14:15 31.07.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
БЕЛОРУССИИ ПРОДЛИЛИ КРЕДИТНУЮ ИСТОРИЮ
Россия подождет с госкредитом на оплату газовых долгов Александра Лукашенко
Россия воздержалась от выделения уже практически согласованного в июне российским Минфином госкредита Белоруссии в размере $1,5 млрд. Прилетевшему вчера из Минска премьер-министру Сергею Сидорскому для завершения переговоров глава правительства России Михаил Фрадков пояснил, что такие вопросы "в одночасье не решаются". Провалу переговоров на правительственном уровне предшествовал отказ Белоруссии взять кредит на оплату газовых долгов в Газпромбанке.
Вчера Сергей Сидорский в Белом доме пытался получить кредит на сумму $1,5 млрд. Эти деньги необходимы Белоруссии прежде всего для того, чтобы оплатить долги перед "Газпромом" за поставленный в первом полугодии газ. Белорусский премьер в начале переговоров даже подчеркнул, что встреча проводится по его инициативе. Но в результате этой встречи Михаил Фрадков лишь сообщил, что стороны "довели друг до друга аргументы, которые будем принимать во внимание при рассмотрении этих вопросов". Еще Сергею Сидорскому в Белом доме пришлось также услышать, что кредитный вопрос "сложный и в одночасье не решается". Михаил Фрадков пообещал его проработать "дома" и предложил параллельно "продолжать работу хозяйствующим субъектам", а также "встречаться почаще".
В Москве категоричных противников кредитования Минска, у которого за первое полугодие уже накопился долг перед "Газпромом" на сумму $450 млн, нет. Еще в начале июня 2007 года министр финансов Алексей Кудрин объявил, что получил от правительства "предварительное одобрение" на выдачу кредита и процесс "вошел в техническую стадию". Тем не менее неудача Сергея Сидорского была предопределена на политическом уровне. Белорусский президент Александр Лукашенко 25 июля публично оспорил договоренности о цене на газ, достигнутые в конце года, и впервые раскритиковал проект строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря и в обход Белоруссии. По мнению белорусского президента, "Газпром", увеличив цену с $50 за тысячу кубометров газа в 2006 году до $100 в 2007-м, "захотел заработать на Белоруссии $1,5 млрд, а возможно, и $2 млрд".
Свое раздражение белорусский лидер продемонстрировал сразу после того, как на прошлой неделе белорусским переговорщикам не удалось договориться с "Газпромом" о реструктуризации долга на корпоративном уровне. Александр Лукашенко явно расценил предложение "Газпрома" предоставить коммерческий кредит на оплату долгов за газ через Газпромбанк и Белгазпромбанк под 12% годовых как слишком дорогое.
Более дешевая альтернатива -- госкредит из российского бюджета. Однако и за него Белоруссии предлагается платить. Как пояснили Ъ в Минфине, "льготных кредитов Россия не предоставляет и никогда не предоставляла, в том числе и Белоруссии,-- мы только в начале пути развития так называемых кредитов помощи развитию". В Минфине также вчера уточнили, что суверенный кредит выдается только "на рыночных условиях, особенно платежеспособным государствам". При этом в качестве общего подхода заемщикам рекомендуется ориентироваться на практику ОЭСР. В Минфине признают, что стоимость госкредита для Белоруссии может оказаться "значительно ниже" ставок по межбанковским кредитам, "но окончательное решение за правительством".
Во время предыдущего визита Сергея Сидорского в Москву 1 июля в Белом доме во время разговора о кредите ему уже было предложено снизить стартовые цены на предстоящих торгах по приватизации основных нефтехимических предприятий. Но и вчера у белорусского премьера явно не оказалось полномочий вести переговоры на тему приватизации. Пока неизвестно, как неудача на переговорах в Москве отразится на карьере самого господина Сидорского. Как уже писал Ъ 21 июля, в Минске ходят слухи о предстоящей замене Александром Лукашенко господина Сидорского на более пророссийски настроенного кандидата, в том числе и в вопросах приватизации. Не исключено, что отказом от выдачи кредита Белоруссии Михаил Фрадков показал, что Россия готова обсуждать кредит с другим главой правительства Белоруссии.
Петр Ъ-Нетреба
* * *
КРЕДИТ, ПВО, ТРАНЗИТ...
Белоруссия обеспечит безопасность России с запада в обмен на 1,5 миллиарда долларов
Белоруссия получит стабилизационный кредит правительства России, вопрос только в сроках. Об этом вчера сообщил «НГ» министр финансов Алексей Кудрин по итогам рабочего визита в Москву премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского. Белорусские эксперты связывают такое понимание Москвой союзнических проблем с необходимостью обеспечить надежную защиту РФ на западных рубежах. Встреча премьеров совпала с решением российского правительства начать по инициативе ФСБ разработку проекта обустройства границы Союзного государства.
Накануне встречи в Москве Сергей Сидорский сообщил, что намерен обсудить с российским визави Михаилом Фрадковым «ряд вопросов, которые требуют практических мер». Важнейшим из них считается вопрос выделения Минску кредита на 1,5 млрд. долл. Неделю назад истек срок погашения Белоруссией текущего долга за потребленный российский газ. Минск, ссылаясь на то, что в белорусском бюджете – дыра, образовавшаяся по вине российского правительства, просит у Москвы кредит, размеры и условия предоставления которого и обсуждали вчера оба премьера. Несмотря на то что по итогам встречи снова не были названы ни конкретные сроки, ни цифры, встреча, считают белорусские эксперты, прошла не зря.
По мнению независимого белорусского эксперта Михаила Залесского, «премьеры договорятся, кредит Белоруссия получит, но платить не будет. Вернее, будет платить символически, а не по правилам рынка. Александр Лукашенко постарается использовать по максимуму фактический выход России из ДОВСЕ. Он понимает, что территория Белоруссии необходима России для обеспечения собственной безопасности. Здесь нужно вспомнить проезд по Белоруссии до Калининградской области, обеспечение деятельности пограничных войск и систем ПВО. Чтобы, например, перевести из нашей страны на восток только оборонные структуры, ПВО, России потребуется, по разным оценкам, от 10 до 20 млрд. долл. Даже при большом стабилизационном фонде это неподъемная вещь, особенно по срокам. Потому что военным надо все иметь здесь и сейчас. В пользу такого варианта развития событий говорит инициатива ФСБ РФ обустроить внешнюю границу Союзного государства, которую вчера одобрило российское правительство. Обсуждаемые газовые проблемы Минск будет увязывать именно с этим. Потому произойдет обмен военной составляющей на экономическую. За этим Лукашенко и послал Сидорского в Москву – получить взамен на стратегическое партнерство определенные преференции. В данном случае задача Сидорского – добиться выделения стабилизационного кредита не ниже 1,5 миллиарда долларов». По мнению Залесского, белорусский долг за газ во втором полугодии будет и дальше расти. Этим он и объясняет стремление белорусов получить от России максимально возможный кредит.
Как пояснил «НГ» министр финансов Алексей Кудрин, пока уточняются условия выделения денег Минску. Все тщательно взвешивается, заверил глава Минфина. По его словам, кредит будет государственный, Москва не выдвигает в качестве обязательного условие, чтобы эти 1,5 млрд. долл. были размещены на счетах в российском банке. Министр напомнил, что Белоруссия сегодня имеет очень низкую долговую зависимость – всего около 850 млн. долл. «Ее практически не кредитуют иностранные государства и банки, и Россия, по существу, осталась для Белоруссии единственным кредитором», – заявил Кудрин. То, что Минск получит этот кредит, министр не сомневается, однако он отказался назвать конкретный срок, когда вопрос будет решен.
Напомним, с начала года цена на газ для Белоруссии была повышена с 46,68 долл. до 100 долл. за тысячу кубометров. Однако Минск в первом полугодии платил по 55 долл. за тысячу кубометров, оплачивая 50% поставок. С июня Белоруссия обещала погашать 100% стоимости газа и накопившийся за первое полугодие долг. К 23 июля она должна была полностью рассчитаться за поставки российского газа, осуществляемые в 2007 году, но, по признанию вице-премьера, министра энергетики Александра Озерца, этот срок белорусами не выдержан: «Мы должны были заплатить, но не заплатили». Долг Белоруссии РФ составляет 450 млн. долл. В настоящее время ведутся переговоры между «Белтрансгазом» и «Газпромом» о его реструктуризации или отсрочке платежа. Россия настаивает на изменении Белоруссией своей бюджетной политики таким образом, чтобы этот кредит был последним.
Минск между тем пытался доказать, что в результате мер, предпринятых РФ, белорусский бюджет недополучил большую сумму, чем должен «Газпрому». Ранее вице-премьер Белоруссии Виктор Буря оценил потери белорусской экономики от введенных РФ с начала года пошлин на экспорт нефти только за январь–май в 430 млн. долл. По его словам, Белоруссия, введя в мае 2007 года механизм 90-процентных компенсаций таможенных пошлин для российских поставщиков нефти на давальческих условиях, рассчитывает исправить положение в нефтеперерабатывающей отрасли лишь во второй половине 2007 года. Выход из ситуации белорусские власти видят в стабилизационном российском кредите.
Светлана Гамова, Игорь Наумов
Опубликовано в от 31.07.2007
* * *
Кредитная линия огня
"Ползучая" экономическая война России с Белоруссией продолжается
Сегодня трудно говорить не только о союзе России и Белоруссии, но даже и об эффективном партнерстве. Слишком разнятся реальные политические и экономические интересы элит наших государств. Россия больше не хочет содержать за свой счет "советскую экономику" недоговороспособного Александра Лукашенко. А белорусский лидер не демонстрирует реальных действий по уменьшению зависимости белорусской экономики от явных и скрытых российских преференций. И по-прежнему не намерен передавать контроль над белорусскими предприятиями российским компаниям.
Премьерам России и Белоруссии Михаилу Фрадкову и Сергею Сидорскому в ходе вчерашней рабочей встречи в Москве вновь не удалось договориться о предоставлении Минску стабилизационного кредита на сумму 1,5 млрд долл. Что стало камнем преткновения на этот раз, премьеры, выйдя к журналистам, не сообщили. Выглядели они раздосадованными, однако предпочли не драматизировать ситуацию.
«Вопрос сложный, в одночасье не решается. Мы взяли в домашнюю проработку пункты возможных договоренностей, довели аргументы сторон, будем принимать их во внимание», -- заявил г-н Фрадков. Он отметил, что параллельно работают и хозяйствующие субъекты двух стран. «Надеюсь, они достигнут договоренностей, уложенных в контекст желания повысить эффективность на межправительственном уровне в торгово-экономических отношениях», -- сказал российский премьер.
Впрочем, прорыва вчера по большому счету никто уже и не ждал. К началу переговоров так и не были определены и согласованы профильными ведомствами конкретные параметры кредита, включая точную сумму, сроки и время предоставления средств. Как сказал в минувшую пятницу министр финансов Алексей Кудрин, все эти вопросы должны быть урегулированы в процессе дальнейших обсуждений, а окончательно кредит будет одобрен после принятия поправок в федеральный бюджет на 2007 год.
В последние годы в российско-белорусских отношениях возникало слишком много трений и конфликтных ситуаций. Частенько они были сдобрены нелицеприятными высказываниями. «Газовая война» начала этого года окончательно поставила под сомнение заверения сторон в нерушимости союзнических устремлений. Тогда Россия повысила цену на газ для Белоруссии более чем в два раза (с 46,68 до 100 долл. за тысячу кубометров, что все равно значительно дешевле, чем для других постсоветских государств), ввела пошлины на экспортируемую в Белоруссию нефть. Эти меры резко сократили доходы соседа. В прошлом году именно НПЗ обеспечили львиную долю валютных доходов Белоруссии за счет экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, полученной по льготной цене. Помимо этого Россия настояла на унификации экспортных пошлин на нефтепродукты, что снизило привлекательность белорусской нефтепереработки для российских поставщиков.
Подобное развитие событий было вполне предсказуемо. В конце концов, до каких пор можно было за счет собственных убытков поддерживать «союзника», который о союзе много говорит, но при этом упорно тормозит реальные интеграционные процессы. Достаточно вспомнить хотя бы бесконечные переговоры о введении единой валюты. «Белоруссия показывала неплохие результаты в предыдущие годы потому, что шло масштабное субсидирование экономики, она функционировала в очень тепличных условиях. Поэтому сидевшая на транзите белорусская экономика смогла выжить без реформ. Понятно, что в предыдущие годы за этим стояли политические мотивы. Сейчас возникли другие, и субсидирование прекратилось», -- сказал «Времени новостей» главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
Действительно, с начала этого года в отношениях с Белоруссией Россия сменила подход исключительно на прагматический. «Мы не должны применять экономически неоправданные схемы даже в угоду таким фундаментальным процессам, как интеграция», -- заявил в июле в одном из интервью первый вице-премьер и глава совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев.
При этом Россия согласилась предоставить союзнику льготный режим перехода на европейские цены (по версии «Газпрома», 200 долл. за тысячу кубометров), остановившись в 2007 году на 100 долл. Но и это еще не все. Была достигнута договоренность, что в первом полугодии Минск оплачивает лишь 55% цены газа и только во втором выходит на 100-процентную оплату и гасит долги. (С 2008 года цена газа будет рассчитываться исходя из стоимости нефтепродуктов на европейских рынках за вычетом транспортных расходов и не взимаемых при экспорте в Белоруссию пошлин. При этом до 2011 года к конечной цене будут применяться дисконты: в первый год действия -- 33%, во второй -- 20%, в 2010-м -- 10%.)
Уступки, правда, не были безвозмездными. За те четыре года, пока Минск будет переходить на европейские газовые цены, «Газпром» выкупит 50% акций «Белтрансгаза» за 2,5 млрд долл. Ежегодно российский концерн будет перечислять 625 млн долл. и получать по 12,5% акций предприятия. Первая выплата не так давно была сделана: «Газпром» получил четверть 50-процентного пакета акций белорусской газотранспортной системы. Российская сторона надеялась, что этими деньгами Белоруссия оплатит долг за газ, образовавшийся в первом полугодии (500 млн долл.). Однако этого не произошло, хотя срок платежа истек 23 июля. Минск предпочитает просить у России полуторамиллиардный кредит на оплату долга.
По словам бывшего министра внешних экономических связей Белоруссии Михаила Маринича (его интервью опубликовано в предыдущем номере «Времени новостей»), у Белоруссии есть деньги, чтобы рассчитаться с долгами. Во-первых, текущие платежи за газ белорусские потребители вносят в полном объеме. Во-вторых, Минск получил 625 млн долл. за проданные «Газпрому» акции «Белтрансгаза». «Но белорусское руководство не может смириться с мыслью, что за газ надо платить вдвое дороже, чем в прошлом году, а со временем придется платить еще больше», -- говорит экс-министр.
Впрочем, причина может оказаться не столь субъективной. Белоруссия нуждается в деньгах, чтобы поддержать экономику, которая чувствует себя все хуже. С каждым днем возрастает дефицит внешнеторгового баланса (он уже превысил 1 млрд долл.), что грозит ослаблением национальной валюты. В связи с этим Белоруссия может в случае необходимости использовать с целью поддержания своей валюты средства, полученные от приватизации «Белтрансгаза». В Белоруссии продолжают расти складские запасы неконкурентоспособной готовой продукции. Кроме того, промышленность требует радикальной модернизации: износ основных фондов, по данным г-на Маринича, достигает 85%. На модернизацию, понятно, нужны немалые финансовые средства.
Одним словом, Белоруссия действительно нуждается в российском кредите. Без него она вряд ли погасит долг за газ.
Это понимают в российском правительстве, и оно готово кредит предоставить. Но на своих условиях. Многие российские компании, в том числе «Газпром» и ЛУКОЙЛ, давно интересуются некоторыми белорусскими предприятиями. Среди них называются Мозырский НПЗ, ОАО «Нафтан», «Полимир», «Белшина», «Гродно Азот». Похоже, затягивая с кредитом, правительство Михаила Фрадкова ждет, когда Белоруссия определится с приватизацией своих предприятий. Естественно, на самых выгодных для России условиях.
«Как правило, выдача кредитов не на коммерческой основе -- а этот скорее напоминает стабилизационные кредиты, которые давал, скажем, Международный валютный фонд России, -- обусловливается теми или иными ожидаемыми шагами», -- говорит Евгений Гавриленков. Он не исключает, что в данном случае выдача кредита Белоруссии обусловлена приватизацией. «Это было бы логично», -- отмечает экономист.
Впрочем, сегодня власти Белоруссии должно волновать даже не то, что часть собственности перейдет под контроль российских компаний. Главное, что без субсидирования со стороны России экономика в нынешнем ее виде функционировать не сможет, а потому необходимы реформы. А они, судя по опыту всех без исключения стран бывшего СССР, приводят к нежелательным социальным последствиям. «Думаю, что после определенного периода шока (вызванного отказом России от субсидирования белорусской экономики. -- Ред.), после сброса социальной нагрузки, которая лежит на экономике, предприятия станут развиваться. Надо сбросить избыточную рабочую силу, пройти то, что прошли другие страны. При этом некий шок социальный будет. Он неизбежен», -- говорит Евгений Гавриленков.
Михаил ВОРОБЬЕВ N°134, 31 июля 2007
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме