16:15 07.06.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
ОТТЕПЕЛЬ ПОСРЕДИ ЗИМЫ
Политика — это холодная голова, мертвое сердце и грязные руки.
Би Дорси Орли
В Беларусь пришло нечто неслыханное и невиданное. Имеется в виду совсем не жара, а признаки политической либерализации. Где-то в течение двух недель были освобождены три политических узника (Н. Статкевич, П. Северинец, Е. Садовская), прекращено несколько уголовных дел в отношении оппозиционеров, власти дали возможность провести в Минске Конгресс демократических сил. И, наконец, удивительно мягкий по нынешним временам приговор по делу пяти «молодофронтовцев» — штраф и предупреждение. Год назад за такое же правонарушение — действия от имени незарегистрированной организации — четырем руководителям инициативы «Партнерство» присудили заключение в колонии.
Уже сам факт того, что политический климат в стране измеряется количеством политзаключенных и степенью суровости приговора в отношении оппонентов власти, очень знаменательный и более чем ярко характеризует созданную в стране систему.
Временная политическая оттепель вызвана вовсе не эволюцией нынешней власти, не внезапно проснувшимся гуманизмом, раскаянием или запоздалым проявлением благонравия у высших чинов государства. Все дело в начавшемся кулуарном диалоге или, точнее сказать, торге между официальным Минском и Западом. И политзаключенные оппозиционеры оказались в роли заложников, за которых требуют выкуп. Как когда-то в ГДР коммунистический режим Э. Хонеккера продавал заключенных диссидентов Западной Германии штуками по твердому тарифу.
Однако вынесем мораль за скобки и посмотрим, какими политическими мотивами обусловлены такие действия. Дело в том, что 21 июня Беларусь должны исключить из Генеральной системы торговых преференций ЕС за нарушение профсоюзных прав. В результате этого наша страна может потерять около 400 млн евро в год. В целом для экономики ущерб вроде бы далеко не критический, но для некоторых отраслей, например легкой промышленности, эти санкции могут иметь катастрофические последствия.
Это сильно беспокоит белорусское руководство, которое прилагает значительные усилия, дабы предотвратить введение санкций. В Женеву, где находится штаб-квартира Международной организации труда, не один раз ездили на переговоры заместитель главы Администрации президента Н. Петкевич, вице-премьер А. Кобяков, другие важные чиновники. В рамках решения этой задачи и следует рассматривать нынешнее политическое потепление.
Совершенно очевидно, что ни на какую серьезную либерализацию белорусские власти идти не собираются, ведут лишь политическую игру, делают шаги, способные произвести демонстрационный эффект. У Н. Статкевича, П. Северинца срок заключения заканчивался летом, их освободили на пару месяцев раньше и пытаются «продать» это Западу в качестве шага навстречу. А между тем продолжают отбывать наказание еще четыре политических узника: А. Козулин, А. Климов, А. Финькевич, Д. Дашкевич. Власти продолжают жестко пресекать любые публичные акции протеста.
Тем не менее, начавшаяся игра в либерализацию весьма примечательна в том смысле, что позволяет по-новому взглянуть на созданную в Беларуси систему власти, ее взаимоотношения с окружающим миром, сделать ряд важных выводов.
Во-первых, до сих пор в широких экспертных кругах сложилось убеждение, что модель управления А. Лукашенко политически неприступна, она находится за порогом чувствительности к любому давлению из-за рубежа, прежде всего с Запада. И сам президент Беларуси много раз категорически заявлял, что мы никогда не поддадимся внешнему прессингу, не позволим вмешиваться в наши внутренние дела, будем давать отпор любым попыткам учить нас жить.
И вот теперь мы видим, что вся эта умозрительная конструкция дает трещину. Белорусская система власти поддается давлению. Весь вопрос в том, куда и как давить.
Вывод второй. За прошедшие 13 лет правления А. Лукашенко западные государства и организации приняли десятки, если не сотни резолюций и заявлений с осуждением нарушения демократических норм и прав человека в нашей стране. Белорусский лидер, наверное, давно уже перестал их читать, поскольку никаких реальных угроз его власти они не несут. А. Лукашенко — политик прагматичный, разговор о каких-то правах человека, ценностях демократии он просто не воспринимает, а людей, которые его навязывают, считает наивными чудаками, прибывшими с некой диковинной планеты.
И вот впервые за многие годы Европа продемонстрировала готовность ввести конкретные экономические санкции, т. е. заговорила с А. Лукашенко на понятном ему языке. И сразу же получила пусть маленький, но заметный результат. Решение ЕС о лишении Беларуси торговых преференций весьма наглядно показало, где находится самое уязвимое место, ахиллесова пята белорусской модели. За последние годы общественная поддержка А. Лукашенко и его политики эволюционировала от эмоционально-харизматической к рациональной. Теперь она основывается на экономическом росте и социальной стабильности. И любые угрозы и риски, способные пошатнуть эту стабильность, воспринимаются белорусским руководством как очевидная опасность для его власти. Отсюда и такая реакция на угрозу.
Вывод третий. В среде политиков и экспертов доминирует мнение, что международные санкции не работают, они не дают желаемого эффекта. При этом приводятся примеры Кубы, Ирана, Ирака при Саддаме Хусейне и др.
Но вот санкции в отношении Беларуси еще даже не введены, а только лишь объявлены, и сразу же начался серьезный торг. Это как раз тот случай, когда угроза сильнее исполнения.
Наконец, вывод четвертый. Опять же в политической и экспертной среде сложилось устойчивое мнение, что у Запада нет рычагов влияния на Беларусь, поэтому ему ничего другого не остается, как только выступать с заявлениями. Подобная точка зрения, возможно, и имела основания несколько лет назад. Однако последние события показывают, что она в значительной степени устарела. Если в 2002 году на страны ЕС приходилось 28% белорусского экспорта, то в 2006 г. — уже 50%.
Угроза лишить Беларусь торговых преференций и реакция на это официального Минска свидетельствуют о том, что у ЕС появился эффективный инструмент, золотой ключик для открытия до сих пор наглухо запертой двери. Другое дело, что Европейский союз не готов им пользоваться по причине того, что санкции — это всегда обоюдоострое оружие.
Увы, оттепель в суровых условиях политической зимы — явление кратковременное. Можно даже вычислить дату окончания этой климатической аномалии — 21 июня. Причем вне зависимости от того, какое решение примет ЕС. Если нашу страну исключат из системы торговых преференций, то А. Лукашенко скажет: вот, дескать, мы пошли на уступки, сделали несколько шагов навстречу, а в ответ — черная неблагодарность. В результате политический режим может серьезно ужесточиться.
Если же ЕС в очередной раз отсрочит санкции, то это убедит Минск в политической слабости объединенной Европы, ее неспособности к решительным внешнеполитическим шагам. А со слабыми какой смысл торговаться.
Рубрика Валерия КАРБАЛЕВИЧА
«Снплюс. Свободные новости плюс» #22 6. 6.-13.6.2007
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |