвенных дотаций со стороны России. Этот момент является принципиальным для понятия всей сложности и одновременно безысходности политической ситуации в Республике Беларусь.
Два белорусских нефтеперегонных завода, один соляной рудник, три завода, включая металлургический, два газопровода и два нефтепровода, две автострады и одна железная дорога – это вся Белоруссия. Не густо, по российским масштабам – средняя российская область. К примеру, Новосибирская, с тем учетом, что в Новосибирске номинальная заработная плата выше белорусской в 1,4 раза (более 500 долларов США).
Сформировавшийся еще в 90-е годы белорусский нефтяной оффшор является немаловажной составной частью общего европейского рынка энергоносителей. Даже с учетом того, что солидная часть сырой нефти поставляется на белорусские НПЗ так называемыми «давальцами» - российскими компаниями, рассчитывающимися за процессинг частью поставки и вывозящими нефтепродукты на европейский рынок, белорусский экспорт нефтепродуктов вполне конкурентоспособен и, что принципиально важен, относительно недорог.
В данном случае речь не идет о демпинге, но некую скидку на то, что европейскому бизнесу приходится иметь дело с режимом, имеющим крайне сомнительную репутацию, Минску все равно приходится делать. Это то, что условно можно назвать «хаммеризация». Во времена Советского Союза далеко не все западные компании могли пойти на риск потери репутации, работая с Москвой. С целью закрепления выгодных партнеров и обеспечения притока столь необходимой валюты, советские власти сознательно создавали особо выгодные условия для западного бизнеса. Иногда таким благоприятным режимом пользовались целые страны (Финляндия).
Торговать с репрессивными режимами всегда сверхприбыльно, но не очень прилично. Однако, в условиях жесткого энергокризиса, не покидающего западный мир, а цены за 100 долларов США за баррель сырой нефти иначе, как кризис с энергоносителями характеризовать невозможно, взгляды на «последнего диктатора Европы» начинают трансформироваться. Для этого есть прецеденты. Действительно, более десятилетнее заключение в Ливии приговоренных к смертной казни болгарских медсестер не мешало Европе активно сотрудничать с режимом Каддафи, и в итоге, даже пообещать ему строительство АЭС (визит президента Франции Н. Саркози в Триполи, 2007 г.).
В создавшихся на европейском энергетическом рынке условиях любой источник энергоносителей бесценен. Учитывая, что белорусский бензин, как правило, по оценкам различных экспертов (очень приблизительно), в среднем дешевле в Восточной Европе на 5 – 8%, чем литовский и гданьский, то суммы, складывающиеся в итоге от столь прибыльной торговли весьма существенны. Даже по примерным подсчетам, с учетом того, что поставки идут по массе контрактам, все равно разница достигает миллиарда долларов в год. За такие деньги можно многое простить А. Лукашенко.
Миллиард долларов в виде сверхприбыли, получаемых западными компаниями, является лучшей гарантией сохранения власти у А. Лукашенко. Иллюзии в данном случае неуместны: в случае прихода к власти белорусской оппозиции, эти сверхприбыли достанутся российским экспортерам в ЕС (цены выровняются). Так что власть оппозиции не светит…
В итоге постепенно сложилась весьма политически противоречивая, но экономически стройная система. Ее смысл проще понять на параллельном процессе. К примеру, белорусское руководство более года добивалось от правительства Ирана политически мотивированные льготы при допуске к нефтедобыче на иранской территории. Педалировались исключительно эмоционально-политические лозунги и геополитические авансы, включая использование Беларуси в качестве плацдарма для экономической экспансии на российский рынок… В итоге, в нерыночном формате, без тендеров и в нарушение весьма строгих в данном случае иранских закона, в порядке исключения Минск получил участок для нефтеразработки вблизи иракской границы, правда, при этом тщательно заминированный… Однако, получив столь тепличный, фактически дотационный режим, белорусская сторона мгновенно проявила вполне рыночную прыть, попытавшись, между прочим, в нарушение все тех же иранских законов, перепродать российско-вьетнамской нефтедобывающей компании права на иранский нефтяной промысел.
Нечто подобное было создано и в Беларуси. Используя союзнический статус и комплекс союзных отношений, а также определенный снисходительный подход российского руководства к белорусским властям, Минск сформировал на своей территории полноценный нефтяной оффшор. В отдельные периоды его бурного функционирования, белорусская сторона имела на каждой тонне российской сырой нефти почти 200 долларов США. После переработки, а зачастую и в сыром виде, нефть и нефтепродукты уходили в ЕС – Великобританию, Голландию, Германию, Польшу. В Белоруссию валюта поступает только с Запада. Именно ЕС обеспечивает финансами режим А. Лукашенко.
Оффшор – дело политическое. Его существование необходимо политически оправдывать, так как в ином варианте руководству России придется объясняться с налогоплательщиками в отношении прямых и косвенных дотаций, получаемых Белоруссией. Стоит напомнить, что в 2006 году уровень таких дотаций, прежде всего в ресурсном формате, достиг более 8 млрд. Долларов США. Сделав из страны форпост борьбы против Запада, НАТО и т.д., режим А. Лукашенко обосновал дотационный режим в отношении Белоруссии в «фронтовом формате» - в сознании части российского политического класса была имплантирована идея, что данные дотации сродни материальной помощи республиканской Испании 30-х годов, воюющей на передовом рубеже с фашизмом. В итоге, белорусское руководство оказалось в наибольшей степени заинтересовано в максимально скандальном характере своих взаимоотношений с Европой и США, так как, исполняя роль «передового борца», «дозорного» на «рубежах Союзного Государства», представляя себя одновременно «заложниками» противостояния между Западом и Россией, а также «страдающей» за свою приверженность к «союзу» с РФ, белорусская сторона могла настаивать на сохранении привилегированного доступа к российской нефти.
Иной цели и не было, включая декларируемую борьбы за «единство братских народов», что прекрасно продемонстрировали не только незатухающие в белорусских СМИ антироссийские информационные войны, но и деятельность РБ на мировой арене, отношение к российскому бизнесу, включая транзиту, а также к гражданам России на территории Белоруссии и т.д.
Экономическая заинтересованность в постоянном скандале с Европой столь очевидна, что периодически Минск сам их порождает, то сажая, то выпуская политических заключенных, а также то разрешая, то запрещая марши и демонстрации оппозиции и т.д. Зачастую, А. Лукашенко пытается использовать как Запад, так и Восток, дирижируя ими словно двумя оркестрами одновременно. В частности, так и произошло при проведении Европейского марша (октябрь 2007 года). С одной стороны, марш был разрешен (реверанс в сторону ЕС), и даже не стали разгонять его участников (уже намек в сторону Брюсселя). С другой стороны, сам факт проведения марша в Минске должен был насторожить Москву (Минск склоняется к диалогу с Западом). Фактически марш был нужен, прежде всего, в качестве инструмента давления не на А. Лукашенко, а именно на российское руководство. И в этом были заинтересованы, как ЕС, так и Минск. Негласно и не договариваясь, Европа и белорусские власти фактически в тесном союзе шантажировали Россию, которая должна из политической целесообразности сохранить белорусский оффшор.
Действительно, стоит обратить внимание – Европа не выступает против полного разрушения Союзного Государства. Наоборот, автор этих строк сам не раз слышал от американцев и европейцев, что они не против сохранения дотационного характера связей между Москвой и Минском. Конечно, в данном случае Запад помнит опыт Украины, чье руководство, резко политизировав отношения с Россией, получило несколько энергетических конфликтов, а затем и газовую войну 2006 года. Однако оказать финансовую помощь Киеву, как своему объявленному партнеру, ЕС не решился. Для примера, обратимся к интервью профессора Германского института экономических исследований Корнелии Кемпферт (Время новостей, Энергия Европы, 14.11.07): «Президент Путин на прошедшем в Португалии саммите России – ЕС предложил Евросоюзу самому помочь этим странам, в частности Украине, материально, коль скоро они не могут или либо не желают платить по рыночным ценам за импорт энергоносителей. Как воспринят такой совет в Европе? – Над этим можно было бы подумать. Если экономика Украины на данном этапе не в состоянии полностью справиться с рыночными ценами на газ, то следует подумать, как поддержать ее в этой ситуации. В данном случае мне представляется более разумным не прямые финансовые вливания, а переоценка всей составляющей стратегии ее обеспечения энергией. Вопрос заключается в том, как Украина смогла бы стать более независимой от поставок газа, как она сама себя смогла бы снабжать энергией – путем развития перспективных форм энергии будущего? Важную роль в этом должно сыграть энергосбережение и возобновляемые источники энергии». В общем, денег не дадут, а вместо денег Европа даст советы… покупать у нее ветряки и иные генераторы «энергии будущего». А пока «энергия будущего» не пролилась на Украину дождем дешевого бензина и газа, украинский политический класс просто стонет в предчувствии новой российско-украинской газовой войны. ЕС в свое время немало сделал, чтобы стравить Киев с Москвой, привязать Украину к себе, а сейчас в очередной раз будет наблюдать со стороны за утряской новых тарифов на газ, которыми, судя по всему, будет заниматься политический глава клана рейдеров Юлия Тимошенко.
Украинская ситуация зеркальна с белорусской. Но если у Украины все-таки есть некоторые собственные энергоносители, в частности, домашние хозяйства в этой стране обеспечиваются украинским газом, то у Белоруссии вообще ничего нет, кроме 1,2 – 1,6 млн. Тонн собственной нефти в год. Так что брать на свое содержание Минск Европа не стремится. Все-таки, Белоруссия для Восточной Европы средняя страна и не идет ни в какое сравнение со странами Балтии вместе взятыми. Тут символическими суммами не обойдешься. Так что задача состоит в том, чтобы всеми силами сохранить белорусский нефтяной оффшор. Ради этой цели, объединяющей А. Лукашенко и ЕС вместе с США, стороны будут обмениваться колкими заявлениями, составлять некие списки невъездных, объявлять Акты защиты демократии, вводить санкции на пустые счета белорусских мелких зарубежных контор - представительств, весь персонал которых состоит из пары сотрудников с узнаваемыми в РБ фамилиями и уборщицы - афроамериканки.
И постоянно оглядываться на Москву… Заметила ли? Одновременно, Минск будет «страдать» от западных «двойных стандартов» и взывать к российскому руководству, требуя защиты от «давления Запада» и побольше нефти, нефти, а также газа и т.д. Нефть в оффшор, на переработку и по выгодной цене тому же Западу. И так по кругу…
Но ведь как-то бороться за белорусскую демократию надо. Между тем, у борьбы за демократию в Беларуси масса сторонников, включая и А.Лукашенко. Дело в том, что в развитых демократиях власти, как правило, сами оплачивают собственную оппозицию, исходя из двух принципов: рано или поздно оппозиция приходит к власти и нынешние министры сами окажутся в оппозиции; если власть не будет оплачивать оппозицию, то ее будет оплачивать внешние силы. Второй момент, учитывая, что А. Лукашенко не покинет пост президента до своей кончины, принципиален. Белорусский президент сознательно поставил оппозицию на внешнее довольствие, рассуждая вполне здраво – и так Беларусь в торговых отношениях с Западом обеспечивает ЕС немалые скидки. Так что Запад «не обеднеет», подкармливая оппозицию из белорусских же денег (справедливости ради, российских), которая исполняет важную политическую роль – воюет с Москвой на белорусской территории («натовский десант»), чем косвенно способствует созданию непреодолимых условий для создания единого Союзного Государства («Вы здесь найдете вторую Чечню» А. Лукашенко), а А. Лукашенко второе десятилетие данный «десант» усмиряет.
В итоге, круг замыкается второй раз, но уже не на ресурсном уровне, а политическом: за российские же деньги, полученные в качестве косвенных дотаций и привилегий стимулируется борьба белорусской оппозиции за белорусский суверенитет, которому «угрожает» Россия. Составной частью данного «круга» является Запад. Все кампании о языке, русификации, заговоре Кремля против суверенитета Белоруссии, разжигание ненависти к Востоку как на сайтах оппозиции, так и в белорусской государственной печати являются составными и неотъемлемыми частями данной замкнутой системы, призванные оправдать главную цель - получение РБ дешевых энергоносителей.
Отсюда и столь яростная реакция Запада на все попытки Москвы как-то упорядочить как газовые, так и нефтяные дела с Белоруссией. Стоит только напомнить истерику в Германии и Англии в январе 2007 года, когда был остановлен нефтепровод «Дружба». ЕС грудью встал за белорусский нефтяной оффшор, а фактически за А. Лукашенко, столько лет обеспечивающего данный оффшор дешевой российской нефтью. Отсюда и тема диалога белорусских властей, как с Западом, так и с собственной оппозицией, возникшая с осени 2006 года, т.е. С момента, когда стало ясно, что Россия подходит к принятию в отношении белорусского оффшора принципиальных и неотвратимых экономических решений.
Автор этих строк лично наблюдал реакцию представителей СЕ и ПАСЕ (29 июня) на доклад, в котором указывалось, что Москва не пойдет на уступки Минску и республика будет жить по правилам суверенитета: «Суверенитет означает мировые цены». Тут же поднялся вице-президент ПАСЕ Андреа Ригони и заявил, что он немедленно отправится в Минск для организации диалога с А. Лукашенко. Через несколько недель он так и сделал.
Диалоговая тематика, столь популярная в белорусской оппозиции, является непосредственной реакцией Запада на угрозу потери нефтяного оффшора. Она предоставляет А. Лукашенко идеальный инструмент давления на Кремль, своеобразную эстафетную палочку, передаваемую лидеру КПРФ Г.Зюганову – нынешнему главе пролукашенковского лобби на российском политическом поле. Мозаика складывается в стиле «Страшного суда» - в итоге, российские коммунисты активно лоббируют в Москве интересы западных энергокомпаний в ущерб российским. КПРФ - реальная «пятая колонна» в российском политическом спектре.
Роль белорусской оппозиции в этом европейско – белорусско – российском политико-энергетическом узле трагична. Она должна демонстрировать чистоту помыслов Запада, стремящегося к демократизации Белоруссии. Из почти миллиарда долларов сверхприбыли, получаемой от торговли с режимом А. Лукашенко, Запад периодически отпускает белорусской оппозиции 0,1 -0,3%. При условии, что большая часть этих денег остается в странах – спонсорах на счетах фондов и многочисленных учебных центров, где уже второе десятилетие активистов белорусской оппозиции активно пытаются обучать, не учитывая, что сейчас в Европе трудно найти более опытных политических активистов, способных составить конкуренцию «бойцам», которыми располагают политические оппоненты А. Лукашенко.
За западные деньги белорусская оппозиция должна бороться за демократию, а фактически обеспечивать политическое прикрытие всех устраиваемой «кормушки» около ручейка российской дотированной нефти. За эти сверхприбыли западных корпораций, английских , голландских и польских фирм, литовских и латвийских портовых и железнодорожных компаний, активисты должны садиться в тюрьмы, терять здоровье, работу, возможность получить образование, оказываться в эмиграции, изгнании и т.д. При этом активисты оппозиции продолжают удивляться тому, что оппозиция не просто не в силах победить, но даже добиться некой локальной, даже малозначимой победы, не понимая, что никто этого оппозиции не позволит. Действительно, а если оппозиция вдруг поднатужится и нечаянно свалит режим А. Лукашенко? Это сколько ж погибнет выгодных схем, «подвиснет» кредитов и обрушится с таким «трудом» созданных состояний. Ведь ни для кого не является секретом, что зачастую счета белорусских фирм, занимающихся сбытом белорусских нефтепродуктов и их западных партнеров, обслуживаются в одних и тех же банках. Проще говоря, деньги не покидают даже банковские стены.
Победа оппозиции мгновенно ликвидирует белорусский нефтяной оффшор. То есть лучшего союзника для Москвы в лице белорусской оппозиции и желать не надо. Но спонсоры не готовят оппозицию к войне с А. Лукашенко, они ее натравливают на Москву. В реальности, в пропагандистских материалах белорусской оппозиции (прежде всего, на сайтах, так как оппозиционная печать в Белоруссии ограничена и находится в полуподпольном состоянии) более 60% материалов направлены против России, но при этом во всех программных материалах, прописанных стратегиях и тактиках ставится задача воспользоваться осложнениями, существующими между Минском и Москвой.
В итоге, мы сталкиваемся с политическим спектаклем - в белорусской столице организовываются некие европейские марши, на которые организаторы загоняют активистами чуть не небесными карами, но при этом всем как-то стыдно признаться, что кроме пустых реверансов в стиле профессора К. Кемпферт («Мы вас видим в едином европейском пространстве) у них на руках ничего нет. Нет ни твердого обещания Брюсселя взять Беларусь в ЕС, ни графика вхождения РБ в объединенную Европу (этапы), куда страна должна попасть при исполнении тех или иных условий, фабулы диалога по вхождению в ЕС и т.д. То есть нет самой темы, ничего нет… Есть очередной политический миф, который оплачен…. Но и это всех устраивает, так как за годы существования режима А. Лукашенко все оказались пристроены – Россия платит нефтью и газом за единственного «союзника», «грудью» стоящего против НАТО, при этом НАТО радостно перекупает дешевые российские нефть и иногда даже газ у «диктатора», а оппозиция яростно трудится на сохранение данного выгодного «выдаивания» сверхприбылей.
Безусловно, сломать столь выгодный бизнес может только Москва. Что она и делает с рассрочкой на три – четыре года. Вот когда Запад после 2011 года лишится белорусского дешевого бензина, изменится его отношение как к режиму А. Лукашенко, так и к белорусской оппозиции. И тогда Белоруссия превратиться в европейскую Бирму, до которой никому нет никакого дела. Интересно, кого тогда обвинят в создавшейся ситуации?
, Москва, 25.11.2007
(Данный материал является частью более обширного доклада, подготовленного для "Клуба мировой политической экономики" (Москва)
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме