20:15 21.06.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

БРАЙАН БЕННЕТ: МЫ ПРОДОЛЖИМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

 26 июня Беларусь покидает посол Великобритании Брайан Беннет. Незадолго до отъезда господин Беннет дал интервью информационной компании .

— Можете ли Вы сравнить общественно-политическую и экономическую ситуацию в Беларуси в 2003 году, когда вы приехали в Минск, и сейчас? Какие на Ваш взгляд изменения произошли в белорусском обществе?
     
— Когда я прибыл сюда в 2003 году, я не много знал о Беларуси. Я мог немного говорить по-русски. Приехав сюда, я больше всего был впечатлен белорусскими людьми. Они очень дружелюбные, добродушные, терпимые и терпеливые. И это в них ничуть не изменилось.
     Очевидно, что не произошло никаких улучшений в области соблюдения демократических принципов, которых мы придерживаемся. Осталось несколько независимых общественно-политических газет. В тюрьмах все еще находятся люди, которые туда попали по политическим мотивам.
     Когда я прибыл сюда, газета «Народная воля», например, продавалась в киосках. А сейчас очень тяжело найти киоск, который продавал бы эту газету. К тому же «Белпочта» больше не распространяет некоторые из независимых изданий. Разумеется, за четыре года произошли некоторые изменения в социально-политической сфере, но в целом ситуация осталась прежней и улучшений нет. За это время мы также видели, как преследуют и закрывают неправительственные организации, которые очень важны для здорового развития общества.
     Экономика Беларуси все еще остается командной с очень маленькой долей частного сектора. Четыре года назад предприниматели могли нанимать на работу как членов своей семьи, так и других людей. Сейчас это изменилось. Я нахожу это очень печальным.
     К тому же долгое время Беларусь использовала бонусы, получая дешевый российский газ и беспошлинную сырую нефть, осуществляла беспошлинный экспорт сахара в Россию. В 2007 году ситуация изменилась. Думаю, для экономики страны отмена всех этих льгот является шоком.
     — В ноябре 2006 года в Минске был представлен проект новой стратегии Евросоюза в отношении Беларуси. Можно ли говорить о том, что за прошедшее время стороны предприняли меры по реализации данной концепции?
     
— Стоит сразу отметить, что стратегия ЕС в отношении Беларуси не менялась. Евросоюз просто предложил документ «Что Евросоюз может дать Беларуси», который показывает людям Беларуси, что они теряют, не придерживаясь демократических ценностей. Евросоюз — это демократическая организация со своими ценностями. И ЕС желает поддерживать хорошие отношения со своими соседями, основанные на этих демократических ценностях. Для стран, которые придерживаются этих ценностей, ЕС имеет специальный план по сотрудничеству (Европейская политика добрососедства — БелаПАН), который выгоден обеим сторонам.
     Беларусь не следует по демократическому пути и не показывает ни малейшего желания разделить с нами демократические ценности, так что она не может в полной мере участвовать в Европейской политике добрососедства.
     — Как Вы думаете, досрочное освобождение Николая Статкевича и Павла Северинца является знаком того, что белорусское правительство готова идти по пути демократизации, или это всего лишь попытка сохранить преференции в торговле с Евросоюзом?
     — Я предполагаю, что досрочное освобождение Николая Статкевича и Павла Северинца может являться попыткой белорусских властей сохранить преференции. Эти люди, в принципе, не должны были оказаться в тюрьме. Их освобождение лишь ненамного раньше окончания сроков заключения вряд ли можно назвать важным шагом Беларуси по направлению к демократии.
     За прошедшее время Беларусь не сделала никаких попыток для выполнения 12 условий и не продемонстрировала никаких улучшений. Открытие офиса Еврокомиссии значимо, но не свидетельствует о движении к демократии. Освобождение всех политических заключенных станет важным сигналом, что белорусское правительство пытается стать на путь демократизации.
     В вопросе о политзаключенных не может быть диалога. В нем нет смысла. Здесь нечего обсуждать — все политические заключенные должны быть освобождены. ЕС не может делать уступки, отступая от своих принципов и демократических ценностей. Белорусское правительство должно предпринять разумные шаги в этом вопросе. Как можно утверждать, что Александр Козулин не является политзаключенный? Кандидат на пост президента получил 5,5 лет за хулиганство — это не логично.
     — Как, на Ваш взгляд, будут развиваться отношения Беларуси с Россией?
     
— Отношения с Россией для Беларуси, безусловно, очень важны. Россия является страной экспорта для многих белорусских товаров, а Беларусь сильно зависит от поставок российских энергоносителей.
     Вопрос о дальнейшем развитии белорусско-российских отношений не в моей компетенции. Но я буду очень удивлен, если Союзное государство будет построено.
     — Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в белорусской оппозиции?
     — В Великобритании оппозицию называют «оппозиция Ее Королевского Величества». Оппозиция представлена в парламенте, контролирует деятельность правительства и готовится сама сформировать правительство в будущем. Периодическая смена правительства необходима для здорового развития страны.
     В Беларуси ситуация прямо противоположная. Вместо того, чтобы позволить оппозиции быть частью политического процесса, власти пытаются ей препятствовать. Представителей оппозиции преследуют, сажают в тюрьму. Правительство демократической страны так действовать не может.
     В таких условиях оппозиции трудно работать. Неудивительно, что оппозиция расколота на несколько частей, каждая из которых по-своему представляет свою дальнейшую деятельность. Было бы прекрасно, если бы оппозиция пришла к согласию и продемонстрировала единство. Но, с другой стороны, наличие разных точек зрения и разных мнений — это одна из черт демократического общества.
     — После Конгресса демократических сил, который прошел в конце мая, оппозиция, по сути, разделилась на два лагеря. В одном — четыре крупнейшие оппозиционные партии, которые объявили себя объединенной коалицией во главе с четырьмя своими лидерами, в другом — Александр Милинкевич и возглавляемое им движение «За свободу», а также часть молодежного демократического движения. Кто из них, по Вашему мнению, представляет более серьезную политическую силу и с кем предпочтет разговаривать Запад?
     — Мы поддерживаем не отдельных представителей оппозиции, а процесс демократизации Беларуси в целом. Мы не вмешиваемся в деятельность оппозиции и не вмешиваемся во внутренние дела Беларуси. Мы не намерены поддерживать какого-то одного кандидата. Мы продолжим поддерживать процесс демократизации. Это очень важно.
     Также важно, чтобы люди, которые защищают права других, тоже имели поддержку. Таких людей не должны сажать в тюрьму, их семьи не должны страдать. Таких людей необходимо поддерживать, и мы должны стараться это делать.
     — После своего недавнего визита в Великобританию по приглашению британского МИД Александр Милинкевич сообщил, что Ваша страна рассматривает возможность предоставления мест и оплаты учебы в британских учебных заведениях для тех студентов, которые по политическим мотивам не могут продолжить учебу в Беларуси. Насколько реальна такая помощь?
     — Это достаточно проблематично принять белорусских студентов в Британии и оплачивать их обучение, потому что у нас достаточно дорогое университетское образование, и наши студенты частично его оплачивают сами. Возможно, имеет больше смысла, если студенты, пострадавшие в Беларуси за свои политические взгляды, продолжат учебу в соседних странах, а Британия будет оказывать им помощь как самостоятельно, так и через ЕС.
     — Как Великобритания относится к предложению Литвы не поднимать стоимость шенгенской визы для граждан Беларуси?
     — Политика ЕС в отношении Беларуси преследует две цели. Во-первых, донести до белорусского правительства, что мы глубоко озабочены его отношение к правам человека и фундаментальным демократическим ценностям здесь, в Беларуси. Во-вторых, людям в ЕС необходимо иметь как можно больше контактов с людьми здесь в Беларуси, а Евросоюзу — с гражданским обществом. Высокая стоимость виз, безусловно, этому препятствует.
     Я думаю, что предложение Литвы не увеличивать стоимость шенгенской визы для белорусских граждан — это очень хорошая идея. Для одной страны Шенгенского соглашения снизить стоимость виз для граждан Беларуси проблематично, но возможно. Но тогда в посольство этой страны будут обращаться все белорусские граждане, которые хотят поехать в страны, входящие в шенгенскую зону.
     Великобритания не является частью Шенгенского соглашения. Относительно высокая стоимость британских виз — это не политическое решение, а вынужденная необходимость, чтобы компенсировать затраты визовой службы. С 1 апреля нынешнего года стоимость виз в Великобританию существенно увеличилась, так как посольство планирует выдавать биометрические визы.
     Стоит отметить, что стоимость британских виз одинакова во всем мире. Мы не можем просто взять и снизить плату за визы для белорусов, потому что тогда нам придется увеличить ее для всех других стран. Возможно, в будущем мы сможем найти средства, которые частично будут покрывать расходы визовой службы в Беларуси, тогда мы сможем снизить стоимость виз для белорусов.
     — Уже больше года действуют визовые и финансовые санкции, введенные ЕС против высшего руководства Беларуси. По Вашему мнению, насколько эффективна эта мера?
     Введенные Евросоюзом визовые и финансовые санкции против руководства Беларуси дают, скорее, не практический, а психологический эффект. Это ясный сигнал людям, против которых введены санкции: мы видим все, что они делают, и не приветствуем их действия.
     Исключение Беларуси из Генеральной системы преференций (ГСП) не является санкцией. Это отмена привилегии, которая предоставляется, если страна соблюдает демократические стандарты по отношению к трудящимся. Совершенно ясно, почему Беларусь исключают из ГСП. Причина — нарушение прав независимых профсоюзов. Я надеюсь, что эта мера будет эффективной. К тому же, это решение может быть пересмотрено, если белорусское правительство примет соответствующие меры. Необходимо спросить у белорусской стороны, готова ли она предпринять необходимые шаги для сохранения торговых преференций. В настоящий момент я могу сказать, что решение все-таки начнет действовать с 21 июня. И будет действовать до тех пор, пока правительство Беларуси не предпримет конкретных мер для улучшения ситуации.

— Известно ли уже, кто станет новым Чрезвычайным и полномочным послом Ее Королевского Величества в Беларуси?
     — Да, уже известно. Новым послом будет Майкл Хэддок. Он планирует прибыть в Минск в середине июля. До этого он дважды работал в нашем посольстве в Москве. Он говорит по-русски и ранее уже приезжал в Минск.
     — Чем Вы планируете далее заниматься? Расцениваете ли Вы свою работу в Беларуси как успешную?
     — Я намерен вернуться в Лондон к своей семье и планирую работать в британском МИД. Моя семья против того, чтобы я еще раз поехал работать послом в другую страну. Думаю, что для меня настал момент проводить больше времени со своей семьей.
     Я с удовольствием работал в Беларуси. Трудно сказать, была моя деятельность успешной или нет — как вы можете оценить меру успеха? Я встретил здесь прекрасных людей и жил здесь с ощущением, что это прекрасное время. И мне очень грустно покидать Беларусь.

  // 19:00 //



Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме