12:30 01.08.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ДОЛГ НЕПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

                                                          Многие стали пессимистами, финансируя оптимистов.
                                                                                                                                                    Ч. Т. Джонс

Итак, визит С. Сидорского в Москву закончился фиаско. Провал переговоров правительств двух стран означает, что белорусско-российские отношения вступили в период очередного мини-кризиса. Беларусь не хочет платить за газ своими деньгами и просит у России кредит. Москва вроде бы не против кредитовать союзника, но всячески оттягивает решение и при этом выставляет определенные условия. Такова внешняя фабула нынешнего кризиса.
    После новогоднего конфликта, особенно после подписания соглашений по газу и нефти, казалось, отношения между постоянно скандалящими союзниками вступили в новую фазу. Зафиксированные в документах договоренности об условиях поставок в Беларусь и транзита через нашу территорию энергоресурсов вроде бы должны были поставить точку в многолетней изматывающей тягомотине по поводу «братских» цен на нефть и газ. Ибо в соглашениях четко оговорены ценовые параметры на четыре года, процедура приватизации «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза», нефтяные пошлины, механизмы их взимания и др. Подписание 23 марта соглашения о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, казалось бы, окончательно переводило отношения между государствами на прочные рыночные рельсы, делало их ясными и прозрачными, избавляло экономику от идеологического и политического контекста.
    Но не тут-то было. Очень скоро выяснилось, что никакими самыми качественными, выверенными договорами и соглашениями невозможно перевести белорусско-российские отношения в бесконфликтную стадию, сделать их нормальными. Ибо пока государства остаются союзниками, вывести их из-под влияния политической составляющей невозможно, они просто обречены на скандалы и ссоры.
    Прежде всего, довольно быстро дала о себе знать привычка менять правила в ходе игры, выполнять договоры лишь в той мере, в какой в данный момент это выгодно. За прошедшие несколько месяцев мы много раз слышали бодрые заявления и победные реляции о том, как круто мы выдержали страшный ценовой шок, какую мы соорудили прочную экономическую модель, которая не поддалась, устояла под ударом двукратного повышения тарифов на газ. И в самый разгар триумфального пропагандистского звона выяснилось, что на самом деле вообще-то мы так и не платим за газ по новым ценам. Хотя тарифы на этот год были определены в размере 100 USD за 1 тыс. м3., Беларусь оплачивает лишь чуть больше половины — 55 USD. То есть фактически на новые цены мы не перешли, а платим почти на уровне прошлого года (в 2006 г. цена на газ составляла 48 USD за 1 тыс. м3). «Газпром» согласился первые полгода предоставить Беларуси щадящий режим, с тем чтобы вся задолженность была погашена к 23 июля. Таким образом, значительная часть экономического чуда этого года, которым так любят хвастаться белорусские власти, была достигнута, как обычно, за чужой счет.
    А дальше стало еще интересней. Пришло 23 июля, и тут выяснилось, что Беларусь долг в размере 450 млн USD не вернула и просит «Газпром» пролонгировать или реструктуризировать его. А с 1 июля мы должны платить за газ полную стоимость. Поэтому Минск обратился с просьбой к правительству России выделить кредит в размере 1,5 млрд USD для оплаты газовых тарифов. Вот так мы выдержали ценовой удар.
    Чтобы выпросить отсрочку в оплате долга, в Москву поехала делегация во главе с гендиректором «Белтрансгаза» Д. Казаковым. Любопытно, что как раз в тот момент, когда она вела там переговоры, А. Лукашенко освободил Д. Казакова от должности, что в любой другой стране вызвало бы скандал.
    Поскольку переговоры результата не дали, в Москву был отправлен С. Сидорский. О серьезности проблемы свидетельствует тот факт, что во встрече в российской столице с обеих сторон принимали участие несколько министров. То есть это были переговоры не между премьерами, а между правительствами. И это тем более усиливает эффект провала. Более того, если за день до этого министр финансов России А. Кудрин сообщил, что правительство предварительно одобрило предоставление кредита, то по итогам переговоров в Москве в понедельник из высказываний российского премьера М. Фрадкова можно сделать вывод, что вопрос о кредите вообще завис.
    У белорусской стороны в этом торге позиции слабые, гораздо слабее, чем накануне Нового года. Если тогда Минск мог шантажировать Москву угрозами перекрыть транзит энергоресурсов, то теперь, когда Россия начала строить обходные нефте- и газопроводы, совсем скоро российские компании будут существенно меньше зависеть от транзитных стран.
    Поэтому Кремль может позволить себе подождать, пока ситуация созреет. Расчет делается на то, что по мере роста цен на энергоресурсы до уровня мировых экономический кризис в Беларуси будет нарастать. Также будет обостряться проблема выплаты долга, который к тому времени достигнет приличной суммы. Вот тогда Москва скажет: нет денег, платите наиболее прибыльными предприятиями.
    У Беларуси другие козыри. Например, тот же долг в полмиллиарда долларов. Обычно та сторона, которая дает кредит (а отсрочка платежей — это, по сути, кредит), и диктует условия. Но в белорусско-российских отношениях может быть все наоборот. Должник может ставить условия, при которых он согласен выплатить долг.
    Во-вторых, это военные вопросы: создание единой системы ПВО, совместный ответ на американскую систему ПРО, бизнес оружием с третьими странами.
    Наконец, обещание предоставить возможность России, если, конечно, та будет себя хорошо вести, строить у нас атомную электростанцию.
    Фундаментальная причина нынешнего кризиса двусторонних отношений состоит в нежелании или неспособности белорусского руководства отказаться от российской халявы, слезть с дотационной иглы и начать создавать новую экономическую модель: современную, самоокупаемую, энергоемкую. Надо бы было наполнить лозунг «За независимую Беларусь!» реальным экономическим содержанием. Независимость от России означает в первую очередь не столько снижение доли российских энергоресурсов в белорусском энергопотреблении, сколько способность платить за них по рыночным ценам. Тогда не нужно будет ездить в Москву, бить челом, унижаться, просить отсрочки. Но для этого нужны реформы, экономические, а потом и политические.
    Но белорусское руководство вместо этого продолжает строить агрогородки, открывать все новые ледовые дворцы уже в райцентрах, организовывать пышные праздники, фестивали, концерты будь то в Минске, Витебске или Мире, и одновременно просить Россию подать на бедность. То есть продолжает кутить на одолженные деньги.

Рубрика Валерия КАРБАЛЕВИЧА «Снплюс. Свободные новости плюс»  фг0  1. 8.- 8. 8. 2007

 

 

 

 



Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме