01:00 21.11.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ВЛАДИМИР РОВДО: ПОЧЕМУ “БЕЛОЙ РУСИ” ТАК ТРУДНО СТАТЬ “ПАРТИЕЙ ВЛАСТИ” В БЕЛАРУСИ

    В настоящее время и власть и оппозиция проводят мероприятия, приуроченные к будущим выборам в Палату представителей. Но по какой избирательной системе они пройдут? Предположение о том, что некие влиятельные политические силы в Беларуси выступают за отмену действующей мажоритарной системы простого большинства, было высказано лидером Либерально-демократической партии Сергеем Гайдукевичем. 21 сентября он заявил, что не исключает возможности проведения очередных выборов в белорусский парламент на пропорционально-мажоритарной основе.
    “При сочетании определенных внешних и внутренних факторов это возможно”. По мнению Гайдукевича, в проведении таких выборов заинтересованы Коммунистическая партия Белоруссии, Аграрная партия, которые теперь представлены в белорусском парламенте. “В Беларуси могут появиться и другие достаточно мощные политические партии,” – уточнил свою точку зрения глава ЛДПБ в интервью корреспонденту БелаПАН.
    Однако в этом вопросе мнение белорусского пропрезидентского политика разошлось с официальной точкой зрения, выраженной все той же госпожой Ермошиной. Как заявила председатель ЦИК: “я отношусь к пропорциональной избирательной системе отрицательно, так как, на мой взгляд, она ущемляет избирательные права граждан. В тех регионах, где партии слабо распространены, привязка избирателя к партийным спискам, возможность его выдвижения в качестве кандидата, только если он является членом партии, ущемляет его избирательное право”. Ермошина убеждена также, что при такой избирательной системе, большинство граждан Беларуси лишились бы права быть избранными в парламент, так как являются беспартийными.
    По мнению заместителя председателя Палаты представителей Сергея Заболотца, “для десятимиллионной страны мажоритарная система больше подходит. При ней депутат напрямую подотчетен избирателям, а при пропорциональной системе он будет отстаивать интересы своей партии. Сегодняшняя избирательная система удовлетворяет как избирателя, так и структуры власти.
    Но наиболее откровенно о причинах, которые останавливают белорусских парламентариев от давно назревшего реформирования избирательного законодательства, заявил секретарь ЦИК Николай Лозовик: “во введении пропорциональной системы больше всего заинтересованы оппозиционные партии. Так как места в парламенте при такой системе распределяются пропорционально полученным голосам. Это значит для того, чтобы попасть в парламент, оппозиционной партии необходимо преодолеть какой-то избирательный барьер. У разных стран он составляет 3-7%. Таким образом, если сегодня оппозиционная партия не имеет широкой поддержки населения, но за нее проголосуют 8-9% избирателей, то партия может претендовать на какое-то количество мест в парламенте,” – пояснил свою мысль Лозовик.
    На мой взгляд, внесение изменений в законодательство и переход к смешанной избирательной системе крайне не выгоден нынешнему режиму и еще по одной причине, не указанной секретарем ЦИК: пришлось бы ломать хорошо отработанную систему определения результатов голосования еще до выборов, в которой белорусские чиновники достигли виртуозного мастерства, умудряясь подгонять под пожелания президента процент женщин и мужчин парламента, соотношение между опытными депутатами и вновь избранными и т.п. Конечно, никакая оппозиция в Палате представителей такой власти не нужна.
    Лозовик также заявил, что ничего не слышал о возможности перевода избирательной системы при проведении парламентских выборов на пропорционально-мажоритарную основу. “Право изменить избирательную систему принадлежит законодателям, т.е. Парламенту. Возможно, у господина Гайдукевича есть какая-то информация. Но пока Центризбирком о каких-нибудь инициативах по изменению избирательной системы и о каких-то действиях ничего не знает…Господин Гайдукевич может внести подобную инициативу. Для этого необходимо разработать изменения и дополнения в Избирательный кодекс, или принять новый Избирательный кодекс. Затем необходимо провести экспертизу, внести проект на рассмотрение палаты, утвердить в Совете республики и отдать на подпись президенту…Если все готово, то на протяжении осенне-весенней сессии все можно сделать”, – считает секретарь ЦИК.
    За дискуссией между лидером ЛДП и представителями ЦИК скрывается и еще один важный факт. 2 июля 2007 г. В Минске состоялось собрание инициативной группы по созданию республиканского общественного объединения “Белая Русь”. Оно прошло под председательством заместителя главы комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Виктора Гуминского. В нем приняли участие около 40 человек. В инициативную группу вошли председатель правления Национального банка Петр Прокопович, председатель Мингорисполкома Михаил Павлов, спортсмены Иван Тихон, Наталья Цилинская и Юлия Нестеренко, певица Ирина Дорофеева, председатель постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета республики Николай Чергинец.
    В собрании принимали участие также представители гродненского общественного объединения с аналогичным названием, которые создали свою организацию еще в 2004 г. Они поделились опытом деятельности по распространению президентских идей в массы и помощи местной вертикали в реализации инициатив Лукашенко.
    В обращении инициативной группы, принятом 2 июля 2007 г., отмечалось: “Сознавая историческую ответственность за дальнейшую судьбу нашего народа и независимого суверенного белорусского государства, поддерживая государственную политику народного президента А. Г. Лукашенко, направленную на повышение эффективности экономики, развитие социальной сферы, науки и культуры, мы, представители всех регионов и различных социальных групп, обращаемся к гражданам Беларуси с предложением объединить усилия для дальнейшего укрепления и процветания Беларуси и создать общественное добровольное самоуправляемое республиканское объединение “Белая Русь”.
    Виктор Гуминский заявил о стремлении нового движения к участию в парламентских выборах осенью 2008 г. “Участие в выборах – важная политическая задача. Не принимать участия в них будет неправильно. Думаю, такая работа будет проводиться”. Не исключил он и возможности преобразования в политическую партию. Для организации, которая бы поддерживала политику властей, выбрана форма общественного объединения, но нельзя исключать и того, что со временем на основе “Белой Руси” будет создана политическая партия. В. Гуминский вспомнил опыт России, где “Единая Россия” тоже создавалась как общественное движение. Однако на определенном этапе движение выполнило свои задачи, возникла необходимость его преобразования в политическую партию…На сегодняшнем этапе создается стройная организационная система с управлением сверху донизу на принципах демократизма и свободного волеизъявления в рамках устава…”
    “Белая Русь” объединяет единомышленников, которые хотят строить сильное процветающее государство”, -- подчеркнул В. Гуминский. “Сейчас есть вертикаль власти, и все мероприятия идут по этой вертикали. Однако Всебелорусское народное собрание (2006 г.) определило задачи для всего народа. Поэтому должно быть движение снизу, чтобы подставить вертикали плечо. Объединение станет мобилизующим звеном, которое поможет вертикали решать какую-то задачу наилучшим способом. Внизу намного виднее, как это сделать, чем сидя в кабинетах”.
    Новая чиновничья инициатива поначалу была тепло встречана во многих парламентских кабинетах и в Центризбиркоме. Как заявила в интервью БелаПАН 6 июля Лидия Ермошина, ““Белая Русь” сыграет значительную роль во время проведения парламентских выборов-2008. В объединение уже сейчас включены и будут работать люди видные как в стране, так и в регионах. Любая авторитетная личность, которая занимает еще и заметный пост в государстве и обществе, естественно, влияет на политические процессы, в том числе и на выборы”. Кроме того, по мнению председателя ЦИК, члены “Белой Руси” могут поддерживать своего кандидата и войти в состав его инициативной группы, как это делают представители Белорусского республиканского союза молодежи или профсоюзов.
    В середине лета по всей стране бурными темпами шел процесс создания первичных организаций “Белой Руси”, чтобы обеспечить ей получение желаемого республиканского статуса. На сентябрь – октябрь 2007 г. Было намечено проведение учредительного собрания нового общественного объединения.
    Все это спровоцировало целый поток догадок и предположений белорусских независимых политологов и журналистов о том, что мы находимся накануне очень важных событий. Парламентские выборы 2008 г. Приведут, по их мнению, к созданию белорусской партии власти по российскому образцу. Это может привести и к изменению избирательного законодательства, к использованию в нем элементов пропорциональной системы, так как данная система содействует укреплению партий, а теперь сама власть в этом будет заинтересована. Некоторые утверждали даже о том, что в результате выборов возникнет сильный парламент, в котором у “Белой Руси” будет до 2/3 мест, но в Палату представителей смогут попасть и оппозиционные партии, что станет возрождением политического плюрализма в белорусском обществе.
    По мнению некоторых, дальнейшая логика развития событий может привести к тому, что Лукашенко посчитает более выгодной для себя парламентскую форму правления, и сменит пост президента на более безопасный, опирающийся на постоянную поддержку партии власти в парламенте, пост премьер-министра. Если он сам не пойдет на этот шаг, то на него вполне готовы пойти другие представители правящего класса, которые думают о приемнике Лукашенко. Для них он может стать весьма удобным путем отступления с сохранением лица и власти, и приобретением столь необходимых независимой Беларуси контактов с Евросоюзом.
    В любом случае, как считает большинство независимых экспертов, создание партии власти в нашей стране – неизбежность. Это, в свою очередь, означало бы, что в Республике Беларусь претерпит трансформацию политический режим. На смену в высшей степени персоналисткой авторитарной диктатуре, многими чертами напоминающей неопатримониальное господство, доминирующее в пост-советской Центральной Азии, пришел бы более благообразный, современный и выше институциализированный режим однопартийного авторитаризма, который действует в настоящее время в Российской Федерации. В нынешних белорусских условиях такое развитие событий можно было бы рассматривать прогрессом.
    На мой взгляд, данные прогнозы страдают одним существенным недостатком: они выдают желаемое за действительное. У Лукашенко нет личной заинтересованности в создании в Беларуси партии власти, в противном случае он давно бы ее учредил. Созданная им система персоналистского авторитаризма, его вполне устраивает. С ее помощью он прекрасно контролирует чиновников, апеллируя напрямую к народу, отдавая ему на расправу неугодных, и зарабатывая популистские очки.
    “Партия власти” в такой системе была бы пятым колесом в телеге. Ее лидеры и активисты могли бы приписывать себе “заслуги” всенародно избранного. Кроме того, всегда была бы угроза того, что доброе имя главы государства серьезно пострадает в том случае, если его однопартийцев уличат в преступлениях, непотизме, взятках и т.п. Имидж неутомимого борца с коррупционерами тогда у Александра Григорьевича померкнет, а это опасно для его персональной харизмы, которая до сих пор остается важнейшим источником легитимности политической власти в Беларуси.
    Кроме того, создание “партии власти” означало бы, что Лукашенко учится у Путина. До сих пор все происходило с точностью до наоборот. Нынешний президент Российской Федерации перенял многое из арсенала белорусского “батьки” для поддержания и укрепления своей власти: президентскую вертикаль, вытеснение из общественной жизни независимых СМИ, давление на неправительственные организации и независимые партии, официальную идеологию, которую в РФ именуют “прагматичной программой Путина”. Так что чисто психологически, белорусский президент вряд ли готов копировать шаги своего российского коллеги в области партийного строительства, совершенно ему непонятные.
    Нереальными представляются и надежды на усиление роли белорусского парламента и появление там оппозиционной фракции в результате выборов 2008 г. Это не отвечает интересам действующего главы государства, который опасается усиления любого автономного, независимого от его контроля центра политического влияния. Сильный парламент не нужен Лукашенко даже в том случае, если в нем будут доминировать его люди, но объединенные во фракцию “партии власти”. Он не доверял и не доверяет бюрократии, в том числе и чиновникам, выступающим под знаменами пропрезидентского движения “Белая Русь”. Лукашенко опасается предательства бюрократии. Сильный парламент и “партия власти” – это институты, которые могут позволить белорусским чиновникам ускользнуть из-под жесткого личного контроля главы государства. Поэтому он будет и дальше делать все для ослабления, а не усиления автономных политических институтов, действительно нужных нашей стране.
    Поэтому, не должно вызывать удивления явное охлаждение белорусских властей к движению “Белая Русь”, которое наблюдается в последнее время. По информации Независимого института социально-экономических и политических исследований, в середине лета информационных поводов для выводов о создании влиятельной политической структуры, выражающей интересы президента, было предостаточно
    “Дело дошло до того, что председатель ЦИК Ермошина стала всерьез обсуждать роль движения в предстоящих парламентских выборах. Но в августе разговоры в государственных СМИ по поводу “Белой Руси” неожиданно прекратились. В сентябре планировался учредительный съезд движения, но складывается впечатление, что его организаторы заняты уборкой картофеля на дачных участках, напрочь позабыв о своей политической инициативе (съезд был перенесен на середину ноября по “техническим причинам”). Сам же президент А. Лукашенко по поводу перспектив создаваемой для его поддержки партии так ни разу и не высказался. Молчание “батьки” по данному вопросу дорогого стоит. Следует обратить внимание, что в открывшейся в сентябре в газете “Советская Белоруссия” рубрике “Приемная главного редактора” П. Якубович дал пояснения по поводу “беспартийного парламента”. Человек он информированный и допустить “отсебятину” по столь важному вопросу не мог, поэтому с партией власти, по всей видимости, в Беларуси придется повременить”.
    Я полностью разделяю приведенную аргументацию. В ее пользу свидетельствуют и недавние высказывания о “Белой Руси”, прозвучавшие из уст секретаря ЦИК Николая Лозовика: “Я опасаюсь, что в случае, когда новая партия станет партией чиновников, а не на самом деле всенародной партией, то она вряд ли сможет пользоваться большим авторитетом среди населения. Так как все просчеты, которые случаются в стране, население, как правило, относит на счет неэффективной работы чиновников…Авторитет организации необходимо еще будет доказывать. Доказать населению, что она отстаивает на самом деле его интересы, интересы избирателей и, возможно, иногда даже ущемляет интересы некоторых чиновников”. Лозовик также сравнил “Белую Русь” с КПСС. Она уже воспринимается чиновниками как аналог КПСС, без членства в котором, нельзя сделать карьеру.
    Это уже открытая критика, что в современной Беларуси является явным сигналом наличия высочайшей (президентской) воли на нее. Сказанное не означает, что политическое руководство страны решило полностью покончить с этой чиновничьей инициативой, но оно решило направить ее в иное русло, отличающееся от первоначальных планов инициаторов. Об этом свидетельствуют итоги учредительного съезда “Белой Руси”, который прошел 17 ноября 2007 г.
    Во-первых, руководителем объединения стал министр образования А. Радьков, а не сторонник копирования российского опыта В. Гуминский, который оказался только одним из членов Республиканского совета. Во-вторых, “Белая Русь” будет зарегистрирована как общественное объединение, а не политическая партия. Как заявил Радьков, “мы не искали аналогий с “Единой Россией”… “Белая Русь” не будет торопиться трансформироваться в политическую партию. Жизнь покажет. У нас есть опыт партийной работы – когда-то все мы были членами партий, но по уставу мы Республиканская общественная организация”. В-третьих, “Белая Русь”, конечно же, будет участвовать в парламентской избирательной кампании, но не в качестве партии с особым статусом, но общественного объединения, равноправного с другими пропрезидентскими структурами, такими как БРСМ, профсоюзы и т.п.
    Таким образом, скорее всего нас ждет скучная кампания 2008 г., проведенная в строгом соответствии с планами ЦИК, без смены избирательного законодательства и формирования так называемой “партии власти”. Но и без нее белорусская бюрократия и Лукашенко обеспечат себе очередную “элегантную победу” на очередных “выборах без выбора”. Наилучшим исходом выборов для действующих депутатов будет сохранение преемственности в следующем составе Палаты представителей. Как заявил вице-спикер парламента, “наиболее сильная часть депутатов, проявивших свои лучшие качества, должна быть избрана вновь. Это поможет депутатам, которые будут избраны впервые, оперативно акклиматизироваться к еще не знакомой им законотворческой работе, без осложнений войти в русло парламентской жизни и на основе опыта, наработанного Палатой представителей предыдущих созывов, придать всей законодательной деятельности желаемый динамизм.”
    Владимир Ровдо, специально для AFN.BY, 18 ноября 2007 года, г.Минск
    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
    

 

 

 



Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме