00:30 29.05.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
СИТУАЦИЮ В УКРАИНЕ ОБНУЛИЛИ
Очередное обострение затяжного кризиса власти произошло в Киеве с четверга на пятницу, и, похоже, за всю – трехмесячную уже – историю противостояния президента и коалиции на тот момент ситуация выглядела серьезнее, чем когда бы то ни было. По крайней мере, в дело включились силовики, и то, о чем когда-то предупреждали эксперты — потенциальный конфликт «регионального» министра внутренних дел и пропрезидентского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), — превратилось в реальность. Но все хорошо, что хорошо кончается. В течение выходных кризис «разрулили», и европарламентарии, которые ожидаются в Киеве к понедельнику, застанут столь редкое в наших краях согласие.
Чтобы хоть в общих чертах понять, что же на самом деле произошло в Киеве на минувшей неделе, попробуем представить последовательность событий: что предшествовало очередным скандальным указам Ющенко, что за ними последовало и, наконец, — чем сердце успокоилось. Итак:
Три недели назад стороны заявили о «компромиссе», суть его была в том, что досрочным выборам быть. О дате по привычке договаривались долго и безуспешно, между тем время шло и работало на регионалов. 23 мая уже было договорились и обещались дату обнародовать — как будто бы сошлись на 30-м сентября, но в перспективе рекордного роста рейтинга Ющенко и вероятного изменения будущей парламентской конфигурации соратники Януковича уже ни в каком консенсусе смысла не видели. А видели смысл лишь в удержании власти.
Как бы там ни было, внезапно Янукович берет тайм-аут и отбывает из Киева. Между тем, Кабинет министров незадолго до того успевает подписать постановление о повышении бюджетных зарплат и пенсий, каковое, понятное дело, не могло быть проведено через неработающий парламент — вину за это тут же возложили на президента и оппозицию.
В то же время баланс сил в юридическом поле, который после увольнения части судей КС и назначения нового-старого генпрокурора вроде должен был «выправиться» в сторону президента, опять дал дрейф на восток: регионалы «взяли в долю» Виктора Медведчука («кризисного менеджера» Леонида Кучмы). По разным сведениям, Медведчук контролирует пятерых из 18 членов КСУ, причем троих – из квоты президента, кроме того, экс-руководитель администрации президента якобы обладает достаточно высоким уровнем влияния на ЦИК.
Между тем трижды уволенный и трижды назначенный генпрокурор Святослав Пискун, славный своей «гибкостью» и «осторожностью» и призванный президентом для разрешения конфликта, оказался чересчур гибким. Его вдруг стали встречать в Донецке на футболе, он никоим образом не «разруливал» ситуацию вокруг КС, наконец, он в самом деле осторожничал и всячески уходил от «силовых решений», к которым в последние недели стало тяготеть окружение президента Ющенко.
В самом этом окружении тоже произошли некоторые кадровые передвижки. Ющенко стремительно сменил начальника Госохраны: Петр Опанасенко пробыл на этом посту не более суток (ему, говорят, недостало решительности), и 24 мая Ющенко своим указом заменяет его Валерием Гелетеем, «человеком Виктора Балоги», доказавшим свою «решительность» при штурме Печерского суда. В тот же день Ющенко вводит в Совет безопасности Александра Турчинова (Блок Юлии Тимошенко) и увольняет генпрокурора Пискуна. Пискун отказывается увольняться, и в течение нескольких часов в Генеральной прокуратуре (ГП) происходят удивительные вещи.
Основанием для увольнения Пискуна было признано совмещение им должностей генпрокурора и народного депутата. Услышав это, Пискун, по словам свидетелей, покрутил пальцем у виска и напомнил, что заявление о сложении депутатских полномочий подал в тот же день, но распущенная Рада не стала его рассматривать. Тем не менее, переговорив с Плющом, Пискун поднялся к себе «забрать вещи» и направился к выходу. Однако в этот момент в воротах появляются решительно настроенные депутаты фракции регионов, о чем-то говорят с Пискуном, тот резко разворачивается и возвращается к своему кабинету, вокруг которого уже заняли позиции подчиненные Валерия Гелетея. Поддерживаемый депутатами Пискун берет кабинет буквально с боем.
Депутаты призывают друг друга освобождать сотрудников Генпрокуратуры, в этот момент появляется министр внутренних дел Василий Цушко и за ним бойцы «Беркута». Министр заявляет, что немедленно арестует всех, кто оказывает сопротивление, но никого не арестовывает, зато депутаты с «беркутовцами» выламывают еще несколько дверей. К прокуратуре подтягивается десант из Совбеза во главе с Турчиновым. Турчинов пытается переговорить с Пискуном наедине, депутаты препятствуют, и Турчинов отправляется в Секретариат президента на экстренное совещание силовиков. Министра внутренних дел туда не приглашают, и ближе к ночи Ющенко подписывает приказ об увольнении Цушко и переподчинении внутренних войск президенту. В это же время с переменным успехом ведутся бои (кулачные, главным образом) за здание Генпрокуратуры. В итоге третий этаж оказывается под контролем сотрудников Валерия Гелетея, на четвертом размещаются сторонники Святослава Пискуна, а все здание прокуратуры оцепляют бойцы спецподразделения МВД "Беркут".
Наутро премьер и президент обмениваются заявлениями, обвинив друг друга в попытке государственного переворота. (Справедливости ради: Янукович говорил об «окружении президента», которое его «не информирует»… Чисто старый Форсайт, которому никто ничего не рассказывает.) Спикер Александр Мороз произносит слово «путч». Новостные ленты помещают взаимоисключающую информацию о том, кому же на самом деле реально подчиняются внутренние войска. Ющенко вводит в состав СНБО глав администраций Киева и Севастополя, так что, по меньшей мере, в столице Украины некоторое время ожидают введения чрезвычайного положения. Непонятно кому подчиненные внутренние войска стягиваются в Киев.
Однако уже в воскресенье утром новостные ленты объявляют о счастливом примирении: Ющенко, Янукович и Мороз все-таки договорились, выборы состоятся 30 сентября, войска уходят, провокаций более не ждут, а непримиримые «договорщики» вместе идут на футбол. Киев празднует День города, все поздравляют друг друга — хеппи-энд.
Что дальше? Если полагать, что кризис разрешен, то в чем его уроки и каковы последствия?
Первое, что стало очевидно из событий вокруг Генпрокуратуры, — катализатором кризиса в прямом и переносном смысле стала так называемая третья власть, вернее, ее отсутствие. Фактически судебная власть в Украине не была ни властью, ни «третьей силой». Она была «политическим дышлом» и ареной борьбы противоборствующих сторон. В конечном итоге ситуацию с Конституционным судом и Генпрокуратурой «обнулили»: выборы состоятся без какой бы то ни было оглядки на решение КС. Пискун уйдет в отставку, сейчас или через два месяца (когда у него закончится срок каденции) – неважно. Новый генпрокурор, скорее всего, будет играть на стороне президента. Таким образом, эту игру выиграл Виктор Ющенко, в то время как окончательная дата выборов выглядит формальной уступкой Януковичу. Но по большому счету уже понятно, что Ющенко выиграл не только ситуативно, но и в перспективе.
Все эти три месяца он вынуждал коалиционеров реагировать задним числом и, похоже, изменил свой имидж «пассивного простака», теряющего популярность «тюфяка» на фоне энергичной и популярной Тимошенко. Отныне он опережает Тимошенко в рейтинге, чего не было уже более двух лет. Если в течение лета не произойдет ничего чрезвычайного, конфигурация сил в будущей Верховной Раде и, соответственно, в будущем Кабинете министров неминуемо переменится. И дело не только в том, что «Наша Украина» увеличит там свое присутствие, а коалиция скорее всего не досчитается социалистов и вряд ли сможет создать большинство. Эксперты всерьез заговорили об усиливающихся противоречиях внутри самой Партии регионов, о том, что либерально-космополитическая группа Ахметова берет верх над консервативно-бюрократическими силами Януковича-Азарова и что по ходу избирательной кампании регионалам придется решать внутренние проблемы.
И, тем не менее, при кажущемся счете 3:0 в пользу Ющенко, правы были те, кто все эти дни утверждал, что в сложившейся ситуации не будет ни победителей, ни побежденных. В конце концов, Украина впервые оказалась на грани силового конфликта и осознала, какой хрупкой была ее кажущаяся стабильность. Иллюзий насчет возможного демократического равновесия сил тоже, судя по всему, не осталось.
И последнее: возможно, некоторое число украинцев стали больше уважать Ющенко – сильного президента, но никак не меньшее число украинцев потеряло веру в то, что в этой стране существует Закон и что он имеет хоть какую-то силу. Правовой нигилизм народных избранников вызывает политический цинизм тех, кто ходит (или не ходит) на выборы.
28 МАЯ 2007 г. ИННА БУЛКИНА www.ej.ru Киев
* * *
ПОЛУЕВРОПА
Развитие украинского политического кризиса на минувшей неделе в очередной раз подтвердило промежуточный – своего рода «полуевропейский» - характер Украины, которая не входит в европейское сообщество, но очень хочет в него попасть. Все основные игроки вели себя с неевропейским презрением к закону и процедурам, но постоянно оглядывались на Европу , чтобы понять, когда нужно остановиться, дабы не утратить европейскую перспективу для своей страны и себя лично.
В современной Европе многое из того, что происходило в Украине считается предосудительным. Вспомним совсем недавний пример с противостоянием президента и парламентского большинства в Румынии. Там парламент выразил недоверие главе государства (имея на это полное право), Конституционный суд (сильный и авторитетный орган, решения которого являются обязательными для всех участников политического процесса) счел, что основания для уголовного обвинения в отношении президента отсутствуют. Тогда парламент – также в соответствии с нормами закона – вынес вопрос о недоверии президенту на референдум. Президент – как это и положено - временно отказался от исполнения обязанностей в пользу спикера Сената – своего политического оппонента, который, в свою очередь, предоставил как сторонникам, так и противникам главы государства полную свободу агитации. Народ высказался в поддержку президента, который вернулся к исполнению своих обязанностей.
Напомним, что Румыния – один из самых «молодых» членов Евросоюза, однако, как и другие европейские страны, она действует в соответствии с жесткими правовыми европейскими принципами, которые запрещают угрозу применения силы в отношении политических оппонентов, произвольное смещение должностных лиц, давление на судебную систему. Любой нарушитель этих принципов подлежит остракизму в европейском масштабе. При всей неидеальности политических нравов в Румынии (напомним, что тамошнего президента обвиняли в незаконном прослушивании телефонных переговоров своих оппонентов, но доказать это так и не смогли) европейская идентичность не позволяет ее истеблишменту пренебрегать демократическими принципами. Еще полтора десятилетия назад в той же Румынии конфликт между властью и оппозицией решался с помощью шахтерских кулаков, которые правившие левоцентристы использовали против оппозиционных правоцентристов. Это было вскоре после свержения диктатуры Чаушеску, когда самые большие еврооптимисты не прочили Румынии вступления в ЕС к 2006 году.
В современной Украине правила игры далеки от европейских – они по своей стилистике ближе к румынским начала 90-х годов (хотя и несколько мягче – с учетом европейской перспективы). Вспомним только самые последние события – такие, как силовое противостояние пропрезидентской госохраны и проправительственных спецназовцев из «Беркута». Стягивание к Киеву отрядов внутренних войск, лояльных Виктору Ющенко, и противодействие этому «гаишников», сохранивших верность Виктору Януковичу. Отставка председателя Конституционного суда Ивана Домбровского, оказавшегося под сильнейшим давлением со стороны антиющенковских сил, и смещение президентом генпрокурора Святослава Пискуна (что сомнительно с точки зрения закона) при назначении исполняющим его обязанности выходца с Западной Украины Виктора Шемчука, который не был даже заместителем генпрокурора – он являлся лишь прокурором Крыма. Законность последнего назначения не решаются защищать даже многие весьма симпатизирующие Ющенко люди.
В течение последних дней в обоих противоборствующих украинских лагерях произошло усиление ястребов. Таких, как новоназначенный начальник госохраны «ющенковец» Валерий Гелетей – еще совсем недавно этот бравый молодой полковник командовал киевским УБОПом. Или отставной генерал Александр Кузьмук, ставший заместителем Януковича по силовым структурам – его карьера как кучмовского министра обороны прервалась после «оранжевой революции». Все это усиливало страхи по поводу возможного силового сценария разрешения кризиса. Тем более что легитимность всех основных институтов в стране, и без того не блещущей давними демократическими традициями, оказалась серьезно подорвана. Общество расколото: президент вошел в клинч с правительством, в результате чего треть населения хочет его импичмента, а свыше 40% - против этой идеи. Распущенный Ющенко парламент собирался на свои заседания и занимался законотворчеством, правомерность которого одна часть общества признавала, а другая – нет (в соответствии с условиями компромисса, принятые в этом период законы придется подтверждать на наступившей неделе). Конституционный суд, авторитет которого и ранее был не слишком велик (общеизвестно, что многие судьи попали в него исключительно по политическим соображениям), дискредитирован обвинениями в ангажированности и коррупции.
И все же политический класс Украины смог найти компромисс, заключающийся в проведении парламентских выборов 30 сентября. Это не очень устраивает президента, рейтинг которого в последнее время вырос (к нему вернулась часть избирателей, ранее разочаровавшихся в нем из-за его прежней нерешительности) – понятно, что Ющенко хотел бы провести выборы как можно раньше, пока сохраняется эта позитивная для него и его «Нашей Украины» тенденция. Это не очень устраивает Юлию Тимошенко, которая только-только получила часть административного ресурса – после назначения ее самого верного соратника Александра Турчинова первым замом главы Совета национальной безопасности и обороны (с учетом «текучести кадров» в украинской власти нет гарантии того, что он продержится на этому посту до сентября). Это совсем не устраивает спикера Рады Александра Мороза – рейтинг его Социалистической партии оставляет ей мало шансов быть представленной Раде. Можно, конечно, пойти в блок к Януковичу, но тогда многие функционеры партии могут оказаться за пределами парламента. Это не слишком устраивает «регионалов», которые могут при неблагоприятном для них ходе избирательной кампании потерять руководство кабинетом министров – если в Раду не пройдут социалисты, зато прорвется «Народная самооборона» бывшего главы МВД Юрия Луценко, которая сейчас находится на подъеме и может пойти на выборы самостоятельно.
Однако особенности любого компромисса и заключаются в том, что полностью он не устраивает никого из его участников. Украинский же компромисс основан не только на особенностях местной политической элиты, которая предпочитает не доводить конфликты до «точки невозврата», когда они действительно могут быть разрешены только силой, что ярко проявилось в «революционные» дни декабря 2004 года. Не менее важен и европейский фактор, который принуждает стороны к элементарной сдержанности. Понятно, что если бы украинский кризис вступил в силовую фазу, то на европейской перспективе для нынешнего политического класса страны (и без того далеко не безусловной) пришлось бы поставить крест.
При этом Янукович хочет в Европу не меньше, чем Ющенко – их отличие состоит в том, что если первый рассматривает европейский транзит Украины как стайерский забег, то второй является нетерпеливым спринтером. Не случайно, противники Ющенко едва ли не чаще, чем его сторонники, пытались заручиться симпатиями Запада, апеллируя к различным европейским структурам. В данном случае «фактор Европы» сыграл сдерживающую роль для украинских политиков, предотвращая развитие событий по силовому варианту. Но, одновременно, кризис еще раз продемонстрировал, что до полноценной европейской интеграции Украине, с ее слабыми институтами и пренебрежением политиков к закону, еще далеко.
Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий
28 МАЯ 2007 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН www.ej.ru
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме