13:00 25.06.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

НОВЫЙ КНУТ ДЛЯ КИЕВА И МИНСКА (ГАЗОПРОВОД "ЮЖНЫЙ ПОТОК" СТАНЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ДАВЛЕНИЯ МОСКВЫ НА СОСЕДЕЙ )(СХЕМА)

В субботу «Газпром» и итальянская Eni договорились о прокладке по дну Черного моря нового газопровода «Южный поток», пропускной мощностью около 30 млрд. кубометров газа в год. Строительство этого и других газопроводов не только снизит транзитную зависимость России от Украины и Белоруссии, но и даст Москве новые рычаги давления на Киев и Минск.
     Поток мимо Киева обведет
     
После подписания меморандума о взаимопонимании по реализации проекта зампред правления ОАО «Газпром» Александр Медведев и глава концерна Eni Паоло Скарони сообщили, что морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Береговая» под Новороссийском до болгарского берега. При этом для наземного участка рассматриваются два маршрута, проходящих по территории стран – членов Евросоюза. Общая протяженность черноморского участка составит около 900 км, при этом местами труба будет пролегать на глубине более 2 тыс. м. Оценивая значение строительства нового трубопровода, стороны не скупились на реверансы, отмечая важность диверсификации поставок газа в Европу.
     Сообщение о проекте вряд ли вызвало радость на Украине и в Белоруссии, странах, через которые сейчас идет основной поток российского газа в Европу. Новая труба пройдет мимо них, что не только лишит Киев и Минск новых отчислений в оплату за транзит, но и позволит России жестче диктовать свои ценовые условия. В частности, под угрозой переключения части ныне проходящего через эти страны транзитного потока на новые газопроводы. Теоретически также возможны более длительные, чем практикуется сейчас, в разгар двусторонних кризисов, отключения Украины и Белоруссии от транзитных поставок газа.
     Отметим, что проектная пропускная мощность ведущих в Европу строящихся и запланированных газопроводов с учетом «Южного потока» превысила 100 млрд. кубометров в год, в то время как в 2006 году Россия поставила в Европу примерно 150 млрд. кубометров газа. В частности, проектная мощность идущего из России в Турцию по дну Черного моря газопровода «Голубой поток» после прокладки второй ветки составит 16 млрд. кубометров в год, а строящегося Северо-Европейского газопровода (Nord Stream) – 55 млрд. кубометров в год. При этом экспорт российского газа в Европу будет расти намного медленнее. По заявлениям функционеров «Газпрома», к 2015 году он должен увеличиться всего на 20% – до 180 млрд. кубометров в год.
     Киеву и Минску следует также учесть, что «Газпром» ставит для себя одной из приоритетных задач строительство подземных хранилищ газа (ПХГ) в Европе, которые также создают возможность более длительных пауз в транзите газа через Украину и Белоруссию.
     О том, чем грозит такая диверсификация путей поставок российского газа в Европу, может свидетельствовать опыт Литвы, которая год назад предпочла продать контрольный пакет акций своего крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия Mazeikiu Nafta не одной из претендовавших на него российских компаний, а польской PKN Orlen. В результате с июля прошлого года ведущая на Мажейкяйский НПЗ ветка нефтепровода «Дружба», по которой предприятие снабжалось российской нефтью, по требованию Росприроднадзора была закрыта на ремонт, причем не исключено, что безвременный, так как природоохранное ведомство настаивает на том, что этот участок нефтепровода не подлежит восстановлению.
     Впрочем, столь жесткий вариант в отношении Украины и Белоруссии маловероятен, так как даже с вводом новых маршрутов без использования проходящих по территории этих стран газопроводов российский экспорт газа в Европу в заявленных объемах будет невозможен. «Отключение поставок теоретически возможно, но лишь на очень короткий срок, скажем, на неделю», – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. В то же время он отмечает, что строительство обходных маршрутов позволит «Газпрому» более жестко отстаивать свою позицию по недопущению роста цен на транзит, поскольку появляется возможность в любой момент переориентировать объемы поставок. В свою очередь, аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров вообще сомневается в самой возможности отключений строптивых транзитеров. «Прекратить поставки через Украину невозможно даже временно, – уверен эксперт. – Во-первых, это опять-таки негативно скажется на международном имидже «Газпрома», а во-вторых, Россия и Украина связаны «мертвой любовью»: ни мы, ни они отказаться от транзита не смогут».
     В результате Киеву и Минску всего лишь придется поделиться своей уникальной монополией на транзит российских энергоресурсов в Западную и Южную Европу с Софией. Напомним, что через Болгарию пройдет не только крупный газопровод «Южный поток», но и нефтепровод Бургас–Александруполис, по которому транзитом в Европу будет транспортироваться часть ныне отправляемой через турецкие проливы – Босфор и Дарданеллы – российской и казахстанской нефти.
     Торжество дезинтеграции
     
Прокладка новых нефте- и газопроводов в обход соседей по СНГ свидетельствует о том, что еще долго на постсоветском пространстве будут господствовать дезинтеграционные процессы. Бывшие советские республики по-прежнему боятся экономической зависимости друг от друга и постоянно стремятся ее уменьшить. Впрочем, резон в этом есть. Москве не нравится ценовой диктат Украины и Белоруссии при поставках и транзите нефти, а также несанкционированный отбор газа в тех случаях, когда переговоры о ценах заходят в тупик. Киев и Минск, в свою очередь, не хотят увеличения присутствия российского капитала в своих стратегических отраслях, подозревая Россию в том, что экономическая экспансия создает рычаги для политического давления.
     Так, например, Киев, независимо от того, какая группировка находится там у власти, не хочет, чтобы российский капитал доминировал в ключевой для страны металлургической отрасли. При этом чиновники в Киеве сожалеют, что в свое время отдали под российский контроль украинские НПЗ. В результате в 2005 году, через несколько месяцев после прихода к власти на Украине вопреки противодействию Кремля оранжевых, сразу несколько ключевых украинских НПЗ остановились «на плановый ремонт». Разразившийся бензиновый кризис удалось погасить лишь с помощью массированного импорта. И хотя тогда нефтепереработчики обвинили в кризисе непродуманную ценовую политику оранжевого правительства, заморозившего цены на бензин, для упреков в адрес Москвы в попытках свергнуть тогдашнее правительство Украины появились дополнительные аргументы. Можно представить, что бы произошло, если бы «на плановый ремонт» одновременно поставили ключевые металлургические предприятия, один из основных источников промышленного роста и экспорта страны.
     Более свежие примеры – это до сих пор действующее российское эмбарго на поставки вина и виноматериалов из Грузии и Молдавии и минеральной воды из Грузии. Несмотря на утверждения Роспотребнадзора, что указанная продукция не соответствует санитарным и качественным стандартам, многие наблюдатели видят в этих экономических запретах политическую подоплеку. Свои претензии могут быть и у энергопоставщиков из стран Центральной Азии, регулярно выражающих недовольство низкими закупочными ценами на их газ со стороны России и потихоньку диверсифицирующих маршруты своих транзитных поставок.
     Сергей Куликов, Сергей Скляров
Опубликовано в от 25.06.2007

     * * *

"Газпром" и Eni идут на дно

Газопровод "Южный поток" проложат в Черном море мимо Турции

В субботу "Газпром" и Eni подтвердили информацию Ъ о том, что ключевым элементом их сотрудничества станет новый проект по транспортировке газа на юг Европы. Накануне Балканского энергетического саммита в хорватском Загребе, в котором принял участие президент Владимир Путин (см. стр. 4), компании подписали меморандум о начале работы по созданию газопровода "Южный поток". Вопреки ожиданиям, он пройдет не через Турцию, а напрямую из России в Болгарию по дну Черного моря. Таким образом, отмечают отраслевые эксперты, Россия диверсифицирует коридоры поставок своего газа в Европу, не становясь в зависимость от одного транспортного узла.

     В субботу зампред правления "Газпрома", гендиректор ООО "Газпром экспорт" Александр Медведев и глава Eni Паоло Скарони подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток" (South Stream) в рамках двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве, подписанного 14 ноября 2006 года. Газопровод протяженностью 900 км пройдет по дну Черного моря из России в Болгарию, его мощность составит до 30 млрд кубометров в год. В Болгарии "Южный поток" разделится на два трубопровода. Один из них пойдет через Румынию и Венгрию в Австрию и Словению, другой – через Грецию на юг Италии (см. карту на стр. 2).
     Таким образом, "Газпром" и Eni подтвердили информацию Ъ от 21 сентября 2006 года о том, что основой их сотрудничества станет транспортный проект. Для этого будет создано СП – оператор строительства газопровода, которое затем получит его в концессию. Паоло Скарони уточнил, что партнеры профинансируют проект на паритетных началах. "Газопровод заработает через три года после того, как будут получены все необходимые разрешения",– пояснил господин Скарони. В "Газпроме" говорят, что стоимость проекта и распределение долей между партнерами будут определены после разработки ТЭО, которое ведет итальянская Saipem.
     Saipem участвовала в проекте "Голубой поток", который также принадлежит "Газпрому" и Eni. ТЭО "Южного потока" до сих пор, по официальной информации, готовила венгерская MOL. В "Газпроме" не уточняют, что не устроило монополию в венгерском проекте, но из подписанного документа следует, что маршрут трубопровода резко изменился. Ранее предполагалось, что он пересечет Черное море параллельно "Голубому потоку" и далее пойдет через Турцию.
     Но, пояснил источник Ъ в "Газпроме", Турция "не выразила заинтересованности в новом проекте". Более того, отмечает собеседник Ъ, она открыто поддерживает альтернативный Nabucco. "Мы будем продолжать работать с Турцией по плану поставок газа на ее территорию и дальше в Израиль",– уточнил заместитель руководителя департамента по информационной политике "Газпрома" Сергей Куприянов.
     Отраслевые эксперты считают, что изменение маршрута "Южного потока" призвано диверсифицировать коридоры поставок газа в Европу. Константин Батунин из Альфа-банка оценил только морскую часть "Южного потока" в $3-4 млрд. "Проложить вторую ветку в коридоре 'Голубого потока' было бы дешевле, чем напрямую в Болгарию",– отмечает аналитик. Но суммарная пропускная способность "Южного потока" и "Голубого потока" составила бы 48 млрд кубометров, и Турция "получила бы возможность влиять на энергобезопасность Евросоюза". "Будучи ближайшим союзником США в регионе, не ясно, как она воспользовалась бы этими транспортными потоками и не предпочла бы в какую-то минуту поставки азербайджанского или иранского газа российскому",– полагает господин Батунин. Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" оценивает только морскую часть "Южного потока" более чем в $5 млрд. "В условиях, когда Украина заявила о возможности утроить транспортные сборы по своей территории для 'Газпрома', новый проект позволит монополии избежать страновых рисков",– отмечает аналитик.
     В "Газпроме" не скрывают, что монополия торопится с реализацией проекта "Южного потока". Ведь у него есть реальный конкурент – газопровод Nabucco мощностью 31 млрд кубометров в год, который пройдет с Каспийского шельфа в Европу через Турцию и Балканы (стоимость проекта – $5,1 млрд). Его строительство планируется завершить в 2012 году. "Южный поток" на Балканах фактически повторяет маршрут Nabucco – вопрос в том, какой из проектов получит режим наибольшего благоприятствования в странах–транзитерах газа. Не случайно меморандум был подписан за день до поездки президента Владимира Путина в Загреб, на Балканский саммит по энергетическому сотрудничеству. "Южный поток", напрямую связывающий Россию и Балканы, это обещание дополнительных доходов от транзита российского газа. Среднеевропейский транспортный тариф равен $2,4-3,2 за прокачку 1 тыс. кубометров газа на 100 км, что означает сотни миллионов долларов для бюджетов стран-транзитеров. По расчетам "Тройки Диалог", в среднем страны получат по $300 млн в год.
     

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ фЦnbsp;108/П (фЦnbsp;3684) от 25.06.2007, ПН

South Stream - Газопровод Южный поток 
 



Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме